Аудио-трансляция

Гос­подь иног­да по­пус­ка­ет че­ло­ве­ку быть как бы ос­тав­лен­ным, но все же хра­нит и ве­дет ду­шу ко спа­се­нию. Это по­пу­ще­ние Бо­жие мо­жет ка­сать­ся це­ло­го об­ще­ст­ва ве­ру­ю­щих. На­ше де­ло – сми­рен­но хра­нить ве­ру Хрис­то­ву. Аще ве­ра сох­ра­не­на – есть и на­деж­да спа­се­ния. Ве­ра долж­на сох­ра­нять­ся с воз­дер­жа­ни­ем от вся­ко­го гре­ха.

преп. Никон

Страницы: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]

Письма преподобного Амвросия Оптинского Глафире Орестовне Ждановой

№ 1

М. с. о. н. Г. И. X. Б. н. п. н [1].

Глафира Орестовна!

По немощи и недосугу вкратце отвечаю на письмо твое от 12 августа. Молись Богу в твоем неопределенном положении словами Царепророка Давида: ...скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду... [2], имея при этом помышление и обсуждение, что для избрания супружеской жизни потребно полное здоровье, а твое здоровье, кажется, расстроено, – много или мало, не знаю, а все-таки сколько-то расстроено. Поэтому не следует дозволять себе развлекаться и особенно завлекаться каким-либо лицом. Если чему быть по Промыслу Божию, то оно само приидет без нашего ухищрения и домогательства.

Спустя несколько времени после продолжения известной молитвы и по здравом обсуждении, если мысль и желание твое преклонится к монастырю, можешь объяснить это и родителю, впрочем соображаясь с окружающими тебя и отца твоего обстоятельствами, чтобы неблагорасположенные не наговорили ему чего-либо против тебя и не настроили лишить части твоей в наследственном имении. Поэтому, кажется, благоразумнее говорить до времени, если и решишься идти в монастырь, что расстроенное твое здоровье страшит тебя и не дозволяет решиться на замужество; а потом благовременно можешь объяснить отцу и прямо, когда не будет видно означенных препятствий. Пока молись и жди, а там видно будет, как должно поступить, по указанию Промысла Божия.

Старайся действовать не опрометчиво и улучай время поговорить с отцом наедине, чтобы благовременно опровергать нерассудные наветы старых противниц, – указывая на их неблагодарность, что они вместо мира поселяют между вами расстройство.

Да поможет тебе Господь ко благому и душеполезному для тебя; только необходимо взять терпение и пождание, соответственно своей фамилии: Жданова.

Многогрешный ] и[еромонах] Амвросий,
12 сент[ября] [18]64 г[ода]

№ 2

М. с. о. н. Г. И. X. Б. н. п. н.

Достопочтеннейшая о Господе Глафира Орестовна!

Письмо твое с оказией получил. При всем недосуге и краткости времени спешу отвечать. Желал бы собственноручно писать к тебе, но по слабости и немощи не могу и потому диктую. Пишешь, во-первых, о нападениях на тебя вражиих со стороны одного лица. Если хочешь действовать как христианка и не получить душевного вреда, то действуй осторожно, но решительно, несмотря ни на какую неловкость и светское неприличие, но главную силу полагай в том, чтобы при нападении, кроме того, прибегать к Богу и просить Его всесильной помощи и заступления с верою. Заучи наизусть псалмы 3, 5, 7, 10, 11, 26 и в нужде и в искушении читай их, сначала хоть по псалтырю; несумненно верую, что всесильный и всеблагий Промыслитель Господь не попустит обидеть тебя и наругаться, только сама не расслабевай духом и старайся действовать мужественно, уповая на милость, и помощь, и заступление Божие. Лучше потерпеть всякое злострадание, нежели уступить наглому и постыдному нападению. Последствия того и другого сама можешь уразуметь.

Еще пишешь о двояком твоем расположении, не зная, на какую сторону решиться: идти ли тебе замуж, так как есть жених, или идти в монастырь, так как и к этому есть желание и стремление, но боишься искушений, что не понесешь монастырской жизни. В таком двойственном расположении, оставив собственную волю, поспеши прибегнуть к Господу и молись во дни и в нощи словами св. пророка Давида: ...скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду... Господь как всеведущий лучше нашего знает, на что решиться для нас полезнее. И по человеческому соображению не могу тебе посоветовать, чтобы решиться на брак: во-первых, потому, что ты не имеешь полного здоровья телесного, а это первое условие и первая необходимость для супружеской жизни; во-вторых, и потому, что имеешь некоторое желание к монастырской жизни. Повторяю: молись искренно и с верою словами св. Давида и смотри, на какую сторону будет преклоняться сердце твое, к тому и направляй твое стремление. Ще-вым можешь говорить, что ты до некоторого времени не можешь решить известного вопроса. Пока довольно. Впрочем, прибавлю: если можешь ежегодно получать от отца рублей сто пятьдесят или двести серебром, то можно жить в монастыре. О гордости и о прочем поговорим лично, аще воля Божия будет.

Банку варенья получил и благодарю за усердие. Филицате Григорьевне кланяюсь и обеим вам желаю мирного и христианского пребывания.

Многогр. и. Амвросий,
6 декабря [18]64 года

Посылаю тебе просфору.

№ 3

М. с. о. н. Г. И. X. Б. н. п. н.

Ожидающая и недоумевающая Глафира Орестовна!

Письмо твое от 29 декабря получил в свое время и тогда же хотел отвечать тебе, но всегдашние недосуги и болезненные немощи мои доселе не давали мне возможности писать тебе. Что ты по приезде отсюда обмолвилась, с этим теперь уже нечего делать. Молись Богу и жди, что и как Господь устроит. Остерегайся более всего малодушествовать, и если бы случилось заметить и неблагонамеренные действия в отношении тебя со стороны других, и живущих и приезжающих. Заучи наизусть из 7-го псалма стихи: сначала два, потом с 9-го стиха: Господь судит людем... и до конца псалма. Также заучи весь псалом 3, также 10, 11, 12, 14, 15 и 16. Для успокоения своего и утешения читай сперва хоть по книге.

Да покрыют тебя молитвы святых от всякого зла, и да сотворит о тебе Господь по воле Своей святой.

Многогр. и. Амвросий,
23 февраля [18]65 г[ода]

№ 4

Христос воскресе!

Достопочтенная о Господе Глафира Орестовна!

Поздравляю тебя со всеобщим и всерадостным праздником Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и желаю тебе провести дни св[ятой] Пятидесятницы в лучшем здоровье, нежели как мне пишешь от 20 марта. В письме этом, между прочим, говоришь и о поездке своей в Задонск, но выставляешь одно неудобство от некоторых сестер, которые, по твоему мнению, неблагоприятствуют тебе и нередко подстрекают колкостями, только не знаю из-за чего и для чего. Если брат их вместе с ними не поедет в Задонск, то, кажется, можно отправиться, смотря по состоянию твоего здоровья; крепкий человек может многое понести, а для больного и малое чувствительно. Впрочем, сама смотри, судя по твоим немощам. Если же найдешь особенный случай съездить с другими – мирными к тебе, то это еще лучше.

Напрасно ты поспешила говорить отцу о монастыре, он тебе и отказал. Впрочем, старинные люди говаривали, что все к лучшему; может быть, и тебе высказанное тобою отцу на будущее время послужит к лучшему. Молись с верою Господу, да устроит путь твой, имиже весть судьбами, вблизи или далеко.

Мир тебе!

Многогр. и. Амвросий,
3 апреля [18]65 г [ода]

№ 5

Христос воскресе!

Глафира Орестовна!

Письмо твое получил и вкратце скажу тебе на оное. Можно было слегка попросить у дядюшки деньги; но иное дело попросить, иное докучать много раз. Более не повторяй ему твоей просьбы до времени. Беспокоишься, что родитель твой хочет приехать к нам с Желябужскими. Конечно, лучше бы, если бы он приехал один (или с Александрою Ивановною), но ты об этом не заботься: с кем хочет пусть едет. Филицате Григорьевне кланяюсь и желаю вам обеим мирного пребывания. Если Александру Ивановну увидишь прежде, передай ей мой поклон и благожелание.

Посылаю тебе просфору, вкушай помалу по утрам и ежедневно уготовляйся к терпению во благоразумии и смирении. Помни главное, что не полезно спешить и настаивать не вовремя. В удобное время можешь сказать, что в женских монастырях живут на своем иждивении.

Мир тебе!

Многогр. и. Амвросий,
11 мая [18]65г[ода]

№ 6

М. с. о. н. Г. И. X. Б. н. п. н.

Глафира Орестовна!

Письмо твое получил. Если ты тверда в своем намерении, то отцу прямо говори, что ты больна, что больные замуж не выходят, и от других уклоняйся болезнью своею. Если же ты не устоишь, то сама и будешь пожинать плоды сего.

Из письма твоего вижу и давно замечаю, что не на пользу тебе совершенная откровенность с теткою. Сама видишь, как она изменчива: прежде говорила одно, а теперь толкует другое. Хоть и трудно тебе в одиночестве, но самое дело показывает, что от излишней откровенности твоей выходит лишь путаница. Видишь сама, как трудно жить одной, но делать нечего, задушевные тайны по нужде побережешь одна.

Молись искренно, и усердно, и с верою Господу Богу, да устроит жизнь твою по воле Своей святой к пользе души твоей и да укрепит тебя в твоем борении против предстоящих искушений. Поистине устрояются тебе искушения со всех сторон. Но если не будешь малодушна или двоедушна, то Господь не презрит, а подаст тебе в свое время помощь и вразумление, только не оставляй прибегать к Нему в нужде своей и когда будешь находиться в затруднительном положении. И в другое время не оставляй молить Его о помощи. Прибегай и к Царице Небесной, и к угодникам Божиим, имже веруешь. Призывая помощь Божию, старайся жизнь свою устраивать по Его святой воле, если не хочешь потерпеть вреда. Человекоугодие и человеческие приличия тут неуместны. Знаю, что родитель твой искренно желает тебе добра, но желает по своим взглядам, а Господь в Евангелии говорит: Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин... [3]. Многие родители устраивали судьбу детей своих по своим человеческим взглядам и после сами горько раскаивались, но уже было поздно, и сделанного нельзя было воротить. Сверх всего скажу тебе: рассуди сама, рассмотри сердце твое и совесть твою, и куда душа твоя преклоняется, то и избери, но без двоедушия и малодушия. Избирай одно из двух: что изберешь, тем и будешь пользоваться.

Хорошо сделала, что отказалась от разных бальзамов, а то они могут примазаться.

Гр. Амвросий,
12 июля [18]65 г [ода]

№ 7

М. с. о. н. Г. И. X. Б. н. п. н.

Глафира Орестовна!

Вышел случай вкратце написать тебе несколько слов. На прежние твои длинные письма никак не удосужился отвечать, хотя и много раз сбирался. Обычная моя немощь и люди посещающие отнимают всякую возможность отвечать на получаемые письма. Едва выбираю время прочитывать их. Ты подробно описывала мне все неудобства и все стесняющие тебя обстоятельства. На все это вкратце тебе могу сказать одно: опять испытай свое сердце поглубже, и если увидишь, что в нем твердо стоит и не колеблется желание твое и стремление поступить в монастырь, тогда на обычные слова родителя твоего, что будто ты противишься в этом желании его воле, отвечай твердо: «Тот же Господь, Который дал пятую заповедь почитать родителей, опять говорит в Евангелии: Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин. Рассмотрите лучше, папенька, не противитесь ли Вы воле Божией, препятствуя мне в благом моем намерении. И тем более не правы Вы в своей настойчивости, что, видя меня крайне нездоровою и не имеющею надежды когда-либо выздороветь, насильно принуждаете к таким вещам, которые приличны только вполне здоровым. Не будет ли упрекать Вас совесть, если мое здоровье до конца расстроится в сыром доме и от тех неприятностей, какие я встречаю и которых я могла бы совсем избегнуть, если бы Вы меня, больную, отпустили, куда я стремлюсь и куда прошусь». Но прежде, нежели будешь говорить это, помолись Господу и Царице Небесной, чтобы Они преклонили сердце родителя твоего отпустить тебя, аще есть на то воля Божия.

Высказавши при удобном случае родителю твоему о своей болезни и о своем стремлении, старайся не малодушествовать, хотя бы он вдруг и не решился тебя отпустить, а терпи и выжидай, пока умилосердится над тобою Господь. То есть терпи все те неудобства, которые встречаются в вашем доме, заботясь об одном, чтобы не прогневлять Господа нарушением. Божественных Его заповедей.

Мир тебе! и духови твоему!

Многогр. и. Амвросий,
5 ноября [18]65 г[ода]

№ 8

Сколько будет безвредно.

Скрывать, не говорить (что желаю в монастырь).

По соображению (высказывать, что меня занимает свет).

Ходить не ко всем службам.

Исполнять не все желания тети, а с рассмотрением.

Рассказывать о Преосв[ященном] Алексии.

Будь осторожна.

Если будет прилично вести себя (200 р.)

Смотри! (видеться там со мною).

Зачем? Гостить.

Не верь (прельщусь лестью).

Каждое утро и вечер читай 67-й псалом, также и псалом: Живый в помощи Вышняго... [4]

Мир тебе!

Гр. Амвросий,
2 февраля [18]66 г [ода]

№ 9

Проси (на это денег).

Письма Ал[ександры] Ив[ановны] все получил. Наталье Орест[овне] [5] мое благословение.

О Киеве и о прочем как Господь устроит!

Мир тебе!

Гр. Амвросий,
28 апреля [18]66 г [ода ]

№ 10

М. с. о. н. Г. И. X. Б. н. п. н.

Глафира Орестовна!

Письмо твое получил, а также и икону, просфору и три пары носков. Благодарю тебя и Наталью Орестовну за усердие ваше. Спрашиваешь, что тебе делать в затруднительном твоем положении? Прежде всего, не малодушествовать, а затем – делать, по соображению, что придется, несумненно веруя, что силен Господь устроить о нас полезное в свое время. На И[ванского (?)] безрассудно не оскорбляйся. Нам с тобою, видно, не придется переучить его. В утешение свое вспоминай евангельское слово: ...враги человеку хотящему... домашние его [6].

За Берту радуюсь, что Господь всеблагим и премудрым Своим Промыслом дал ей видеть то, что иначе трудно было бы ей видеть. Кланяюсь ей и желаю от Господа милости и вразумления во благое.

Передай от меня приветствие о Господе с искренним благожеланием Наталии Орестовне.

Испрашиваю на всех вас мир и благословение Божие.

Многогр. и. Амвросий,
2 июля [18]66 г[ода]

Посылаю вам просфору общую, – разделитесь.

№ 11

М. с. о. н. Г. И. X. Б. н. п. н.

Глафира Орестовна!

Письмо твое от 7 августа получил и отвечаю тебе вкратце по немощи и недосугу. Здоровье мое мало поправляется, то немного лучше, то опять хуже, и кроме болезни обременен и посетителями до крайности.

Когда поедете в нижегородское имение, то можешь попросить, чтоб тебя оставили у дяди. В Дивеево можешь попроситься съездить, пожалуй и в Саров, только не очень усиливайся.

Работать можешь то, что найдешь для себя удобнее по здоровью. Вообще же умудряйся среди мудреных обстоятельств и действуй по соображению.

В Оптину пустынь можешь всегда приехать, когда пустят. Оптина пустынь всегда готова принять, была бы с твоей стороны возможность.

В чем виновата, Бог тебя простит.

Гр. Амвросий,
13 августа [18]66 г[ода]

№ 12

В Оптину идти пешком невозможно.

Надо погодить еще. Теперь осенью там, в Киеве, не совсем благополучно.

В Оптину к 7 сентября опоздала. Можно. По соображению просить благословения идти в монастырь хорошо.

Пока погодить говорить о Пр[еосвященном] Алексии.

Хорошо.

Сюда можно сходить в с. Дреплы.

Не говори ложь от неприязни.

Господь вас обеих да благословит на все благое.

Мир тебе! Терпи и умудряйся во спасение!

Гр. Амвросий,
23 августа 1866 года

№ 13

М. с. о. н. Г. И. X. Б. н. п. н.

Недоумевающая Глафира Орестовна!

Много писем получил от тебя, и много раз собирался отвечать тебе, и даже начинал писать, но всегдашняя молва, в которой живу, и немощь, и недосуг месяца полтора или более не давали мне возможности окончить начатое письмо. И теперь много писать не имею ни сил, ни времени, а вкратце отвечаю на главный твой вопрос. Приехать к нам можешь с Любавскими, когда отпустят и будешь иметь возможность. Если поездка эта состоится, то приезжай к нам поговеть, а если почему бы то ни было не состоится, то можешь тогда поготовиться и приобщиться Св[ятых] Тайн у себя в деревне. О чтении Псалтири скажу, как объясняешь, что действительно следовало бы на это сперва испросить благословение; впрочем, теперь продолжай по силе и возможности. Маша пусть оберегает себя по возможности, и если бы было удобно, ты бы не ночевала вместе с матерью, а в другом безопасном месте. Также пусть усердно да молится о матери своей, чтоб Господь сохранил их обеих от наветов вражиих.

Многогр. и. Амвросий,
26 ноября [18]66 г [ода]

№ 14

М. с. о. н. Г. И. X. Б. н. п. н.

Глафира Орестовна!

Длинное письмо твое получил, но отвечать тебе теперь на оное не имею ни сил, ни времени, а вкратце скажу тебе о знакомствах – не бойся, но от сближения удаляйся сколько возможно. А что писала туда – об этом не беспокойся.

Поздравляю тебя с наступающим праздником Рождества Христова, сердечно желаю тебе всерадостное сие христианское торжество, а также и приближающийся Новый год встретить и провести в мире и спокойствии душевном и в утешении духовном.

Многогр. и. Амвросий,
20 декабря [18]66 года

№ 15

М. с. о. н. Г. И. X. Б. н. п. н.

Глафира Орестовна!

Письма твои от 15 и 19 января получил и вкратце отвечаю на все твои вопросы.

Ал[ександра] Ив[ановна] предполагает поехать опять в Москву провожать гувернантку Забусову, которая теперь у нее гостит в Белеве, хотя это еще недостоверно, и не знаю, застанет ли ее твое письмо. Разве скоро напишешь. Но кажется, от вас почта не очень скоро доходит.

Калину пить, если находишь удобным, можешь попробовать еще. А если неудобно, то лучше оставить.

Катихизис Берта может оставить у себя. У нас есть другой экземпляр. Пусть себе читает и особенное обращает внимание на такие места, где опровергаются заблуждения лютеранские, например об иконах, о призывании святых, о церкви и т. п.

Чай разливать можешь сама в случае посещения особенных, хороших гостей, а когда приедет кто попроще, то может и бабушка семидесятилетняя разлить.

Впрочем, если узнаешь, что Александра Ивановна раздумает поехать в Москву, то можно и прислать провизию, или удобно будет, потому что кн[язь] Ухтомский умер и дети его не захотели заплатить Александре Ивановне долга под разными оговорками и чрез это стеснили очень Александру Ивановну, так что она и не знает, за какие меры приниматься.

Положение твое мудреное. Потому умудряйся сама во спасение, сообразуясь с обстоятельствами, имея в виду одну цель христианскую – чтобы не удалиться от Господа.

Мир тебе!

Многогр. и. Амвросий,
28 января 1867 года

№ 16

Читал письма Пр[еосвященного] Алексия, понял по содержанию.

9 марта 1867 года

№ 17

На средине держать себя. Ни избегать его, ни угождать ему, и кольми паче [7] не соглашаться во всем на деле. По какому случаю брать деньги: по соображению – на месте виднее. Если уже нельзя отказаться, по крайней мере не читать их.

Если будет можно, не езди в Лихвин, зачем насиловать себя.

Можно и оставить, зачем озабочи[ва]ть такими вещами.

На все письма в подробности [отвечать (?)] не могу, а действуй соображаясь с своею пользою душевною. Старайся хранить в себе и при себе страх Божий, и он тебя сохранит от всякого зла.

Если поедешь в Лихвин, то и приехать к нам можешь с кем придется, если будет возможно.

Гр. Амвросий,
апрель 1867 г [ода]

№ 18

Как Бог устроит заехать в Оптину.

Предоставь его и себя всеблагому Промыслу Божию. Собирайся и жди, пока тебя отпустят.

Молись Врачу душ и телес Господу о помиловании души твоей. Оставь его и молись о нем.

По соображению при нем читать для себя. Не оставляй оного чтения.

Как благодарить Господа? Читай псалом: Благословлю Господа на всякое время...[8] и другой: Благослови, душе моя, Господа...[9].

Как хотят.

Филицату Григорьевну приветствую о Господе.

В слабом и обремененном состоянии находится мое здоровье.

Нет! Лучше в будущей...

Послушание, смирение и терпение.

Сколько можно и о сем: о угождении и спокойствии отца, а более о своем здоровье.

Терпеть. Есть и так: от малодушия больна.

Если будет не вредно – по причине холода, – сходить вниз, а вредно – не выходить из своей комнаты.

Хорошо всякий пост говеть. Иногда можно употреблять и святое масло, а иногда и полечиться.

Мир тебе! Терпи и молись, ожидая полезного в свое время, и Господь тебя не оставит.

Гр. Амвросий,
3 сентября 1867 г [ода]

№ 19

Глафира Орестовна!

Письмо твое получил, но не дали мне ответить тебе пространно, как бы хотелось, а вкратце скажу тебе: можешь писать мне, о чем объяснила мне, но только при верной оказии, а по почте писать об этом неудобно. Помыслы же, борющие тебя в настоящее время, можешь открывать духовному твоему отцу.

Мир тебе!

Гр. Амвросий,
13 января [18]68 года

№ 20

Если пред обедом (креститься при других), пояснее бы сказать?

Что-то у тебя рука слаба? Не виновата ли она? Смотри на себя со всех сторон, памятуя, что посреди сетей многих ходим, и ограждайся страхом Божиим.

Гр. А[мвро]сий,
13 июля 1868 г [ода ]

№ 21

По усмотрению креститься.

И не нужно будет заезжать, чтоб после не лгать пред отцом.

Можно пожечь письма.

Скажи, что так думала.

Это обольщение – не чувствовать грехов своих.

Это ослепление было – погибнуть.

Это противоречие.

Это хуже всего – от лукавства.

Старайся хранить совесть и поступать по страху Божию.

Гр. А[мвро]сий,
15 сентября 1868 г[ода]

№ 22

Берту оставь действовать как хочет и как знает. Господь в свое время лучше нашего сделает потребное. О прочем некогда.

Мир тебе!

Гр. А[мвро]сий,
14 мая 1869 г [ода]

№ 23

Подожди и верь, что это устроится в свое время. Силен Господь устроить о нас полезное.

Оставь это на волю Божию...

Оставь его, он по-своему спасается и верует.

Потерпи мало.

Нисколько не стыдно перед отцом.

Не малодушествуй, а надейся лучшего.

Мир тебе!

Гр. Амвросий,
13 марта 1870 г [ода]

№ 24

Молись Царице Небесной, да Ее содействием избавишься от такой беды душевной.

Можно.

Если кончила годовой срок, можешь класть не обязательно.

Слегка разве – попроситься. Можешь надеяться, а подождать нужно, чтобы не испортить дело докучливостью отцу.

Несбыточная мысль (в Ив. устроить монастырь).

Самой лучше не доить коров.

Не нужно учиться печь хлебы.

Напрасно – угостить хорошенько.

Здоровье мое неисправно.

22 мая 1870 года

№ 25

И я поздравляю вас с наступающим праздником Рождества Христова и Новым годом.

Господь да простит в чем сознаешь себя виновною! Жаль Наталью Ор[естовну], что здоровье ее расстроилось до такой степени, и может болезнь усиливаться от подозрения и ревности.

Гр. Амвросий,
24 декабря 1870 г [ода]

(Адрес). От иеромонаха отца Амвросия Орестовной Глафире Ждановой.

 

Страницы: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]

[1] Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.

[2] Пс. 142, 8.

[3] Мф. 10, 37.

[4] Пс. 90.

[5] Наталья Орестовна Иванская – замужняя сестра Глафиры Орестовны

[6] Мф. 10, 36.

[7] Кольми паче (церк.-слав.) – тем более.

[8] Пс. 33, 2.

[9] Пс. 102, 1.