Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Хо­тя и ощу­ща­ют­ся иног­да уте­ши­тель­ные чувства и сле­зы, но на них не долж­но по­ла­гать­ся и не счи­тать за ве­ли­ко, но па­че сми­рять­ся, по­ла­гая се­бя не­дос­той­ну бы­ти та­ко­вых да­ро­ва­ний. Свя­тые от­цы чем вы­ше бы­ли жиз­нию, тем бо­лее се­бя уни­чи­жа­ли и сми­ря­ли, а сми­ре­ние еще бо­лее прив­ле­ка­ло к ним Бо­жию бла­го­дать и да­ро­ва­ния.

преп. Макарий

Де­лай­те доб­ро, ук­ло­ня­ясь от зла,– сна­ча­ла из стра­ха Бо­жия, а по­том дой­де­те и до люб­ви Бо­жи­ей.

преп. Макарий

Не за­бы­вай­те о сми­ре­нии, ко­то­рое нуж­но со­пря­гать со вся­ким доб­рым де­лом, без ко­е­го де­ла нам не при­не­сут поль­зы, а па­че пов­ре­дят, что на мно­гих ви­дим ис­пол­нив­шим­ся. Хо­тя вы пос­ти­тесь, хо­тя мо­ли­тесь или ми­лос­ты­ню да­е­те – опа­сай­тесь мыс­ли, что доб­ро де­ла­е­те, ко­то­рую ста­ра­ет­ся враг при­но­сить, да­бы все пло­ды по­гу­бить и ду­шу уда­лить от Бо­га.

 

преп. Макарий

Cтарец - утешитель

Публикуется по материалам, взятых из номеров альманаха "Духовный собеседник" 4(40) • 2004 г.и 1(41) • 2005 г. http://www.sobesednik.orthodoxy.ru/

 

Воспоминания монахинь об исповеди у старца преподобного Амвросия Оптинского

Беседы преподобного Амвросия Оптинского с Глафирой Ждановой

Письма преподобного Амвросия Оптинского Глафире Ждановой

Воспоминания о приездах батюшки родного в Шамордино в 1885, 1888 и 1889 годах


 

Благодаря чудом сохранившейся рукописи мы имеем редкую возможность почувствовать великую преображающую силу оптинского старчества. Более ста лет в личных архивах хранились эти сокровенные и глубокие свидетельства духовного облика преп. Амвросия, его опыта душепопечения и духовничества.

Вопреки своей отрывочности и некоторой хаотичности, записки представляют целостный и как бы непрерывный (растянутый на многие годы и достигающий нашего времени) исповедальный разговор. В нем участвуют и те, кто непосредственно каялся старцу, и те, кто впоследствии читал и перечитывал эти воспоминания и письма. И сегодня, когда "оскуде преподобный", мы особенно нуждаемся в истинном старческом окормлении, отеческой мудрости и утешении.

Несмотря на обилие литературы о преп. Амвросии Оптинском, данная публикация занимает исключительное место. Неповторимый, вмещавший библейские речения и простонародные выражения язык старца; особенности пастырской практики, включавшей нарочитые обличения, ласковые увещания и ободрения, всеобъемлющую и всепрощающую любовь к пасомым, непоколебимую веру в благой Промысл Божий, — все это и многое другое в совокупности навеки соединилось в дорогом и бесконечно близком образе старца-утешителя, "душевного доктора", как называл себя сам преподобный.

Ныне русская душа как никогда нуждается в покаянии и святом спасительном врачевании. Слыша наши прошения и вопли, старец Амвросий вновь приходит к нам на помощь.

священник Михаил Мальцев

Воспоминания монахинь об исповеди у старца преподобного Амвросия Оптинского

Эти воспоминания получены от Лидии Евгеньевны Межековой (монахини Анфусы) и, видимо, нигде не были изданы. Владыка Иоанн (Снычев) сказал, что о них не знает. Мы [С. С. и Н. С. Самуиловы] поняли так, что он сомневается в истинности воспоминаний. Тогда мы запросили у Лидии Евгеньевны, как они к ней попали. Она ответила вот что: "…когда я жила в Коз[ельске] у м[атушки] Амвросии [Оберучевой], я увидела у нее мешочек с записочками, там были просто отрывки бумаги... когда матушки приходили от б[атюшки] Ам[вросия] после исповеди, они по свежей памяти записывали исповедь. Я, конечно, просила м. Амвр[осию] дать мне переписать, а переписывая, ничего не изменяла, ничего не добавляла сама и ничего не уничтожала. А в общем получилась целая книга. Глаф[ире] Орест[овне], по-моему, отдельно писал б. Ам[вросий], ее исповеди здесь нет. Вот все, что я могу написать про исповедь у б. Амвр[осия]. А сколько там полезного и нужного для всех. <…> Гр[ешная] Л[идия]".

Только Лидия Евгеньевна все-таки ошибается: есть в "Воспоминаниях… об исповеди…" и о Глафире.


О схимонахине Анне, в миру Глафиры Орестовны Ждановой

 

Исповедь 24 апр[еля] [18]86 г[ода]

Готовься уж к субботе, завтра ведь пятница, вечерню пропустила, приобщаться-то уж нельзя. Делать нечего, в субботу-то уж разрешим на вся. Будь покойна. Ступай полежи на диванчике, пока я напьюсь чаю, тогда я исповедую тебя к субботе.

Ну, пожалуй, говори наперед. Когда бы только ни захотела, для меня все равно. Хорошо бы вас свесить — в ком больше потянет. Это от тщеславия: врагу хочется как-нибудь да воспрепятствовать доброму делу. Каллиста Антиликуди [1] — это ведь очень высокая книга, да ты там едва ли и что поймешь; это обычное дело у врага — мажет и размазывает возношением, а потом и дурные помыслы нашлет: возношусь до небес, — а дальше как?.. знаешь? — так: и ниспадешь до бездн.

Пожалуй, разок прочитай, только ты там ничего не поймешь. Это за тщеславие. Вот и выйдет: прыг, прыг, прыг. Не идет человек, а прыгает: прыг, прыг, прыг; так и ты, понимаешь сладость и возносишься, значит не идешь, а прыгаешь.

Ну, теперь читай, после доскажешь. За грехи болезнь Господь посылает. Терпи. Ты послушай: много очищаются грехи болезнями. Можно помазать чем только найдешь удобным.

Конечно, можешь не осуждать. Не осуждай, не осуждай, не осуждай. Говори: "Не соизволяю, не хочу, не желаю, не могу, сама я хуже всех. Не соизволяю, не хочу, не желаю, сама я хуже всех, как могу я осуждать?".

Этого теперь уже не будет: м. Х. уже оставила мысль о переходе, м[атушка] иг[умения] и арх. на то не соизволяют, и я по этому случаю ее не буду трогать с места. Ведь хорошо бы было перейти ей тогда, если бы все было мирно да тихо, а как все восстали, что же тут хорошего; да и она мне пишет, что помыслы о переходе у нее отстали и больше желает теперь остаться в Б. Я говорю тебе, что нужно вас обеих свесить, тогда и будет видно, кто из вас лучше. Ну, м. А.-то в чем же? Хоть тебе ложью и кажется, а ты отвечай помыслам: "Тогда посмотрим". Да для меня решительно все равно, когда бы вы ни приехали. Это от слабости и от болезни, а ни от чего другого. Читай. Кончай скорей исповедь, я отсырел.

Ступай теперь отдыхай, а что есть еще на совести, завтра приготовь записку, я прочитаю.

Подле забора мы заберем тесом сарайчик, накроем его и будем собирать туда щепки. Хоть и для себя, да будем собирать. Это ничего, в твоей келлье будут жить и служить для обители. Зоя [2] будет назойлива, ну вот мы ее поместим сюда.

14 марта. Как можно старайся ближних не испытывать, жить и говорить проще. Никогда, никогда не испытывай.

24 апреля. Вот выстроим тебе келлью? Смотри, вот как будет: вот эта келлья будет твоя, это м. А., здесь будет общая прихожая, тут будет жить келейница м. Ан., вот здесь твоя. Тут будет кухня, это другая келлья твоя будет: здесь будешь спать, а тут секретные вещи твои лежат, это твоя прихожая.

28 апреля. Не ты ли говорила мне, что расходиться не желаешь? потому я и устраивал вас вместе. Да теперь и неловко поместить ее вот в этот корпус, а прежде-то можно было и было бы удобно… Ступай.

29 апр[еля]. Для чего тебе коридор? Ведь я тебе для этого назначаю целую келлью.

Исповедь 10 янв[аря] 1881 г[ода]

Клади три поклона, читай! Что же не называешь себя? Этого мало, говори: монахиня… ведь ты монахиня?.. Подай, вон висит мантия, надень.

Я тогда только отвечу за тебя, если не буду тебя учить, а если учить буду, да ты не послушаешь, тогда ты ответ сама отдавать будешь. Бог на суде с тебя взыщет. Не отвертишься. Во сне ли или наяву, но пострижение было, и теперь уже никаким способом его не снимешь.

Это все помыслы… от нерадения происходящие, оттого, что "выну во уме, во устнех и в сердце" не имеешь Иисусовой молитвы. Всегда произноси: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную", — тогда дурные помыслы и не будут в тебе иметь места. Выну [всегда] твори Иисусову молитву. Когда придут помыслы, говори: "Опоздали, пострижена"…

Помиловал тебя Господь, что не вышла замуж. Покарал бы он тебя, и потерпела бы ты от него — много… Выну твори Иисусову молитву. Читай. На каждом стихе говори: "Виновата". Вот ты Евд. осуждала, а когда о. Ан. взял в руки ножницы, так и назад попятилась?.. Никого никогда не осуждай. Говори: "Виновата осуждением, досаждением, самомнением, непослушанием, тщеславием, укорением, гневом".

[Исповедь] 10 ноября 1884 г[ода]

Читал! Еще есть, давай сюда, читай. Разумеется, если оставаться, так нужно переписать другую. Тогда видно будет. Если спросит — скажи, что желаешь присоединиться к числу сестер, а как видно, без просьбы тебя принимают. Ты только кланяйся да помалкивай, тогда видно будет, что делать. Ведь в больнице келлью тебе дают… ту, которую я тебе назначил, или нет? ты помнишь, как я тебе показывал?.. Ты только больше кланяйся да молчи.

Ну, читай, какие грехи есть еще, говори. Простит Господь, да еще как простит-то!.. Ты помнишь в Евангелии, как простил Господь: одному пятьсот рублей, а другому сто копеек?.. А?.. Что больше? Сто копеек или пятьсот рублей?.. Господа благодари, не меня… Ты вспомни: как в Евангелии пришла к Господу грешница, Господь принял ее и простил множество грехов ее, а фарисеи стали осуждать и роптать на нее; как Господь сказал: "Симоне! имам ти нечто рещи. Два должника были должны одному человеку: один был должен сто копеек, а другой пятьсот рублей. Он им долг простил обоим. Который же больше его за то полюбит?.. Тот ли, которому простил сто копеек, или тот, которому простил пятьсот рублей?.."[3].

Это все вражие. Глядела на картинки, и страсть в тебе действовала, и ты ею услаждалась. Иной раз какую хулу нанесет враг в помыслах, ведь и выразить-то нельзя, грех… Просто говори: хульные помыслы… Ты пойми: страсть в тебе действовала, а ты ею услаждалась. Господь все простит… Ведь Он простил пятьсот рублей и сто копеек простил… Кто сколько просил, тому столько и простил. Давай сюда, я прочитаю. Напиши. Все мне говори. Что же, что в гостях, все-таки должна спрашиваться, а не по-своему делать. Молчи. Раз, другой оговорят, так лучше будет. Там видно будет, молчи да кланяйся. Нужно еще с нею поговорить об этом. Об стоячках я ей скажу сам, не от одной тебя, а от многих я слышу, что очень неудобно во всех новых постройках сделано.

Да ведь там всегда должен гореть ночник… Да ведь дел-то у нее очень много? Ведь посуди сама. Дела все вдруг скопились, а это нужно ей говорить самой… Пусть к тебе ходит Гр., Гр. будет жить с больною Пар. в одной келлье и будет ходить за больными, пусть она ходит тебя наведывать и что нужно сделать.

Ну, очень рад, что тебя видел, — дай мне чулки. Ступай. Если можешь — оставайся ко всенощной, а не можешь — ступай. Это от слабости. Хоть и ничего не читаешь, хоть и целый день лежишь, да усердней твори Иисусову молитву. Спать захочешь, спи на здоровье, а как проснешься — Иисусову молитву твори. Молись сколько можешь, а работу бери только от уныния. Молитва дороже, хоть лежа молись, работу оставь, только от уныния бери работу. Усердней твори Иисусову молитву. Напиши мне, что нужно. Все открывай. Все говори. Ничего не скрывай. Напиши, мне прочитать легче, чем говорить.

[Исповедь] 30 января 1879 года

О тщеславии

Ну, что скажешь, ваше высокобольная?.. Покаяться хорошо, а исправиться еще лучше… Ну, говори, в чем виновата? В чем открывается тщеславие?.. Вот и укоряй себя так: тщеславная, да еще соня… Тщеславная соня. Как придет тщеславие, так молись: "Господи, от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою" [4]

А в церковь ходи… Ведь помыслы тайные? от тайных помыслов не следует оставлять церкви, а должно укорять себя и каяться. Знай грудь да подоплека! [5] Молись: "Господи, от тайных моих очисти мя и от чуждих пощади рабу Твою". Тщеславиться тут нечем, всегда ходи, когда только можешь: и к утрене и к обедне… ведь можно же выспаться? Пораньше ложись… Если в десять часов ляжешь, выспишься, а в девять — так и очень можно встать к утрене.

Разве можно всех слушать? Мало ли чего ни скажут, всех не переслушаешь… Конечно, по немощи и болезни ты не всегда можешь быть в службе, но как только в силах — ходи… в церкви можно и посидеть, когда устанешь, это ничего…

Чем же тщеславиться, когда обутая спишь?.. Апостол Павел говорил, что нечем ему хвалиться. Если он говорил: "Токмо о немощех своих похвалюся" [6], что ж мы-то имеем, кроме немощи?.. Ты послушай! Какая ты ни есть чудачка, а все различишь, когда от тщеславия тебя учить станут?.. Варв[ара] дура, а понимает очень, что ты говоришь ей от тщеславия… Что ты сделала хорошего? — ничего!.. а если бы и сделала когда что… береги-молчи.

Конечно, болезнь бывает и от тщеславия. Как ты почувствуешь тщеславие, вслух не читай, а читай одна, для себя… Так так и говори: "Давайте вам почитаю в укорение своего тщеславия". Чего же тут не понять, говоря: "давайте вам почитаю" — они не поймут и не знают, в чем дело, а ты одна понимаешь и должна чувствовать укорение. Читая, читай для себя, а не для других. Прочитай в "Лествице" в 23-й степени в конце перед хульными помыслами, что там пишут о тщеславии: конь, на котором едет гордость, есть тщеславие, — там и увидишь: коня и всадника вверже в море и в бездну смирения… Чуть что сделаешь не так — кайся. Этот страх — к исправлению. Праздник можно пробыть, а к масленице уезжай домой. Я ослаб.

[Исповедь] 24 февр[аля] 1885 г[ода]

Бог простит. В чем же ты зазираешь? Да разве ты лицемер? Что сказано в Евангелии-то: лицемере! вынь прежде бревно из глаза своего, тогда и увидишь, как вынуть нужно будет сучок из глаза ближнего; и грех ближнего Господь уподобил сучку, а свой — бревну [7]. А сама-то ты во всем исправна? Если нет, так как же других-то зазираешь? Знаешь ли ты: в "Добротолюбии" один из отцев святых пишет, чтоб не зазирать других — зри блуд твой… Блуд свой смотреть велит, — это значит: свою неисправность.

Уж видно, придется весны подождать. Теперь пошли им что-нибудь на прокормление, а тогда приедет начальница, весною и переведем. Без начальницы, согласись сама, ведь переводить неловко.

25 февраля. Перед окнами ваших келлий постройки не будет, а будет часовня с северной стороны против кухни, на кладбище. Там, в этой часовне, будут читать Псалтирь. Дорога будет с той стороны больницы, а мимо вас никакой дороги не будет, разве только какой водовоз проедет. Разве тебе новый корпус, где живут певчие, мешает? Такое же расстояние предполагается сделать и в новой постройке. Эта келлья поставится на крестьянской усадьбе, которая перенесется на другое место. Можно сделать одну грядку во всю длину и засеять цветами. Ну, что там только перед окнами, — во всю длину лучше, и над одной грядкой накопаешься вдоволь.

Если зазираешь больных, то и ходить не нужно. Рассказывали: когда была жива покойница казначея, ее сестра дала им рубль, да не велела сказывать сестре своей. Сама сказала, что дала им рубль, а их не предупредила. М. Аф. пришла, спрашивает у них, сколько им дала Мак. денег… и вышла неприятность.

Больных в особенности не зазирай никогда. Пусть там как они хотят, так [и] путаются, а ты не зазирай.

Иди путем правды. Избегай лжи и в шутку. Мне ты должна все говорить, а больше никому ничего не говори. Часто этакие помыслы бывают от врага, а ты и будешь скрывать их и тем их укреплять в себе. И Т. оправдать нельзя. Рассказывают: она недалека… и очень упряма временем бывает, она их племянница, пусть там как они хотят. Ты бы так сказала: "Конечно не живу здесь, а приехала"… вот бы и не солгала.

Как же так строили, что снег заносит… говорили, что забрано хорошо? непременно нужно забить снаружи досками.

Лучше уж ступай. Только, пожалуйста, не спеши: спрохвала лучше все поделаем. Как вздумаешь, так и начинай готовиться.

[Исповедь] 20 мая 1880 г[ода]

Вот при трех свидетелях тебе говорю — напиши сестре: до тех пор, пока всех денег от тебя не получу, до распоряжений никого не допущу…

Ты, пожалуйста, не путай. До распоряжений ни в каком случае не допускай. Делай свое дело: что тебе нужно — бери, но его не впускай. Об одном прошу: не впускай в хозяйство: взяли скотину, уж теперь нечего делать. Больше-то не бери. Если откажутся и скотина их в твою пользу останется — тогда можно продать.

Ты вот подумай: спешили, а теперь стали тянуть. Это что-нибудь да значит. Разными путями подсылают узнавать, что делается… Ты написала сестре вместо того, чтобы объяснить о получении денег и задатка — [ч]то до тех пор, пока всех денег не получишь, до распоряжений никого не допустишь. Это бы было лучше. Об одном прошу: не допускай до распоряжений. Напиши сестре, что ты не желаешь, чтоб был надзор в твоем имении. Это ты сама видела, как высматривали Ал[ехино (?)]. Напиши так: людей, которых я не желаю видеть, тем более иметь с ними дело, — которых я терпеть не могу, — я сама видела, что они ходят и высматривают Ал[ехино (?)]. Не допускай только до распоряжений.

Исповедь 25 янв[аря] 1885 г[ода]

А вот м. Г.! Что же ты воровала? У себя… так у кого же? Бог тебя да простит, теперь не будешь воровать.

Разве ты забыла, что ...Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е [8]...? Ведь приехала же. Чего же ты боишься? — говори… Скорее, прямо говори, скорее к делу…

Правда, тщеславия нужно бояться… ну, да ничего. Начала с тщеславием, — а кончать будем с смирением… постараемся во славу Божию все сделать. Как-нибудь в середине поста, а теперь что же… точно угорелые…

14 янв[аря]. Остерегайся осязания… Оно возбуждает страсть и непристойные движения, нехорошо и очень вредно… Бог простит. Остерегайся. Ступай.

29 янв[аря]. Бог простит… Это ведь гордость. Гордые ведь это помыслы, смешанные с хулою. Хула и гордость вместе смешаны тут, Бог да простит. Вот и есть, что потолок [голова] болит. Бог да простит. Что вспомнила, то сказала, еще вспомнишь — опять скажешь. Ты послушай: страсть осязания-то меньше стала действовать теперь или все так же? Что ж тут мудреного? Ты сделала в ней навык, вот она и действует; вдруг избавиться от нее нельзя.

Кто тут стоял-то? Да видно, не заметили, подумали, что стукнуло что-нибудь.

Да ты больше сиди: где тебе стоять? в болезни это не требуется.

Исповедь 7 мая 1883 года

Притвори только дверь, надевай мантию, никто не подойдет. Читай. Бог да простит. Бог да простит, читай дальше… уж слишком подробно! читай дальше. Вот ведь как ты путалась, от этого-то и болезнь такая. Что ж с тобой делать, что лжешь, — Бог да простит. Как можно старайся не лгать. Теперь ступай. Мантию не снимай, подожди перед образом Божией Матери. Ну сними, да только с собою возьми мантию, тогда опять позову, только отпущу о. Иос[ифа] [9].

И в голову то мне не приходило. Ты послушай: ну что же из этого, что увидал тебя в мантии о. Иос[иф]? Ведь он же знает, что ты пострижена, даже и сам был на постриге. А бр[ат] С. не поймет. Он еще и различия не знает, хоть бы и в мантии тебя увидал, так бы и думал, что так нужно. Ну, читай скорей. Дурак!..[10] Зачем ты то думаешь. Мне и в голову того не приходило — показывать тебя в мантии. Отец Иосиф служащий завтра, я как увидал его, и вспомнил, что нужно его взять, и выслал тебя. Не составляй никогда своего разума. Ну подумай: ведь ты не одна, а я стар, слаб, забываю, увидал о. И[осифа] и вспомнил, что нужно его взять.

Ну, читай скорей, я устал, после выскажешь, как прочитаешь книжку. Как не выполняешь правило: конечно, на пустяки тратишь время и теряешь правило. Что ж с тобой делать, что не слушаешь и вместо правила теряешь время в дрязгах и пустых разговорах. Как можно от лжи удерживайся (отпуст).

Напиши им, что я и сам болею.

11 мая. Ты лучше ей найми квартиру, а к себе в келлью не бери, не уживетесь, тогда хуже будет… Она уж мне говорила, и я ей советовал нанять у кого-нибудь квартиру и тебе говорю: не бери к себе в келлью. Дай ей сперва денег платить за квартиру только. Ей будут помогать. На житье достанет. Тогда видно будет. Ты за квартиру плати деньги, и только. В Москву тебе незачем ехать, только в Калуженку и Тихонову. Приедешь из Тихоновой — лучше будет.

19 мая. Это нервное, ты, верно, простудилась. Растирай мазью вот эти места да повыше завяжи горло.

20 мая. Готовиться можно, а постригаться нужно подождать. Готовиться можно.

28 мая. Придется подождать, пока окрепну силами и ты очистишься… Сама суди, можно ли приступать к такому делу в нечистоте? У нас все есть, тебе дадим. Да годится ли? принеси показать <…> Да хорош ли подрясник-то? Ну, утекай.

[Исповедь] 27 февраля 1877 года

Ты очень побеждаешься тщеславием, потому и попустил Господь такую сильную брань. Ты горда, тщеславна, завистлива, осудлива, всем этим укрепляется сладострастие, и до тех пор, пока не смиришься, брань не может уменьшиться. При этой сильной брани ты гордишься так — что же бы было, если бы ты была свободна? и рукой бы не достать тебя?.. Молись так: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную…". Ударяй на слово "грешную"… Вспоминай грехи, которыми оскорбляла Господа, и смиряйся. Если смириться не можешь, а "добродетели" лезут на ум, говори так: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную. О! Рабе непотребная! Зри блуд твой и прежния твои блудныя путаницы, — и сейчас же опять: — Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную". Крестись чаще, как только возможно. Делая крестное знамение, помни и чувствуй, что ты ограждаешься силою Распятого. Когда сидишь в келлье одна, крестись постоянно; имея руки свободными, в особенности изображай на себе крестное знамение. По временам оставь дело, положи несколько поклонов и опять принимайся за дело. Крестись иногда и при других; если спросят: зачем? — скажи: "Так вздумалось".

Если непристойные движения беспокоят тебя, говори так: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную. От тайных моих очисти мя и от чуждих пощади рабу Твою. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную". Сердцеведец Господь зрит произволение. Если возмущают тебя воспоминания, молись так: "Грех юности и неведения моего не помяни, по милости Твоей помяни мя Ты, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную". Если так будешь молиться, скоро отстанут от тебя помыслы.

Береги глаза. Старайся смотреть в землю, в особенности берегись тех, к которым чувствуешь страсть. Как огня берегись встречи с такими людьми, и когда нечаянно столкнешься, прими благословение молча, не поднимая глаз, и если заговорит с тобою, как можно строже посмотри. Помни же — посмотри как можно строже, чтоб почувствовал, — иначе не будет толку никакого. Св. Иоанн Лествичник пишет: в таких случаях даже дерзость не считается грехом и иногда даже необходима.

Когда на кого-нибудь приходят помыслы осуждения, не позволяй себе высказывать, а молись за них так: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй раба или рабу Твою (такую-то) и святыми ея молитвами прости меня грешную". Молясь так вместо осуждения, ты просишь, чтобы святыми ея молитвами Господь простил грехи твои. Помыслы осуждения скоро отстанут, надоест [врагу] давать тебе повод к награде.

Читай чаще "Богородице Дево, радуйся"… как, бывало, помнишь — о. Пахомий "Ангел вопияше" читал… и его поминай… Больше молчи, ничего не говори. Тебе ведь не замуж идти. С кем ни говоришь — имей на устах и в сердце молитву:

Боже, милостив буди мне грешной.

Боже, очисти грехи моя и помилуй мя.

Создавый мя Господи, помилуй, без числа согреших, Господи, прости мя грешную.

М. с. о. н. Г. И. Х. Б. н. п. н. А.[11]

[Исповедь] 1 февраля 1880 года

Ты послушай: живи проще!.. Жить проще лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь все устроит, только живи проще. Не мучь себя, придумывая, как и что сделать. Пусть будет — как случится, — это и есть жить проще. В церкви быть — великая отрада и утешение. Бывай чаще. Нужды нет, что дремлешь. Хоть спи, да в церкви. От слабости не слышишь службы, — твори молитву и крестись чаще, это все равно. Не можешь креститься — попроси Гл., она тебя перекрестит. Да! Хорошо быть в церкви!.. Я и сам бы желал пойти в церковь… Читай каждый день двенадцать псалмов, и ты будешь покойна.

Что ж, отправила деньги? Кому отправляешь-то? На чье имя?.. Вот ты как соришь деньгами. Давно ли заняла, а теперь уж и еще взяла, и опять нет ничего?.. Ведь так и капитал потерять можно. Тебе нужно попридержаться. Когда уезжать будешь, делать нечего, уж и еще дадим пятьдесят рублей. Помни же, не ошибись в билетах. Если не согласится добавлять, то не иначе принимай, как по биржевой цене. Как ты до сих пор этого не знаешь: на бирже назначается цена билета; кому нужно купить или продать билет, справляются и по этой цене и покупают уже по тому, как там назначено.

Ты отбери все от Ив[анских (?)]. Пусть они говорят, а ты слушай, тогда и видно будет… Старух всех к ним непременно, как же тебе брать на себя, ведь их чем-нибудь да нужно содержать?.. ведь ты подумай! сколько ты им уступаешь? Ведь тебе дают девяносто т[ысяч], а ты им уступаешь за шестьдесят, да кроме того что ты продала бы отдельно от имения другим, то ты им отдаешь задаром. Ты можешь упомянуть, что, уступая им пять т[ысяч], ты возлагаешь на них обязанность содержания старух до самой смерти. На себя старух не бери. Кроме расхода за ними нужен уход. Где тебе возиться с ними, да и для чего?.. Вот мы посмотрим, если будет тебе в тягость купленный дом, то можно и продать его Сухотиной…

4 февраля. Что вам угодно, В. В.?.. Теперь не могу. Пусть приедет Ив[анская (?)]. Отбери от них, как и чего они хотят, да тогда и приходи. Грехи завтра. Можно готовиться. Чего же ты думала раньше? а теперь, как только начнешь готовиться, какие-нибудь притчи и повстречаются… Попробуй начни с завтрашнего дня, а уж если какие притчи повстречаются — ну, ничего. Ступай.

 

Страницы: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]

[1] Каллист Антиликуд — Каллист Ангеликуд (? — XIV) — выдающийся богослов-исихаст второй половины XIV в. Неясно, впрочем, о каком сочинении Антиликуда идет речь.

[2] Зоя (назойливый, настоятельный) — хлопотун, докучник. (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х тт. Т. 1. М.: Русский язык, 2000. С. 694.)

[3] Ср. Лк. 7, 37 — 42.

[4] Ср. Пс. 18, 13 — 14: Грехопадения кто разумеет; от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего…

[5] Подоплека — подкладка у крестьянской рубахи, от плеч по спине и груди. "Знает одна грудь да подоплека" — заветная, задушевная тайна. (См. Даль В. И. Толковый словарь… Т. 3. С. 193.)

[6] Ср. 2 Кор. 12, 5: …себе же не похвалюся, токмо о немощех моих.

[7] См. Мф. 7, 5.

[8] Мф. 11, 12.

[9] Преп. Иосиф (Литовкин) — оптинский старец, в то время келейник преп. Амвросия.

[10] В устах старца это слово звучало не оскорбительно: так ощутимо, но с неизменной любовью вразумлял и смирял он некоторых своих овец для вящей их пользы.

[11] Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.