Аудио-трансляция

Кто те­бя бра­нит, за то­го Бо­гу мо­лись, и счи­тай за свою бла­го­де­тель­ни­цу, и ни­как не мсти. Ко­неч­но, по­буж­да­ет ее к се­му враг – вра­га и на­до не­на­ви­деть, а ее лю­бить и мо­лить­ся за нее Бо­гу. Тут-то и учись сми­ре­нию, ког­да млад­шие уко­ря­ют. И счи­тай се­бя сто­я­щей се­го, по гре­хам сво­им.

преп. Иосиф

Страницы: [1] [2] [3] [4]

 

Письма Оптинского старца Льва к монаху Иоанникию

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сборник включает письма преподобного Оптинского старца Льва к его духовному ученику, переданному ему от пострига, о. Иоанникию (Бочарову).

По матери о. Иоанникий приходился племянником знаменитому старцу схимонаху Феодору, ученику преп. Паисия Величковского. Поэтому несколько первых писем написаны старцем Львом совместно с о. Феодором, его духовником и сотаинником.

До последних дней своей жизни о. Иоанникий свято хранил память об этих богомудрых старцах. В честь своего старца и учителя в 1851 г. он принял схиму с именем Леонид. С любовию, тщательно, сохранял вещи, переданные ему старцами: икону Владимирской Божией Матери – благословение о. Феодора, которая была со Старцем в Молдавии; духовные книги, между которыми была рукописная книга творений св. Исаака Сирина, принадлежавшая старцу о. Феодору. В келлии о. Иоанникия хранились портреты его духовных наставников. В конце жизни о. Иоанникий, лишившись зрения, сохранял в памяти многие святоотеческие изречения, и часто пояснял, как толковали тот или иной стих старцы.

Как сообщает жизнеописатель о. Иоанникия, многие письма старцев Феодора и Льва были подарены о. Иоанникием ученикам и духовным чтителям старцев. В отделе рукописей Российской Государственной библиотеки сохранилось 18 писем старца Льва (три из них написаны совместно со старцем Феодором), адресованных о.Иоанникию. Письма написаны в период с 1818 по 1833 гг. из Александро-Свирского монастыря и из Оптиной Пустыни. Три из них уже были опубликованы: от 15 февраля и 14 марта 1822 г. – в книге „Жизнь и подвиги схимонаха Феодора“1; от 17 апреля 1822 г. – в книге „Житие Оптинского старца иеросхимонаха Леонида (в схиме Льва). В настоящем сборнике впервые собраны письма старца Льва к своему близкому ученику, которые предваряются обширной биографической выдержкой из Летописи скита Оптиной Пустыни.

Практически все письма дошли в нескольких списках. Часть из них содержится в тетради монаха Петра Севрюгина, несколько писем сохранилось в списке неизвестного лица, часть одного письма содержится в рукописной книге „Училище для монашествующих“ за январь 1845 г. 3 Все письма включены в состав двух рукописных книг писем старца Льва, которые в середине прошлого века готовились к печати. Именно они и послужили источником для данного издания. Анализ примечаний позволил определить время формирования рукописных книг 1854-1857 гг.


1.

 М. С. О. Н. Г. И. Х. Б. Н. П. Н. [*]

Прелюбезнейшие о Господе отцы и собратия о. Гавриил, о. Евдоким, о. Иоанникий, о. Аарон!

Усердно желаем вам о Едином Пресладчайшем Господе Иисусе радоватися и мужествовать!

Приятнейшия ваши писания получили от почтеннейшаго диакона и содержанию по силе скудоумия нашего вняли. Мы – слава Премилосердому Богу – насчет посетительской истории пребывали спокойны, только при прочтении перваго уведомительнаго письма мало нечто было чувствительно клонящееся ко огорчению, но потом вскорости отошло...

...Объяснение же И. Г-ча почитаем заглаждением стыда... О. диакону о. Феодор по возможности внушал,  дабы память Божию продолжал. Вас же всех вообще просим и молим приобучатися к мужеству и терпению, от чего бывает соразсмотрение истины, скорость же редко в чем похвальна...

О себе вас уведомляем: мы, слава Премилосердому Господу Богу, доколе терпящему нашему беззаконию, телом и духом пребываем покойны, паче нежели на Валааме. Присланы два парамана: один о. Гавриилу, другой о. Аарону, но еще с почты не получали; когда будет еще каковая оказия, постараемся переслать.

Прелюбезнейший брат о. Аарон! Мы вообще с о. Феодором разсуждали ваш сон по силе нашего скудоумия – и за лесть не утверждаем и за истину не отвергаем,  но, по совету св. отцев,  лучше предаваться Судьбе и Промыслу Всемогущаго, поелику, когда есть Его, Создателя нашего, каковая смотрительная воля к пользе убогих душ наших,  то всячески Сам,  ими же весть судьбами, устроит,  а нам по силе нашей старатися и повсечасно приуготовляти себя должно к творению Его святых и животворящих заповедей, кои исцеляют наши страсти и приуготовляют сердца к содействию любви Его.

И сократя, пребыть имеем с нашим обычным расположением и сердечною преданностию, ваши недостойные сомолитвенники, убозии и многогрешнии Иеросхимонах Леонид и многогрешных и недостойных грешнейший схимонах Феодор,  нижайше земно кланяемся.

Прошу и аз,  многогрешный и недостойный Иеросх[имонах] Антиох,  святии отцы, ваших святых молитв и благословения, помолитесь, чтоб Господь Бог дал мне Свое милосердие и терпение. Остаюсь ваш послушник недостойный, земно кланяясь.

23 февраля 1818 г.

2.

М. С. О. Н. Г. И. Х. Б. Н. П. Н.

Пречестнейший и прелюбезнейший наш о Господе брат! Желаем тебе о Господе радоватися и благодушествовати!

Писание ваше получили и содержанию по силе скудоумия нашего вняли, на что при Помощи Всемогущаго и ответствуем.

Вы просите о выходе с подворья в наш монастырь или на подворье остаться и полагаетесь о сем на нашу волю. Мы с Божиею помощию, по возможности нашей, мало не по тонку, однако довольно усмотрели ваше на подворье пребывание и сообращение в должностях ваших и со отцем вашим Игуменом и удивились вашему неистовству и злокозненным усильственным поступкам вашим,  коими раздражаете и огорчаете старостныя седины его, и, видно, не устрашают вас словеса св. Апостола Павла: „Противляяйся власти повелению Божию противляется“. И с таковым беззаконным вашим жительством никогда не возможете мир Божий имети в душах ваших,  а разве обручение геенны; и мы, с Божиею Помощию, уразумели из обстоятельств ваших и сообращений, что вам теперь благословной вины не обретаем насильственно выходить в неизвестныя места. В подтверждение мы наслышаны от вернаго человека, что и Архипастыря нашего соизволения и воли нет вам к выходу. И Господа ради вас вообще с о. Г[авриилом] просим и молим постараться исправити злые ваши нравы и не употребляти своей треклятой воли, но во всем повиноваться отцу Игумену, в чем только несть преступления заповеди Божией и предания Св. Отец,  и пожити до времени, поколь Премилосердый Господь восхощет и доколе Его святая воля будет. И посылаем вам бумагу, хотя и худу написанную рукою о. Гавриила, соглаголанную от уст наших,  и по сей бумаге всевозможно старайтесь при помощи Божией в написаных неполезных поступках исправитися и, ежели законно и по совести положите начало, то при помощи Всемогущаго Бога увидите на опыте внутрь души отраду и покой.

И сократя, пребываем с нашим обычным почтением и преданностию ваши покорные слуги и недостойные сомолитвенники, многогрешный и недостойный Иеросхимонах Лев и схимонах Феодор,  земно кланяемся и просим ваших святых молитв в подкрепление наших немощей душевных и телесных.

15 февраля 1822 г.

Александро-Свирский монастырь


О. Г[авриилу] и о. И[оанникию] написанныя сии статьи с Божиею помощию нужно исполнити:

Во-первых,  пренужно прощение просить у о. Игумена за преслушание, что не пошел считать кружечной суммы, и дабы впредь, с помощию Божиею, когда позовут, быть готовым.

О. И[оанникию] за самочинную покупку и за преслушание прежде назначенной о. Игуменом епитимии должно потщиться, испросив у него благословения на трапезе, выполнить.

В какое послушание не положены, то должны мы свой стих помнити, а в посторонния другия отнюдь не мешаться. Без благословения о. Игумена или от него кому поручено будет правление таймечно как для себя, так и для прочих никаковых вещей не покупать; поелику сие вменяется в святотатство, как о сем пишет св. Симеон Новый Богослов в главе 56-й.

В волю Божию всегда должно располагатися; а как волю Божию познати, о том со смирением старших отец или братию вопрошати, о чем пишет св. Иоанн Лествичник в слове 26 о разсуждении благоразсудном, в начале слова.

Без благословения о. Игумена или кому начальство поручено будет по тюрьмам и больницам мирским для посещения не ходить; а равно и ко своим единоградцам, мирским людям,  без благословения отнюдь не таскаться.

В келлии двум полезнее сидети, нежели единому, но только с единомысленным и в мудровании согласным.

При помощи Божией всевозможно должны стараться на обеды не ходити, – кроме разве когда необходимо случится по великой нужде, по приказанию о. Игумена, или по нужде в дороге.

Начальствующих и прочую братию всевозможно, при помощи Божией, стараться ни в каких подозрениях не зазорить и не осуждать. Аще случится, яко человеку, кому провинитися, то должно вскоре раскаятися и полагати начало.

В книге св. Исаака Сирина приискать нижеписанныя слова и со вниманием прочитати.

В слове 30 в конце: яко не подобает прекословити помыслом лукавым; но возверзати себе на Бога, и проч.

В слове 36 в конце: не Дух Божий живет во иже в покои пребывающих, но диавол,  и проч.

В слове 37 в конце: всякаго человека пользует искушение, и проч. до конца.

В слове 51: яко предаемии в руки судей мучитися, и проч.

В слове 55. Вопр.: Аще подобает всем заповедем Господним хранимым быти, и проч. вопр. и ответы до конца.

В слове 78: Да не взыщеши прияти совет от кого, не суща в пребывании твоем, и проч.

В том же 78: егда обрящеши мир на пути твоем неизменен, тогда убойся, и проч. В том же 78 в конце: яко от духовнаго жезла в преуспеяние и ращение души бываемая искушения, и проч. до конца.

Слово 79-е: О гордыни. Все сие слово многажды со вниманием прочитывать до конца.

В сл. 50 в конце: лучше бо нам смерть в подвизе, нежели жити в падении.

О. Г[авриилу] неполезно для жительства возвращатися на Валаам, поелику его тамошнее жительство оказалось не к смирению ведущее, но к тщеславию и гордыни.

Всевозможно стараться признавати свою немощь. Наедине с женою не сообращатися, хотя и случится написати поменцы и проч.; а наибольше в своей келлии, по крайней мере, чтоб был третий.

Всячески при помощи Божией остерегатися в начальническия дела не мешатися, но только тому опасно внимати и исполняти со страхом Божиим,  которое от начальства за послушание поручено будет.

Кроме нужной собственной потребы и своей благословной вины, под себе для разъезду извощиков не нанимать и без нужных потреб по С.-Петербургу не разъезжать.

От усердствующих вам христолюбцев денег для своих особенных потреб не брать, дабы для собрания денег и нам не уподобитися Иуде предателю.

А когда вам в чем прилучится крайняя и необходимая нужда, тогда должны попросить со смирением у о. Игумена или кому поручится начальство. А разве нечто особенно какой возъусердствует,  то можно предложить, когда усердно расположится, на неугасимо горящее кандило иконы Божией Матери, сколько кому на сердце Премилосердый Бог положит, на деревянное масло, и сие принять.

В дополнение вам,  прелюбезнейшие наши отцы и собратия, присовокупим: аще восхощете вы нас послушати, многогрешных и недостойных,  то вы сами не должны о себе начинати никаковых дел о перемещении с подворья ни в какое место. Но когда при всех наших вышеписанных предосторожностях каковой возчувствуете в себе душевный вред,  тогда просим вас немедленно, сколько возможно, обстоятельно письмом к нам многогрешным написать на разсмотрение. И тогда, аще Премилосердый Господь потерпит грехом нашим и живи будем,  то с Божиею Помощию, по возможности и по воле нашей, что усмотрим полезно душам вашим, потщимся написать к вам.

А когда вы будете по воле своей начинати или делати, то вы сами свой суд и бремя носити будете, а мы, хотя многогрешнии и недостойнии, но пребудем чисты от крове вашея.

Многогрешный и непотребный писал сии статьи Иеросхимонах Лев,  купно с советом единомысленнаго своего схимонаха отца Феодора своею рукою. Я и свидетельствую о сем,  многогрешный и недостойный схимонах Феодор.

3. 

М. С. О. Н. Г. И. Х. Б. Н. П. Н.

Прелюбезнейшие наши отцы и собратия о. Г[авриил] и о. И[оанникий], усердно желаем вам о Едином Пресладчайшем Господе Иисусе радоватися и благодушествовати.

Приятное писание ваше мы недостойнии получили и 2 ф. калгану 16 и инбирю от служителя нашего Филиппа Ефремова и покорно благодарим за уведомления ваши. Мы не помалу удивляемся, прелюбезнеший наш батюшка о. Г[авриил], что вы оставляете свои душевныя язвы врачевати, а сокрушаетеся и смущаетеся о чужих мнимых вами недостатках,  а кольми паче о настоятельских обстоятельствах. Мы о распоряжении начальников ответа Богу давати не будем; а они за нас, подчиненных, неотменно ответ Богу отдадут. Аще и святый будет настоятель, а мы будем стропотны, и непокорливы, и по своим волям ходящии, никакой нам пользы не будет, а разве большее осуждение будет. Внимаем себе и о своих душах печемся, како предстати пред судищем Христовым и ответ отдати Богу за содеянныя нами дела, словеса и помышления, а не о других нам,  самим немощным, пещися; но оставим то сильным,  и здравым,  и могущим пользовати других. А о сем ты не удивляйся, что по приезде твоем и по прочтении писем о. И[оанники]ю напало большое разслабление от уныния: если бы он располагался в волю Божию о жительстве своем, как и мы многогрешнии прежде вам советовали, то бы, получа и прочитавши письма, непременно должен ощутить облегчение и разрешение в душе своей. А теперь видно от действа, что он сложился по трехклятой своей воли, как ему бес внушил и советовал,  и теперь увидел,  что его воля, советуемая от беса лукаваго, не исполняется, и от того он унывает и сокрушается. Но только вы будьте уверены от нас, что мы не обременяем вас и не понуждаем, чтоб вы нас слушали и нашего совету держались; а мы только делаем,  чтоб нам совесть свою очистить и на Страшном Суде ответа Богу не отдать. А вы когда будете по своим волям жити и по своим хотениям, которыя противны воле Божией, будете творити свой суд, носити и бремя будете, а мы чисти пребудем от крове вашея; а вы что будете сеять, то и пожнете.

Ваши покорные слуги, многогрешные, немощные и разслабленные по всему Иеросхим. Лев и схимон. Феодор. Земно кланяемся и просим ваших св. молитв в подкрепление наших немощей душевных и телесных.

14 марта 1822 г.

 

От книги Св. Иоанна Лествичника с толкованием,  печатанной в Москве, от слова 4-го о послушании лист 80 на обороте: „Сущее от невозможных есть, еже своей воли противитися диаволу, и да препрят тя, иже в лености живущии, и в едином безмолвном месте претерпевше или во общем житии, да бывает нам еже от мест ратуемое отхождение нашего тамо благоугождения указание. Еже бо ратоватися – знамение есть еже ратовати“. Толкование: Невозможно есть, да сопротив станет диавол своей воли когда, он бо разслабленна всякаго человека хочет жити и в небрежении и не творити волю Божию. Аще неких обрящет таковых,  не сопротивится им. Аще бо им воспротивится, своей  воли сопротивится всяко. Невозможно же быти сему когда.

Кланяются вам о. Феофилакт и отец Израиль и просят ваших святых молитв. Отцу Амфилохию и о. Варсонофию от вас свидетельствовали ваше почтение, и они остаются благодарны.

4.

Христос воскресе!

Пречестнейшие и прелюбезнейшие наши о Господе отцы и собратия о. Г[авриил] и о. И[оанникий], усердно желаем вам о Едином Пресладчайшем Господе Иисусе радоватися и благодушествовать.

Пущенное вами писание 10-го апреля мы получили 14-го и содержанию, по силе скудоумия нашего, вняли. Хотя мы, за премногие грехи наши и нерадение и лишились всеобщаго нашего душевнаго наставника к спасению – но что же делать?.. Не отчаем себя в конец,  ибо когда по его, при последних часах бывшему, дражайшему наставлению будем следовать, то есть чтобы отнюдь не разлучатися из духовнаго нашего сообщества и союза, а пребывать между собою в совете, духовной любви и друг друга послушати, – когда сие наставление при помощи Всемогущаго потщимся исполнить, то, хотя и находимся в крайней душевной бедности, но веруем Премилосердому Господу, что он, имея у Него дерзновение, своими богоприятными молитвами к неограниченному Его благоутробию всячески и паче будет нам бедным вспомоществовать; только мы сами должны старатися не отпасть нерадением нашим от духовнаго его мудрования; а то, хотя телом и разлучился от нас, но духом пребудет с нами.

А что вы пишете, что вам находит там... иногда трепетная боязнь, дабы чем не растравитися, – этого, по нашему худому разсуждению,мы все вообще должны боятися и трепетать поползновения, и не токмо в столице, но где бы ни случилось жительствовать.

Что же касается до пищи, – кажется, вам это уже решено во время вашего личнаго посещения, что предлагаемая с воздержанием употреблять во Славу Божию, а для чревобесия не изыскивать излишняго.

А насчет неудовольствий, по мнению вашему, от собратий, то всечасно просим и молим Премилосердаго Владыку нашего, Создателя и Промыслителя, дабы даровал нам бедным разум для безпогрешительнаго обхождения с ними и в находящих дабы ниспослал терпение. В таковых случаях пренужно вспоминать себе для утешения авву Кира, коего все братство выгоняли и хухнали и из трапезы, и проч. Но он при исходе от тела благодарил их, что они его искушали; вместо же того он от бесов пребыл неискушаем. Да еще вам припомню: Батюшку, всеобщаго нашего отца Феодора, скажите – где любили?.. И св. Апостол пишет, что „хотящии благочестно жити гонимы будут“.

...А большие ваши, что сеяли и досевают, то пожнут и жать будут до избытка... Признавать же себя во всем недостаточными... – это пренужно и не токмо нам,  но и всем вообще; мы же, пребеднейшие, как скудоумны, то везде нам должно жить и повсечасно сообращатися с братиею для заимствования добраго.

И сократя, просим вас и молим вообще, Господа ради, потерпите еще тамо. А что вы в великом градусе выражаете, что случается вам ночевать в трех и более [домах], это нам с вами полезно: вы, видно, забыли слова покойнаго Батюшки Феодора – он часто повторял мысль единаго духоноснаго Старца, что нам должно приобучать себя так,  что ежели, времени зовущу, прийдется и в тюрьме посидеть, чтобы и там совместно было.

Возблагодарим Премилосердаго Господа Бога, устрояющаго нашу судьбу в пользу убогих душ наших,  и паки просим потерпеть: может,  Премилосердый Господь не преподаст ли нам каковаго неизреченнаго Своего милосердия!

...Пещись же нам чрезмерно не о чем, а только по возможности о убогой душе нашей. А когда бесовские помыслы влекут в душепагубную жизнь, то мы должны на сие воображать и помнить, для чего отлучились мира и всего, яже в нем, – единственно для спасения своей души. При пострижении дан нам на злые помыслы мечь духовный – четки, дабы сим отражать помыслы, бываемыя от врага, ибо св. Иоанн Лествичник в „Лествице“ пишет: „Иисусовым именем бий ратники, не обрящеши бо крепчайша оружия ни на небеси, ни на земли.“ О, отцы наши и собратия! Попечемся о спасении убогих душ наших и потщимся всегда призывать в помощь Имя Божие.

И сократя, пребыть имеем с нашим наичувствительнейшим почтением и обычною преданностию, ваши покорные слуги и недостойные сомолитвенники, многогрешнии Иеросхимонахи Лев, или по форме Леонид, и Антиох заочно униженно кланяемся, прося ваших святых молитв в подкрепление немощей наших душевных и телесных.

За уведомление о смерти благодетеля нашего Дмитрия Ивановича Маркелова благодарим; но только жаль, что кратко о нем написали, можно бы вам написать, как скончался и котораго числа... Помяни Господи его душу!.. По замечанию, в нем была воня смирения и простоты, так что и у редкаго монашествующаго едва ли только обрящется!.. Надежно, ...не увидится ли там с Батюшкою нашим о. Феодором.!

О. Иоанникию, кажется, теперь можно по желанию его побывать к нам,  пока еще мы в живых; но проситься, помолясь Богу, дабы возвестил Господь о сем о. Игумену; с вольным духом,  а не усиливаться.

17 апреля 1822 г.


Страницы: [1] [2] [3] [4]

[*] Молитва перед началом каждого письма: "Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас".