Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ког­да бу­дешь за­ме­чать чу­жие не­мо­щи и гор­дить­ся пе­ред дру­ги­ми мыс­лен­но, на­до от­ве­чать по­мыс­лу бе­со­вс­ко­му: „Я ху­же всех",– и хо­тя не про­чу­в­ство­ван­но, а все-та­ки ска­зать.

преп. Варсонофий

Хо­ро­шо, кто за­бо­тит­ся о внут­рен­ней со­зер­ца­тель­ной жиз­ни, ибо она да­ет ему все.

преп. Варсонофий

Гла­за бе­ре­ги. Аще око твое соб­лаж­ня­ет, из­ми е (Мф. 5, 29),– Гос­подь по­ве­лел. Борь­бу се­бе нав­ле­чешь, ес­ли не бу­дешь бе­речь глаз и язы­ка.

преп. Анатолий

Страницы: [1] [2] [3] [4]

5.

М. С. О. Н. Г. И. Х. Б. Н. П. Н.

Пречестнейший и прелюбезнейший наш о Господе собрат о. И[оанникий], усердно желаем тебе о Едином Пресладчайшем Господе Иисусе радоватися и в находящих благодушествовати!

Приятное ваше писание, пущенное от 13-го числа вами, мы получили того ж месяца 17 числа и благодарим за уведомление. Насчет же вопрошения вашего в разсуждении вашего положения мы, ничтожнии, не знаем уже, что и советовать: видно, мы за премногие грехи наши пришли в тупик, что некуда уже и ступить... Хощу я, недостойный, вам посоветовать, чтоб вы по следам о. Г[авриила] просились на 6 месяцев, но едва ли удастся, ибо еще и та болезнь в Настоятеле не в последнем градусе. А при том вникните вы сами в свое здоровье, как больному проситься в дальний путь или перемещаться куда-либо в другой монастырь?.. Ныне вы сами знаете: больных мало любят и не с аппетитом принимают. Но ежели вам посоветовать ехать на Валаам по определению начальства, то вы при слабых ваших силах чем там будете заниматься? Да и с кем будете иметь душевное сношение? Ну, кажется, довольно по человечеству предложений, и видите – во всем неудобство. Но видно по нашим человеческим разсудкам и предположениям,  что примирить себя по душе невозможно, а посему, по своему безумию, не нахожу и духу не собираю, чтоб советовать вашей любве проситися куда теперь при таковых слабостях и обстоятельствах!.. Ежели же необходимость потребует, то что ж будем делать – должно отправляться и на Валаам! – Слава Премилосердому Господу Богу, что благомыслящие и добра желающие для своих душ там жили и теперь живут, и нам,  если паче чаяния обстоятельства понудят, должно повинутися на время...

Вы, прелюбезнейший, вспомните нашего всеобщаго Батюшку отца Феодора, как он всегда предавался воле Всемогущаго Попечителя и Промыслителя, да и не погрешил в своем последовании, но достиг благонамереннаго пристанища и нас с тобою поручил Всемогущему Промыслу... Он нам всегда советовал и увещавал располагатися на Промысл нашего Искупителя и нелестнаго Попечителя... Милосердый же Господь исполняет и обращает все в Свою волю и на пользу нашу, хотя по видимому и противными нам средствами и последствиями. А мы, при помощи Премилосердаго Господа Бога, потерпим да и посмотрим,  как наша А-я судьба кончится, а равно и о. Г[ав- риила] посмотрим,  как будет востребован,  – но едва ли сие случится. – Еще же и то можно сказать, не все же будут делать по нашему вероломству, но должны когда и меры восприять.., да кажется, по-видимому, и головка показывается, – видно, сподумавшись, надобно воспоследовать ветру другому.

...А о упоминаемых вами приключениях, прилучившихся с о. Z., да весть твоя любовь, что эти повстречались события не без попущения Божия – вникните только потоньше в положения предъидущия и последующия, предприемлемыя ими. Но Премилосердый Господь, как писано есть у многих святых и у св. Исаака Сирина (в коем именно слове, не упомню), – „всем немощам терпит Всемилостивый Господь, неизреченным Своим милосердием подвизаем,  но присно ропщущих не попустит, дондеже не накажетъ“. А особливо этакия приключения попущаются наиболее для того, дабы мы, видя пострадавших,  предостерегали себя от попущающих вин к таковым искушениям. Но, о горе мне, окаянному! не токмо я не уцеломудряюсь примерами страждущих, но и сам,  многими заушаем искушениями, и не чувствую.

Еще для утешения души твоей помянуть нам вздумалось откровение, бывшее достоблаженному нашему Батюшке, в коем на опыте изъяснено, что каковую вещь Премилосердый Бог восхощет возстановить, того никакия обстоятельства отвратить не возмогут.

...Но и помни, что сколько Премилосердый Господь попустит за наши согрешения врагу действовать, столько всеобщий враг диавол и действует.

...А о присылке нашего в прежнем письме назначения более не безпокойся. Слава Богу, что так случилось, что не было попутчиков; а то мы было расположились сластолюбствовать, но теперь на опыте видим,  что довольствуемся волпухами и редькою и также подкрепляемся – силы таковые ж.

Итак, сократя наши скудоумныя строки и пожелав вашей любве мужества и долготерпения, – и надеемся в этом, ибо, кажется, вы более терпели.., да при помощи нашего Создателя потерпим и до конца (т.е. до посещения милосердием от Всещедраго и Всемилостиваго Бога); и якоже Он Един всесилен и всемогущ устроит нашу вообще и мою судьбу в спасительный конец. Остаемся ваши покорные слуги и недостойные сомолитвенники, многогрешнии Иеросх. Антиох и Леонид и монахи Харитон и Макарий, всеуниженно заочно кланяемся и просим ваших святых молитв в подкрепление наших немощных сил душевных и телесных.

20 марта 1823 г.

Александро-Свирский монастырь

6.

М. С. О. Н. Г. И. Х. Б. Н. П. Н.

Пречестнейший и прелюбезнейший наш собрат Отец Иоанникий! Усердно желаем тебе о Едином Пресладчайшем Господе Иисусе радоватися и благодушествовати!

Писание ваше, пущенное вами 18 сентября, мы получили 22-го того же месяца и благодарим за уведомление. Того же числа получили и письмо от Е. Т-ча; пишет, что точно крайнею болезнею одержима А[килина] И[ванов]на; и мы, по его желанию, молебен отпели Божию угоднику преподобному Александру Свирскому Чудотворцу. И ежели Богу угодно и ей еще на пользу пожить, то и надеемся на милосердие Всемилостиваго Бога, наказуя наказующаго, смерти же не предающаго, что за молитвы угодников Божиих,  преподобнаго Александра и Батюшки отца Феодора, пооблегчится и возмужает.

Вас же прошу и молю, прелюбезнейший мой о. И[оанникий], во всех находящих благодушествовать и, по возможности, подвизатися, дабы „положити начало“ при помощи Всемогущаго Бога за молитвы угодников Божиих.

Аще от немощи и обычая злаго и согрешаем, но по силе да подвигнемся к покаянию, поелику писано есть: „Несть грех, побеждающь человеколюбие Божие“. Наиболее же в конец да не ослабеваем и не отчае[вае]мся в милосердии Создателя и Искупителя нашего. О чем довольно ясно пишет св. Петр Дамаскин на листе 84-м в слове 8-м: „Занеже убо грех удобен зело и праведным,  покаяние же не всем удобно [за еже быти ему близ смерти, и прежде сея отчаянию. Добро],  убо еже не падати или, еже падати, и воставати. Аще же пасти случится, добро, еже не отчаяватися и не удалятися человеколюбия Владычня. Может бо хотяй сотворити милость с немощию нашею, точию Того да не удаляемся, ниже да утесняемся, от заповедей понуждаеми и не могуще доспети да не оставляем,  но и познаем,  яко един день пред Господем, яко тысяща лет, и тысяща лет, яко день един. Ниже отчаеваемся, ниже да падаем, но присно да полагаем начало. Пал ли еси – востани, и паки пал ли еси – востани, точию врача да не отступиши и самоубийцы горший да не осудишися отчаянием. Потерпи Его, и Той милость сотворит или обращением,  или искушениями, или иным смотрением, тебе недоведомым. Имать бо диавол обычай прилагати душе, кая либо обретает той предлежащая, или радость, или мнение, или печаль, или отчаяние, или трудов безмерие, или всесовершенную праздность, или аки бы чрез потребу вещи и разумения безвременне, или помрачение и неразсудную ненависть ко всем сущимъ“.., и прочее. За долготу письма оставляю последующее, но, аще хощеши, прочти в книге и обрящеши утешение.

А что вас назначили помощником новоопределенному казначею, то о сем малодушествовать отнюдь не должно, ибо что без нашей воли и хотения определится – в том во всем помощь Божия бывает,  только нам непременно должно памятовать себя и своего звания правила и намерения. Хотя по воле Божией и попустится нам в означенной должности побыть сколько для искусу, причем при помощи Всемогущаго будем только совесть свою хранить и умеренности держаться, – то не хуже твоего келлиаршества, которое с хладнокровием ты проходил,  освободят тебя не помедля, увидя твою вялость в делах и во интересе. А к тому же иметь будешь случай к выходу – в разсуждение выезда в столицу.

...Однако, при помощи Всемогущаго, можно и теперь просьбу подать. Когда не позволят для богомолья в Киев, то, кажется, можно проситься и для приискания себе места в Калужскую или Орловскую епархию, для чего перепиши прежде подаваемыя просьбы. Когда же паче чаяния и не уволят по их уловчивости, тогда можем себя уверить, что, видно, воли Божией нет,  дабы нам куда выйти, но должны потерпеть, а виною остановки этой приписать содеваемые нами грехи; поелику писано есть: где воля Божия содействует, там и агарянскому сердцу Бог возвестит соделати милость нам, а кольми паче благочестивым священномонахам.

Я во время бытности моей, кажется, пересказывал тебе свое намерение, что не только сам хотел отправиться в путь, но и тебя выпросить у митрополита. Но ход дела совсем в противность намерению нашему вышел, о чем один из духовных особ,  разсуждая, говорил: „Видно, или не на пользу вам преднамеренный путь, или еще „не у время прииде“. К последнему у меня чувство более расположилось, и почувствовал с приятностию.

На прошедшей почте получил я письмо от о. Гавриила и о. Израиля с Феофилактом. Вообще пишут,  что 17-го августа приезжал к ним Преосвященный Филарет Калужский и про меня якобы изволил говорить утвердительно, что чувствует о непременном моем прибытии в Оптин или вообще в его епархию. И между тем объявил указ из С.-Петербургской Консистории о высылке его (о. Гавр[иила]) обратно на Валаам. А потом сказал: „Если ты хочешь, о. Гавриил,  жить здесь, то я сам напишу письмо к Преосвященнейшему митрополиту о увольнении тебя, и будь покоен“.

Еще мне, яко человеку плотскому и плотское мудрование имущему, пришло от праздности на ум преподать вам совет: когда приедет новоизбранный Игумен И. и произведут его, тогда ты, помолясь Премилосердому Господу Богу, управляющему нашими судьбами, пойди к нему и со всевозможным смирением припади к его стопам и просись, говоря: „на мне первом явите свою отеческую милость...“ И когда на сие понудишь себя со смирением, то благонадежно, что его сердце тронешь и нехотя соизволит твоему желанию, брате и отец любезнейший! Вы помните святых отец писание, что „наше и в нашем соизволении ко благу соизволяти и Премилосердаго Бога утверждати...“

Мы на сей же почте посылаем письмо к о. Гав- риилу с братиею; и, сколько могли, советовали наиболее всего, чтобы всегда возлагали себя и судьбу свою на Промысл Всемогущаго нашего Создателя и Искупителя. А равно и вам то же советуем: употреби вышеписанное по возможности сил человеческих, совершение же твоих желаний предоставляй Промыслу Всемогущаго, поелику Он Един весть,что нам на пользу и к назиданию, а мы иногда „не вемы, чесо просимъ“, потому и не получаем просимаго.

От о. Пафнутия также получили письмо, пишет нам тоже... Мы ему отписали на прошедшей неделе и два портрета Батюшкиных послали.

И препоручая вашу судьбу Премилосердому Господу Богу, наказующему и возставляющему немощных, по неложным Его словесам: „Сила бо Моя в немощных совершается“; а Премилосердый Господь за молитвы Батюшки нашего отца Феодора да вразумит и просветит ваш разум к соделованию полезнаго и да утвердит вашу любовь Своею неизреченною благодатию к творению Его животворящих заповедей. За сим мы непотребнии пребываем с наичувствительнейшим пожеланием вам успехов к назиданию душевному, ваши покорные слуги и недостойные сомолитвеники, многогрешнии Иеросхимонахи Антиох и Леонид и монах Макарий Грузинов, униженно кланяемся и просим ваших святых молитв.

Еще просим вас: так как вам теперь есть некоторая свобода шататися, справься, пожалуй, что Акилина Ив[ановна] Черкасова, бедненькая, здорова ли она? Я что-то сомневаюсь и мнением побеждаюсь о ея здоровье, поелику, когда она на провожание нас в дорогу хлеба приносила, прилучился тогда дождь пресильный и она ноги намочила. Я просил ее, чтоб она выпила эликсира немножко. Она поупрямилась. Мы к ней два письма писали – одно чрез бабушку Феклу Игнатьевну Кудрявцеву, а другое чрез Якова Ивановича Грузинова; но чрез иныя руки ей не от кого получить, прямо же писать к ней поусумнились, ибо она намеревалась переменить квартиру. А как ответа от нея не получили, то еще более сомневаемся. Пожалуйста, справься о здоровье ея и уведомь непомедля. Да еще пришли при оказии таковой же кушачек, какой я для себя у тебя взял, ибо для человека единаго нужен.

Димитрию Васильевичу Адинцову со всем его благоприятным семейством от нас поклонись, пожалуйста, всеуниженно, а Михаилу Дмитриевичу – особенно.

1 октября 1823 г.

7.

М. С. О. Н. Г. И. Х. Б. Н. П. Н.

Пречестнейший и прелюбезнейший наш о Господе собрат отец Иоанникий! Всеусердно желаем тебе о Едином Пресладчайшем Господе Иисусе Христе радоватися и в находящих благодушествовати.

Благоприятное ваше писание с достопочтеннейшею благодетельницею Ак[илиною] Ив[ановною] исправно получили и содержанию по скудоумию нашему вняли...

Гвоздья и навертку при посылках от лодочника Балашева исправно получили; а равно и портрет Батюшки о. Феодора, мало похожий впрочем. О худом своем здоровье не скорби, ниже малодушествуй, но мужественно при помощи Божией терпи со благодарением, благословляя Премилосердаго Господа, попустившаго нам таковую слабость к чувствованию о своей неизбежной и неминуемой смерти, ибо мы с тобою и биемы – не чувствуем, ниже умиляемся и не поощряемся к покаянию. Сие нечувствие существует в нас наиболее от разсеянности нашего ума, молв и попечений о делах внешних,  ибо худо стараемся хотя часно поуединиться и наедине помолиться; а по тому самому и пребываем, яко безплодныя смоковницы, не творящия ни малаго плода. Но что же будем делать?.. Да смирим себя и да восприимем мытарев образ покаяния, повсечасно внутрь нас вопия: „Боже! Милостив буди мне грешному и по всем частям непотребному, и не яко же аз хощу, но яко же Ты, Господи, хощеши, устрой о мне вещь ко спасению“. И за молитвы нашего всеобщаго Батюшки о. Феодора Всемилостивый и Всесильный Господь, яко чадолюбивейший отец,  негли и отмстит нашим всеобщим врагам,  пленяющим наши чувства и ума движения, и воскресит плененныя наши души от падения, всячески устрояя нашу участь во благопотребный и спасительный конец. Итак, когда Премилосердый Бог по нас, кто тогда дерзнет на ны?..

...Слава Великодаровитому Господу Богу нашему Иисусу Христу, вот уже мы на сем свете шестой десяток годов доживаем,  но никогда ни единаго безпризреннаго больного, по улицам валяющагося, не видали, но все милосердием Его, Создателя нашего и Искупителя, приняты христолюбцами под кровы и по достоянию упокоеваемы. Вы для утешения своей немощи вспоминайте Василия, „злонравнаго раба“, изгнаннаго господином из дому во время глада, како терпением спасеся; о чем написано в житии святителя Нифонта.

Просьбу вам послать к Игумену по форме советуем. И пославши, да молимся Богу, дабы о нас лучшее устроил. И ежели ему Господь возвестит подписать, то да сочтем за Промысл Божий; а ежели и не подпишет, то все к предбудущему прошению пригодится, а мы тогда потерпим – за грехи наши.

О повстречавшихся неприятных обстоятельствах писанное вам подробно от [о. Гавриила] и [Израиля] письмом и чтоб вы оное к нам не пересылали, то почему же не прислал,  а особливо с А[килиной] И[вановной] Ч[еркасовой]? Или вы правда помраки забились там,  но и позабыли – ведь у них дело пошло другим оборотом. Вы не подумайте, чтоб сие не подействовало в пользу благомыслящим и спастись желающим. Вам же мнение в разсуждение их междоусобий, чему надо быть, и мы подтверждаем.

...Брату Алексию поклонись и скажи ему, что это не так ему попустилось, не просто, но, видно, или помыслил нечто о себе, или каковая другая вина подобная от него последовала. Но да молится Господу Богу, управляющему нашею жизнию, и да призывает в молитве Батюшку отца Феодора. Господь Всесилен все ниспослать к пользе души его и телу. И нашему собрату о. А[арону], видится, Премилосердый Господь, по неизреченному Своему милосердию, начал попущать искушения, дабы почувствовал лаврские потемняющие его чувства плоды. При случае вашего с ним свидания изъяви от нас ничтожных всеуниженное почтение и с достодолжным поклонением попроси его святых молитв в подкрепление наших немощных сил душевных и телесных; а равно и вас о том же просим и молим.

И сократя сии ничтожныя строки, пребываем с обычным почтением и преданностию ваши покорные слуги и недостойные сомолитвенники, многогрешнии Иер. Антиох и Леонид, и монах Макарий заочно всеуниженно кланяемся. И собрат Сергий кланяется и просит святых молитв в напутствие к Вологде, на будущей неделе намерен он отсюда отправиться.

При сем посылаем вам еще 25 руб. для напечатания для нас 100 эстампов, поелику уже все у нас вышли. Вы, о. Иоанникий, когда вам здоровье позволит и время и поколь ты там, сам о сем постарайся, доложись о. Аарону. А ежели время не позволит или не можно, то попроси нашим именем валаамскаго послушника и сотрудника нашего Михаила Димитриевича Адинцова, дабы он там побыл, пока выпечатают.

29 мая 1824 г.

Алек[сандро]-Св[ирский] монастырь

8.

М. С. О. Н. Г. И. Х. Б. Н. П. Н.

Пречестнейший и прелюбезнейший наш собрат отец Иоанникий! Усердно желаем тебе о Едином Пресладчайшем Господе Иисусе Христе радоватися и благодушествовати!

Благоприятное писание ваше, пущенное вами 19-го августа, мы удостоились получить 22-го и содержанию по силе скудоумия нашего вняли. На вопрошение ваше, при помощи Всемогущаго Создателя нашего и Искупителя Господа Иисуса Христа, соизволяем повинутися обстоятельствам, т. е. перейти в Лавру в свечники. Мы полагаем, не для того только, дабы удобнее выйти времени зовущу, но и для того, что в Лавре воздух поздоровее, да и власть полная – взыски строгие. Хотя бы маленько человеческим страхом нам с тобою хвостик поприжали б поменьше таскатися и разъезжать под видом покупок; чрез что и свои чувства разсеяваем с потерею целомудрия и приобретаем душевную удаву – пагубное отчаяние. Мы давно понимали и разсуждали, что ваше жительство на подворье и собращение без всякой осторожности с женским полом превосходит со усугублением лаврское, и пооткровеннее вам скажем, только одно имя содержите валаамских правил,  а на дела наши кто посмотрит из просвещенных и опытных в деяниих,  то едва ли что не согласится лучше помолчать и Божию правосудию предать. При этом нельзя ли мне хотя мало что по долгу моему и обязанности напомянуть вашей любве еще особенно, яко святаго нашего всеобщаго старца Батюшки Феодора племяннику, да разсудим со вниманием, чтоб нам таковаго святаго мужа родство и примерная жизнь, богодухновенныя наставления вместо существенной пользы да не на вящшее бы осуждение обратились... А отчего?.. От нашего небрежения и слабаго произволения, ибо и слышавши, и видевши светлые и целомудрием блистающие советы и наставления, самовольно потом уклоняемся ко сластям и страстям, и наиболее к запрещенным Божественным Писанием?.. И как я слышал от верных, дерзаешь самовольно и себе разрешаешь пить чаек с сахаром, и тем, конечно, сквернишь себя и свою совесть! ...О, нечувствия и помрачения злонеистоваго! Воистину можно сказать, что биемы – и не чувствуем,  и раним себя своим небрежением!... Я не помалу во изумление прихожу и удивляюсь Всемогущему Владыке и Промыслителю Господу Иисусу Христу, имущему премногих сокровенных рабов Своих,  с чистым произволением и не лукавою простотою и беззлобием работающих Ему, и меня, недостойнаго, удостоил из оных некоторых видеть и собеседовать и некоторую отраду получить убогой своей душе.

И сократя, паки напоминаю – да положим начало, при помощи Всемогущаго, хотя перейдя в Лавру, оставить сахар и прочия душевредныя прихоти. А то смотри, хотя я не могу вам прямо сказать, что „от сонмища“ нашего отлучен будеши, ибо связь Евангелия святаго – союз ненарушимый! Но от примера святых отец (а особливо св. Исаии Скитскаго), хотя и страшно, но ко облегчению моей совести прилично вам сказать: „Смотри! Ежели не будешь в законном и к назиданию души твоей слушать многогрешнаго мнимаго старца твоего Льва, то „отступление твое накажет тя!..“

Но да преподаст тебе Милосердый Господь чувство ко благому и разсмотрение от вредящих. Я же, хотя и скверный и помраченный, но не помалу помню и то, что когда вы приезжали при жизни нашего Батюшки о. Феодора, когда он вашу руку возлагал на свою выю, и бремена твои брал на свою ответственность, и о спасении твоем уверял, только бы ты слушал его советов; а после него кого вы должны слушать, – сам ты можешь понимать... Итак, когда и после достоблаженнаго Батюшки будешь слушать его советов, то тебя Премилосердый Господь не оставит Своим неизреченным милосердием,  но всячески устроит твой путь в душеспасительный конец; чего и пребываем всеусерднейшими желателями и покорными слугами, многогрешные Иеросх. Антиох и Леонид.

25 августа 1824 г.

Александро-Свирский монастырь

9.

М. С. О. Н. Г. И. Х. Б. Н. П. Н.

Пречестнейший и прелюбезнейший наш собрат о. Иоанникий! Усердно желаем тебе о Едином Пресладчайшем Господе Иисусе Христе радоватися!

Приятное ваше писание, пущенное вами от 15 декабря, мы получили 19-го того же месяца и содержанию вняли. Слава Всемилостивому и Премилосердому Господу! Вот уже ты переведен и в Лавру, – долго сватан, но не скоро введен!.. Но, переменив наскученное место и опасныя сообращения, ко вреду душевному влекущия, пренужно нам с тобою, за молитвы всеобщаго Батюшки отца Феодора, с переменою места жительства изменить как воздержание чувств,  так и сообращение... А когда в начале, при помощи Всемогущаго, не понудимся к положению благаго начала к изменению вышеписанных пренужных предметов,  то да смотрим,  что пишет св. Феодор Едесский в 6-й главе: „Камень, с горы сваляяйся, ровище водное быти претворяя. Сия убо реченная всякими образы стяжавшему их делают погибель“30. Посему, прелюбезнейший, да помним мы свои обеты, данные нами при пострижении, и богодухновенныя наставления предражайшаго и достопамятнаго твоего дядюшки пр. Феодора, который нам сие преподавал и словом,  и примерными деяниями жительства своего. И да внимаем по возможности себе и своему сердцу и попецемся о назидании убогой души своей; нам бо с тобою иной суд будет,  нежели прочим,  не видавшим примерной его жизни и не слышавшим словес его, „солию духовною растворенных!..". 

...Прости мя Господа ради и потерпи безумию моему, мне что-то приходит мнение, да и чувствую с болезнию сердца об.., ибо наш о. старшой и второй по начальнике... – видно, в нем опять отрыгается прежняя валаамская химера, коею действовал нередко и в ваших глазах!.. Но прошу о нем помолиться, дабы не погряз в самомнении своем и любоначалии! – Того ради за нужное полагаю, дабы вы его письмо к нам переслали для познания слога его и мыслей. К нам писал... и только свое пустосвятство изъявлял, а притом и малоумие...

И сократя сии наши худосложныя строки, пребываем с нашим обычным расположением и сердечною преданностию ваши покорные слуги и недостойные сомолитвенники, многогрешнии Иеросх. Антиох и Леонид со всею единомысленною братиею, заочно униженно кланяемся и просим ваших святых молитв в подкрепление наших немощей душевных и телесных.

Хотя наш о. Израиль и с усердием к нам стремится, но мы его хладнокровно ожидаем и неохотно, потому что наш о. Архим[андрит] со инспектором,  враждуя друг против друга, заразились бумажными протестами, а потому и ожидают следствия. К тому же и губернский архитектор на сих днях делал в большом Троицком монастыре подробную смету отделки для Архиерейскаго дома и уверял, что точно будет здесь Архиерейский дом и Олонецкая епархия. А вышеозначенныя скаредныя бумаги?.. Так выражение оных посмрадит и оглушит слышащих,  что всему ордену нашему будет вони нестерпимо, стыда же и хулы переносить, но ниже слышать бы хотелось!!! Но что же делать? Когда грехи мои понудили на сие попущение Премилосердаго Господа!

...Потрудитесь же написать, о чем намеревались...

22 декабря 1824 г.

Алекс[андро]-Св[ирский] монастырь

 

Страницы: [1] [2] [3] [4]