Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ес­ли силь­но про­яв­ля­ют­ся гнев, ро­пот, то это вер­ный приз­нак ду­ши гор­дой. Сми­рись, уко­ри се­бя, и си­лен Гос­подь по­дать ру­ку по­мо­щи и уте­шить.

преп. Анатолий

Есть гре­хи смерт­ные и несмерт­ные; смерт­ный грех это та­кой грех, в ко­то­ром, ес­ли не по­ка­ешь­ся и в нем зас­та­нет смерть, то идешь в ад, но ес­ли ты в нем по­ка­ял­ся, то он тот­час же про­ща­ет­ся. Смерт­ным он на­зы­ва­ет­ся по­то­му, что от не­го ду­ша уми­ра­ет и ожить мо­жет толь­ко от по­ка­я­ния. Грех то же для ду­ши, что ра­на те­лес­ная для те­ла. Есть ра­ны, ко­то­рые мож­но вра­че­вать, ко­то­рые не при­но­сят те­лу смер­ти, а есть ра­ны смер­тель­ные. Так же и гре­хи. Смерт­ный грех уби­ва­ет ду­шу, де­ла­ет ее нес­по­соб­ной к ду­хов­но­му бла­же­н­ству. Ес­ли, нап­ри­мер, сле­по­го че­ло­ве­ка пос­та­вить на мес­то, с ко­то­ро­го отк­ры­ва­ет­ся чуд­ный вид, и спро­сить его: „Не прав­да ли, ка­кой чуд­ный вид, ка­кая кра­со­та", то он, ко­неч­но, от­ве­тил бы, что не чувству­ет этой кра­со­ты, так как у не­го нет глаз, нет зре­ния. То же са­мое мож­но ска­зать о нес­по­соб­нос­ти ду­ши, уби­той гре­хом, к веч­но­му бла­же­н­ству.

преп. Варсонофий

Грех кла­дет пе­чать не толь­ко на ду­шу, но и на внеш­ность че­ло­ве­ка, на его внеш­нее по­ве­де­ние и вид.

преп. Никон

Страницы: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]

Беседы преподобного Амвросия Оптинского с Глафирой Ждановой

21 октября 1862 года

Батюшка о. Амвросий при первом с ним нашем свидании спросил у нас всех наши имена и, повторяя каждое имя, обратил внимание на сестру мою: "Градислава! Имя-то какое хорошее... Гряди — слава!.. Смотри, береги славу, а то потеряешь — не вернешь... разлетится по лесам... Впрочем, если земную славу и потеряешь, небесную храни и береги".

10 марта [18]63 [года]

Будь ты Анна, будь Аннушка, не будь Анета. В Анетах пути нету! Правда это?.. (Барышню, у которой спросил батюшка: правда ли это? — звали Анной. Она вышла замуж и через полгода развелась с мужем.) Что ж она сама-то не пришла? Больна... На, вот ей письмо и четки.

18 дек[абря] 1864 г[ода]

С кем ты приехала? Где же он? Сюда-то с кем пришла? Одна?.. Вот смелая какая...

Как же тебе идти замуж, когда ты больна? Ведь и пословица есть: муж любит жену здоровую, а брат сестру богатую. К тому же желаешь в монастырь. Тем, которые желают в монастырь да выходят замуж, — не бывает счастия. Множество случаев я знаю, да вот и недавно был такой случай. М[ать] Митр. ждала к себе свою сестру, которая желала поступить в монастырь; келлия для нее была готова, и только бы ей поступить в монастырь, как присватался к ней жених, и она вышла замуж. Что же ты думаешь? С первого же дня своей свадьбы потеряла спокойствие духа. Я получил от нее слезное письмо. Да она-то еще здорова... а ты больная...

Обещания в монастырь ты не давала? Как так уверена была, что пойдешь в монастырь? Я этого не понимаю. Да это больше обещания. Это призвание Божие. Сам Господь тебя избирает Себе на служение. Сама рассуди: посланная тебе радость на молитве действительно есть указание на монастырь и дается не всем, а только тем, кого Он Сам избирает Себе на служение. Царь царей тебя зовет к Себе на служение... Обещания не исполнить грешно, а ведь это гораздо важнее — презреть звание Божие. После этого можешь ли ты надеяться получить счастие в замужестве? Ты не будешь счастлива в замужестве ни в каком случае потому, что желаешь в монастырь. Хорошо бы было, если бы твой жених сам сюда приехал. Ступай! Утро вечера мудренее! Приходи завтра. Сколько тебе лет? Шестнадцать! Как еще ты молода...

Бог благословит тетке исповедаться у о. Пимена, а сестре у о. Гавриила... А Глафира-то Жданова у кого будет исповедоваться? У меня... Да хорошо еще, если приму... Обещать я не могу, хоть бы и хотел. Я болен и слаб. Не всегда могу. Утро вечера мудренее. Приходи завтра. В силах буду — исповедую, не в силах буду — к о. Пимену ступай.

19 дек[абря]. Еще приехали... Еще приехали... Уж мы с нею знаем кто. Ну вот, твой Павлун приехал. Эк ты сколько ему наобещала! Ну, ступай замуж... Ты послушай! Я не могу тебе советовать идти замуж, когда ты больна. Во-первых, по нездоровью, а еще больше по желанию твоему пойти в монастырь. Если ты выйдешь замуж — будешь непокойна тем, что презрела звание Божие и обрекла себя на жизнь мирскую. Все, желавшие посвятить себя жизни монашеской, в замужестве бывают несчастливы. Тебе куда хочется-то? в какой монастырь? Что тебе делать в Троекурове? В Белеве проще, лучше. В Белеве ты будешь жить с Ал[ександрой] Ив[ановной], а в Тр[оекурове] одна. Тебе дорога в Белев. Ну ступай! Утро вечера мудренее.

Вот что. Если до весны здоровье твое поправится и ты будешь совсем здорова, — Бог благословит тебя идти замуж. Если же здоровье твое останется в том же виде, как теперь, или будет еще хуже, не могу благословить тебя на замужество.

По теплым дням! По теплым дням!.. Смотри, теплей одевайся, а то скажут: в Оптиной простудилась. Жених-то тебе нравится или нет?.. По теплым дням! Весна нам все покажет. Мать его просит сделать помолвку. Не нужно. А впрочем, пусть просит. Отец твой на это не согласится.

29 апр[еля] [18]65 г[ода]

Ты воскресла! Ты воскресла! Если бы свадьба твоя не разошлась, ты бы умерла. Господь не допустил бы тебя выйти замуж... Ты, старая, виновата, что она едва не умерла. Говори: "Виновата".

Зачем вы сюда теперь с дядей приехали? Подождала бы да с отцом сюда и приехали. Вот и приходится уезжать не занявшись, дядя не ждет. Не унывай! Надейся на Бога! Готовься к смерти. Во всяком случае не унывай и надейся лучшего. Зачем ты окидывалась холодными простынями, да еще после горячих ванн? Ведь так можно простудиться и умереть. Что ж, что отец велит. Ты простыню намочи водой, пол прилей, будто окидывалась, а сама не окидывайся. Ведь отец твой не придет смотреть, как ты окидываешься, а после хоть бы и пришел, так увидит на полу воду и будет думать, что ты окидывалась, ты же не губи себя, не окидывайся.

Не унывай! Готовься к смерти. Надейся лучшего. Не хлопочи о дружбе. Она тебя спутает.

Имей при себе страх Божий и храни свою совесть. Филицата Гр[игорьев]на! Александра Ив[анов]на! Глафира! Подите сюда!.. Весь триумвират собрался? Кто хочет в Киев Богу молиться идти?.. Все?.. В хорошую минуту проси у дяди денег двести руб[лей] на поездку в Киев. Если он даст денег и потребует их назад, — не отдавай, скажи: так добрые дела не делают. Когда получите деньги, возьмите с собой девушку, чтоб вам в дороге служила, пару лошадей, телегу; найдите старичка, чтоб хранил лошадей и вез ваши вещи, и скорее уезжайте. Не бойтесь, что вас много поедет в одной телеге. Один будет ехать, а кто может, идите пешком. Кто из вас устанет идти, садитесь в телегу отдыхать. Попеременкой все садитесь отдыхать, а кто может — идите пешком, а телега чтоб ехала потихоньку за вами. От дождя и солнца сделайте будку на телегу и кожаный фартук, чтоб все вы могли прятаться под ними. Возьмите с собой самовар, чайную, кухонную и столовую посуду, чтоб можно было, где встретится удобное местечко, речка или ручеек, наскоро на таганчике сварить похлебку или кашицу, поставить самовар, подкрепиться пищей и отдохнуть. Будкой загородите солнце, раскиньте палатку, отдохните и отправляйтесь дальше.

Когда поедете в Киев, по дороге заезжайте ко всем угодникам помолиться. Зайдите в Белгород к свт. Иоасафу [1]. Хотя мощи его еще не открыты, но он великий угодник, много чудес бывает по его св[ятым] молитвам. Непременно к нему зайдите. Зайдите в Лубны к преп. Афанасию Сидящему [2]. Около Киева много есть святыни. Везде побывайте. Из Киева уж вы другою дорогою отправляйтесь. Зайдите в Воронеж к свт. Митрофанию и в Задонск к свт. Тихону. Лето у вас пройдет в путешествии, а осенью там видно будет, что делать. На дорогу я вам дам денег по полтиннику. (На поездку в Киев прислал батюшка нам денег 1 рубль, и, к удивлению нашему, Ал[ександре] Ив[ановне] не пришлось с нами поехать.)

25 мая [18]65 г[ода]

Одну отпускает идти в монастырь, другую нет, говорит, что очень молода. Да еще отец твой мне сказал, что ты упряма. Правда ли это? Не все ли равно, что упряма, что настойчива. Ко мне раз пришел старый солдат. В разговоре я сказал ему: "Какой ты, братец мой, чудак!". Солдат обратил большое внимание на эти слова и, проходя мимо сторожа-старика, здешнего послушника, спросил: "Скажи ты мне, пожалуйста, есть ли какое различие между чудаком и дураком?". Послушник думал, думал да наконец и ответил: "Кажется, что никакого". Так и я скажу: упрямство и настойчивость одно и то же. Старайся исправляться. Я ведь узнаю о тебе. Не от тебя узнавать буду, от других. Хоть и никто от вас сюда не ездит, да все-таки узнаю. Ведь спрашивала же ты у м. игум[ении] Макарии, трудно ли жить в монастыре?

7 янв[аря] 1866 г[ода]

А!.. А!.. Жданова нежданная сюда приехала... Только было хотел писать, чтоб ехали сюда, а вы и сами приехали. Уж и о. Константин ревнует, чтоб поскорее тебе написать, да все время нет, много раз собирался писать, да все не дают... Теперь уж мы будем лечить тебя по-своему!... Ступайте завтра к ранней обедне, отслужите молебен Царице Небесной и панихиду по старцам. А ты молись усердней Царице Небесной, чтоб Она тебя исцелила.

8 янв[аря]. А!.. Скоп! Скоп! Скоп! Идет! Молоко и сметана своя, а сама вполовину стала. Вот что: мы с тобой заведем себе бутылочку, нальем в нее парного молока — никому не дадим, сами будем пить. Ты парное молоко любишь? Хоть и не любишь, да бери себе парного молока и пей его, когда остынет. Когда сюда приезжаешь, обращайся к м. Афанасии с поклоном, чтоб хорошенького молочка дала. М[атушка] Афан[асия]! уж ты давай ей, когда сюда приедет, хорошенького молочка, ведь она больная... Теперь у нас скотница своя... Спроси у нее. Она в сметане толк узнала. С кого же начинать? Уж нужно с больных! Вот что: хоть ты и больная, да своя рубашка ближе к телу: м. Афан[асия], поди сюда.

Ну, что тебе нужно, говори. Забыла! Вспомни. Да чего тебе хочется-то? Здесь остаться?.. Теперь этого сделать нельзя. Молись усерднее Господу и Царице Небесной, чтоб Они преклонили сердце твоего родителя отпустить тебя в монастырь. Он желает, чтоб ты пошла в монастырь, да боится, что ты не выдержишь. К тому же Ив[анск]ий [3] его настраивает тебя не отпускать. И Ив[анск]ий желает, чтоб ты пошла в монастырь, да из угождения твоему отцу его отговаривает. Политику соблюдает.

Терпи и молись Богу и Царице Небесной. Силен Господь преклонить сердце твоего родителя и устроить о нас полезное. Поживи у нас. Мы тебя сюда повозим, и если тебе лучше не будет, дадим на дорогу меховой воротник, чтоб не простудить лицо. Теперь уж мы будем лечить тебя по-своему...

1866 год

Не зови к себе в гости никого: ни родных, ни знакомых. Приезжают не к тебе, а к отцу твоему, если же приглашать станешь, станут ездить к тебе, и чуть что не так, будут обижаться. Слыхала ты пословицу: званый гость велик...

10 янв[аря]. Бог благословит вам уезжать. Ал[ександра] Ив[ановна]! напиши м. Митр. письмо, чтоб с честию встретила и проводила, а сама ты здесь оставайся...

29 июня 1866 г[ода]

Как вы теперь поживаете? Избу наняли и живете в ней?.. На крыльцо вместо балкона сидеть выходите? Что ж, и лавочки там есть?.. Сидишь на лавочке, читаешь или работаешь — это хорошо. По постным дням — постное едите?.. Как нечего есть?.. Мало ли что можно изготовить постное. Говоришь, горох пучит живот? Правда. А ты сделай так, чтоб не пучил. Ведь гороховая шелуха пучит живот. Ты свари горох да в сито его протри, сделай его жидким. Поджарь гренков из белого хлеба, положи их в горох тогда, когда нужно будет подавать горячее на стол. Вот тебе и будет хороший суп, и пучить живот протертый горох не станет. Ведь пучит живот не горох, а гороховая шелуха, а если ее откинуть, то и не будет пучить живот.

Что же ты читаешь? Романы не читай. Не нужно. Так рассказывают: одна барышня приехала в деревню и поехала в гости к соседке; в разговоре спрашивает она у деревенской барышни: "Есть у вас романы?", а та так наивно ответила ей: "Нет! Был один Роман, да и того в солдаты отдали". Ты читай больше исторические книги или путешествия какие... Ты говоришь, тетка любит и желает прочесть Норова "Путешествие в Иерусалим" [4]... — вот ты и читай ей вслух, а как станете читать, поезжайте с ней в Иерусалим.

Ты послушай! Береги глаза. От них все зло... Ведь это дурная привычка смотреть. Удержись раз-другой, вот и тянуть не будет. В особенности не смотри на мужчин, и на молодых в особенности. Куда идешь — смотри себе под ноги на дорогу. Встретится мужчина, а ты около него козырем пройди. Если спросит кто, почему не поклонилась, отвечай: любомудрием занята была. Ты послушай! Не обращай внимания на помыслы. Ну куда тебе замуж. Ты думаешь, хороша ты будешь, если выйдешь замуж? Ни дать ни взять как NN, тюря тюрей.

Желающим посвятить жизнь свою Господу не бывает счастья в замужестве. Вот недавно был случай: м. Митр. ждала свою сестру в монастырь, приготовили ей келлию, только бы ей приехать в монастырь — подвернулся жених, она за него и вышла. Что же ты думаешь? С первого дня своей свадьбы упала духом, так заскорбела, что не рада стала замужеству. Слезное письмо мне прислала.

Крестись чаще и имей при себе страх Божий. Призывай на помощь Ангела-хранителя. Ведь ты не одна, при тебе есть Ангел-хранитель, который отступает от нас, когда мы грешим.

Когда ложишься спать, ограждай все чувства свои крестным знамением. Делай это, чтобы никто не видал, под одеялом. Прежде всего, огради крестным знамением свое сердце. Сердце у человека лежит под левым сосцом. В сердце лежат все злые наклонности: гордость, гнев, зависть, любодеяние и прочие греховные страсти и помыслы. Сила крестного знамения умерщвляет страсти и приближает к нам Ангела-хранителя. Потом перекрести лоб. Ум у человека занимает верхнюю часть головы. Делая крестное знамение на лбу, ты тем освящаешь свой ум и приносишь его в жертву Богу. Потом перекрести глаза, уши, рот, нос и руки (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание). Потом перекрести перси, живот и ноги. Ты знаешь, где у тебя сердце? Сердце лежит против левого сосца. Ограждая крестным знамением перси, ограждается также и сердце. Когда делаешь крестное знамение на животе, доводи крест только до пупка, а ниже не спускай, иначе будет неприлично и грешно. Около пупка сосредоточены все жилы, которые живот объемлют, и они все крестным знамением освящаются. Также и в ногах ограждай крестным знамением колена. В коленах собраны все жилы, и когда ты их перекрестишь — освящаются все ноги.

Имей при себе страх Божий.

29 июня 1866 года

Купи себе четки, носи их и почаще смотри на них с молитвою Иисусовой: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную... (Принесенные мною кипарисовые четки для испрашивания благословения носить батюшка благословил и намотал мне на левую руку.)

29 авг[уста] 1868 г[ода]

Если можете пробыть 7 сент[ября], лошадей отправляйте, когда же прислать за вами, тогда напишем.

12 сент[ября]. Что же ты, столько времени живешь здесь, а не написала мне записки! Заниматься не могу, а записку подай.

14 сент[ября]. (Возвращая мне мою записку, батюшка спросил: "Ты довольна?..". Потом: "А А[лександра] Ив[ановна] видела? Рада была? Нет... Разве ты думала — она зверь какой стала...".)

Не хочешь ли ты в игумении? А ты — в казначеи поступить?.. Кто хочет иметь хорошую игумению — молитесь Богу. Просите Господа и Царицу Небесную, чтобы Они избрали вам мать. Хоть вы и желаете избрать м. Амвросию, да она-то не желает быть игуменией. Говорю вам: молитесь усердней, и все вместе, и по одиночке в келлиях, со слезами умоляйте Господа и Царицу Небесную. Служите молебны и сами читайте акафисты. Какая у вас чудотворная икона Царицы Небесной? Владимирская. Вот и молитесь Владимирской Божией Матери.

18 сент[ября]. При случае напиши.

1869 г[од]

Признаюсь, хуже Гл[афиры] был... Да это что такое — у тебя глаза да нос только остались! Вы ей дайте комнатку-то получше. Комната твоя хороша ли? Отчего угарно? Ты попроси, чтобы поменьше топили. Говорю тебе: попроси, чтоб поменьше топили. Хорошо тебе было в Туле? Что ж ты там не осталась? Да ведь это уж будет не то... Господу кричали: "Осанна в вышних!", а потом народ вопиял: "Возьми, возьми распни Его!"...

Как донимают теперь Гл[афиру], так раньше гнали м. Палладию, да еще хуже... Ее подозревали даже в принадлежности к этой секте. Призывали акушерку свидетельствовать, да ничего не нашли и со стыдом сказали: "Это мы ошиблись!". Когда было гонение на покойного старца о. Леонида и запрещение ему принимать народ, пришла к нему изгнанная из Белевской обители и оклеветанная в принадлежности к еретической секте м. Анфия... И старец покойный сказал: "Будь хоть меч над головой, а уж Анфию нужно принять...". И я скажу: Гл[афиру] нужно принять.

Когда отец что станет говорить, ты молча встань и уйди!.. И труднее и вреднее тебе жить в миру, да делать нечего, поезжай опять. Знай, что тебе все зачтется за монастырь. С тех пор, как ты пожелала... Хоть ты и в миру живешь, а зачтется за монастырь. И все твои лоскутья предстанут пред Господом. Ступай! Не унывай.

1876 год

Всякий человек сам должен спрашивать, что ему нужно. Старец знает духовную меру каждого и отвечает соразмерно его силам. Мера духовного возраста не во всяком бывает одинаковая: что полезно одному, то бывает неполезно другому, и потому спрашивай сама, что нужно, и что скажут — старайся исполнять.

5 июня 1876 г[ода]

Точно знал, что вы приехали. Келейников отпустил в монастырь по делам, вышел узнать, кто здесь ожидает, а вы вот и пришли. Если бы теперь не вышел, некому бы было и доложить об вас. Хорошо, что вы теперь пришли. Сегодня ожидаем приезда семейства Соломон, тогда как они приедут, уж будет не до вас. Идите сюда. Маленькую Варю Соломон иногда я брал в свою келлию и давал гостинцев. Она и стала тщеславиться этим и говорить: вы будете тут, а я пойду туда... Пришли ко мне, а я ее на этот раз и не взял. Нахмурилась Варя, сделалась скучною, слова ни с кем не говорит, тогда как прежде, когда водил ее в свою келлию, очень весела была. Отца Пимена она тоже очень любит и называет его "батя Пи", а меня — "батя А". Говорить-то еще не умеет. Рассказывала об ней мать ее Поликсена Васильевна. За вечерним чаем разговор идет у них про Оптину, Варя и просит написать мне от нее: "Я люблю кошку! Я люблю собаку!..". Ей отвечают: "Этого нельзя писать" — "Как нельзя? Ведь это правда!..".

Анна ты Росина? Смотрите! Михаил смотрит в окно, А. увидала, отпихнула его, заняла все окно и уселась смотреть, а М[ихаил] уж из-за ее плеча со смирением выглядывает... Умная девка будет, постоит за себя... И этот хорош, да только слаб, под влияние других подпадать будет. Смотри же, А.! Будь умна, не ешь хлеба с западного гумна!.. Будь ты Анна или Аннушка, не будь Анета! В Анетах толку нету. Вот тебе послушание: учи дорогою Берту читать и писать по-русски.

10 сент[ября] [18]76 г[ода]

Ан. Пет. Люб-ая и Гл[афира] ее ассистент!.. Где же ты будешь в годовую память поминать отца? Что же ты в Ал[ехино]-то не поехала?.. Нет! Этого не будет!

1 августа 1879 г[ода]

Раньше ты купалась, и довольно бы было. В этом [году] тебе не следовало купаться. По здоровью-то ничего, а по святости воды — грех.

Чем ты раны-то лечишь? Сиреневою мазью! Это хорошо. Вот сделай еще себе такую мазь. В деревне тебе удобно ее сделать, а она очень полезна. Собери побольше разного сала: говяжьего, бараньего, свиного, гусиного, утиного, куриного — всякого, какое только у вас найдется, а также и всякого масла: коровьего, конопляного, деревянного, подсолнечного, прованского, льняного и пр. — и еловой смолы. Положи в горшок всего поровну, замажь его тестом, поставь в печь, чтобы в вольном духу простояло всю ночь. Эта мазь очень полезна.

6 сент[ября] 1879 г[ода]

Завтра в скит пускают, знаешь это? Редко бывает, да зато редко, да крепко...

12 сент[ября]. Этому человеку есть место в вашем доме? Я спрашиваю о том, как примет отец твой ее помещение в вашем доме?.. Хоть маленькое жалование, да нужно брать. Давай ей полтора р[убля] в месяц (сказал б[атюшка] какую-то притчу, да я забыла, а закончил так: а то сливками нос испачкают). Купи себе книгу "Утешение в скорби и болезни" и читай... (На слова мои, какие книги читать, батюшка ответил: "А у тебя какие скорби? Разве только об Аннушке? Вот что: мы с тобой еще не дошли до того, чтобы людей исправлять! Прежде сказано: уклонись от зла, а уж потом: сотвори благо. Как приедешь домой, так ее рассчитай. Ты писала! Ведь ты писала?.. Это вот что значит: когда ты напишешь мне дело, а Дух Святый его разрешал, потому и выходило "пустяки". Если бы ты не писала, то непременно бы спуталась".

Про ключницу так батюшка говорил: "Хоть и нечиста она на руку, да нужно дать ей возможность вырастить детей. Ты призови ее да и скажи построже: "Если еще увижу — завтра же тебя не будет!". Слышишь! Построже ей скажи: "Завтра же тебя не будет!". А места ее не лишите, дайте ей возможность детей воспитать...".)

Будешь хозяйка, больше ничего. Так надоешь там, что сами привезут. Ступайте скорей, а то Даниловщина идет. Скажи отцу: архиерейские письма читал... и понял по содержанию. Не унывай! Когда Каиафа на суде дал совет: лучше одному человеку умереть за весь народ, — он был на тот же год избран архиереем, и невольно предсказал, что Христос для спасения всего народа хотел положить Свою душу. ...Архиерей сый лету тому [про]рече...[5]. Так и я скажу: "Архиерей сый лету тому прорече — 25 лет"[6].

Ты вот что делай. Когда станут бранить А[лександру] И[вановну], ты скажи: "У папаши сколько травы ти-мо-фе-евки..." — они и перестанут. А меня станут бранить, скажи: "Воробьи летают!..". Если же от этих слов не перестанут бранить, скажи: "Да какие красные...". Покойный старец о. Макарий, когда один господин пришел к нему с тем, чтоб наделать ему неприятностей, прервал разговор и сказал: "А у нас в монастыре Кондратьевич!". Господин продолжал говорить неприятности, а старец опять перебил его словами: "К нам в монастырь пришел Кондратьевич". Эти слова так озадачили господина, что он извинился перед старцем за свой разговор.

Что, у вас в доме теперь просушивается пшеница?

1887 г[од]

В келлию свою никого не пускайте, чтоб всегда двери были заперты, и когда на звонок выходишь, дверь широко не отворяй, чтоб не успели в притвор засунуть ногу. Слышишь? Чуть-чуть дверь отворяй всегда, и как отходишь, сейчас же запирай, а то будут мне жаловаться: дерзкая келейница дверью мне ногу прихлопнула. И когда узнаешь, [что] на скотный приедет о. А., запри наружную дверь и спрячься куда-нибудь, хоть на чердак сунься, только чтоб тебя не видали. Обиды не будет, когда на двери увидят замок. Ему незачем ходить к вам. И о. М. принимать не нужно. Ему дома делать нечего, станет ходить к вам — надоест вам.

Ты вот как отвечай, когда спросят, можно ли прийти к вам, — не говори: можно или очень рада, а отвечай так: спаси Господи. Сколько бы раз ни спросили, всякий раз отвечай: спаси Господи. По такому ответу никто не придет.

1889 [год]

Знаю, мне жить недолго. В монастырь принимаю не без указания Божия и Царицы Небесной, и потому кто по смерти моей переменит жительство, за того уже я не буду отвечать, а ответят сами, они нарушают не мое благословение, а волю Божию.

 

Страницы: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]

[1] Свт. Иоасаф (Иоаким Горленко), еп. Белгородский (1705 — 1754). Канонизация и открытие мощей святого состоялись 4.10.1911.

[2] Свт. Афанасий III Пателларий (1597 — 5.04.1654) — Лубенский чудотворец (память 2 мая), Патриарх Константинопольский (1634 — 1652). В 1652 г. он навсегда покинул Константинополь и искал защиты "от обиды нечестивых агарян... от бусурманской обиды и многих налогов..." у русского царя Алексея Михайловича, "волею своею оставив свой патриаршеский престол... И ты, праведный государь... меня иностранца призрел..." Скончался свт. Афанасий в Мгарском Преображенском монастыре близ г. Лубны (совр. Полтавская обл.) и был погребен по восточному обычаю сидящим на троне.

[3] Иванский — муж сестры Глафиры Орестовны, Наталии Орестовны. Старец Амвросий видел, что он пытается обмануть Глафиру при покупке ее наследственной части имения Алехино, и заботился о том, чтобы этого не произошло.

[4] Путешествие по Святой Земле в 1835 году Авраама Норова. Ч. 1 – 2. СПб., 1844.

[5] Ин. 11, 49.

[6] Примеч. авт. (зачеркнуто).