Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Что нуж­но че­ло­ве­ку, что­бы на­у­чить­ся пу­тям Гос­под­ним? Нуж­но, что­бы че­ло­век был крот­ким, сми­рен­ным, и тог­да Гос­подь Сам на­у­чит, как ид­ти пу­тем Гос­под­ним.

преп. Никон

Сми­рись при по­мо­щи Бо­жи­ей, будь крот­ким, не имей зло­бы на ближ­них, уго­товь крот­кою, доб­рою жизнью свою ду­шу для восп­ри­я­тия Бо­же­ст­вен­но­го на­у­че­ния, и Гос­подь Сам на­у­чит пу­тям Сво­им.

преп. Никон

Зем­ной удел че­ло­ве­чес­кий – скорбь, труд, бо­лез­ни, под­виг, пе­ча­ли, не­до­у­ме­ния, тес­но­та, ли­ше­ние то­го или дру­го­го, ос­ко­рб­ле­ния, сму­ще­ния, восс­та­ние страс­тей, борь­ба с ни­ми, одо­ле­ние, или из­не­мо­же­ние, или без­на­де­жие и по­доб­ное сим. Не вот­ще ска­зал про­рок Да­вид: несть ми­ра в кос­тех мо­их от ли­ца грех мо­их (Пс. 37, 4).

преп. Амвросий

Страницы: [1] [2] [3] [4]

14.

М. С. О. Н. Г. И. Х. Б. Н. П. Н.

Ваше преподобие! Прелюбезнейший наш о Господе собрат отец Иоанникий! Усердно желаем вам здравствовати душевно и телесно!

Приятныя ваши три писаньица мы, ничтожнии, имели удовольствие получить каждое в свое время и при оных все посылки во всякой исправности: 1-е – с Б[урчи]ным, 2-е – с о. Ф[еофилактом], а 3-е с бр. А[ександром]. А равно и прочия все письма получены, но только удивительно, что от В[асилия] П[етровича] Бу[шми]на подаренная о. С-му десть почтовой полулистовой бумаги, не оную ли вы прислали мне с бр. А[лександром].

За ваше старательное и попечительное о наших препоручениях содейство всепокорнейше благодарим. Премилосердый же Господь да воздаст вам Своим милосердием и благодатию за все труды ваши и сострадательность сугубо.

Насчет анекдотов О[тенска]го третьекласснаго монастыря.., хотя для благонамеренных и для нас недостойных крайне неприятно и отяготительно слышать, а особливо для меня даже преболезненно – но что делать?.. За премногие грехи мои, видно, заслужил я своею развратною жизнию и нерадивым поведением таковы плоды от приснаго своего собрата и сына!!! Но и слог писем, кои вы пересылали, писанныя к вашей любве от о. А[арона], крайне нам не нравится и до зела показывается отвратителен. Также и мы уведомляем вас, что и мы от Его Высокопреп. на нынешней почте удостоились письмо получить, в коем может... и прикрывает свою застенчивость против нашей грубости и худости; пишет, якобы Его Высокопреп. уже давно писал к нам письмо, и на которое, с сожалением и прискорбием чувствует свое недостоинство, и до днесь не получил от нас ответа, однако уверен в нашей к нему любви, и со благонадежием чувственность свою изъявляет, что я не по какому-либо негодованию или немирности на ответ к нему не отписывал, но видно за крайнею слабостию здоровья, поелику он в продолжении моей любви никакого сомнения не имеет. И так скомпановал небылицу в лицах и еще кой-какия загадки и нелепыя повести...и оканчивает письмо смиреннословием мнимым.

[Екатерина] [Иларионовна] видно из Х. выпугалась, что за ея благоговейную обходительность едва не подрались старцы, то и что-то вздумала преобширное письмо и к нам худейшим написать, но обдержительное: про сводную свою маминьку, у которой она изволила ночевать во время бытия в [Лавре], не пометила ни слова – ни худаго ни добраго, а по сему и замечаем, что довольно заправлена и научена от великаго Старца. Однако и мы, при помощи Божией, к ея мнимой святыни, по возможности сил наших, потщились написать, и теперь едва ли будет писать нам.

А как мы с тобою оговорку делаем – чужие пороки видим и описываем, а о своих мало стараемся, да еще, к несчастию, и отлагательствами побеждаемся, а к тому еще и о достодолжном воздержании мало радим, то, о прелюбезнейший собрат о. Иоанникий! Господа ради прошу и молю тебя – да потщимся, по возможности слабых сил наших, за молитвы Батюшки о. Феодора, не делать таковой душевредной привычки, дабы отлагать время за время приуготовление к св. Тайнам исповеди и св. Причащения Животворящих Таин. Отлагати сего отнюдь не должно, но с твердым упованием, решимостию и благонадежием приступать к Всевышнему Господу Богу в таинстве Причащения присутствующему, помощи и покровительства себе от сего ожидати и от всех наших немощей избавления и очищения да мним, ибо Он силен и всемогущь. Итак, и паки напоминаю: всячески да стараемся почаще приуготовлятися к восприятию Святых и Животворящих Таинств, к очищению наших душ и телес.

А насчет нечастаго хождения к [Екатерине] [Иларионовне], за что вы выговор от нея получили, советуем лучше претерпевать выговоры, нежели со тщетою душевною и телесною таскатися по домам и разсеивати свои чувства, уязвлятися и уязвляти прочих сердца, увлекаясь сладострастием противу совести и обязанности нашего звания. А особливо сие опасно по неможению наших чувств и последующих парений похоти, которые пременяют и ум незлобивый.

О П[авле] И[льинско]м и прежде нам писал М[ихаил] В[асилиевичь] подобное – мы полагаем, что он сшил вам небылицу в лицах и прикрыл свой стыд, поелику ему нельзя в С.-Петербурге дать увольнение, но в той губернии, где отчина состоит.

На 2-е письмо. – Двое часов из починки, вами присланные, мы получили, а золотые, Демидовы, часы за 50 р. не отдавайте, но подержите их у себя, пока решительно к вам не напишем что: или выслать к нам с верным, или прочее.

Знакомый мой сотоварищ о. [Макарий] желание свое улучил – крест возложили и митру, пусть потрудится носить и о нас Бога молить! А равно и [Суворов] Радо[нежский] да утешает себя чем знает; слава Богу, что нас длинными своими письмами не утруждает.

Отец Ф[еофилакт] приехал благополучно, и хотя с нашей стороны и довольно рекомендован нашему о. Архимандриту при благоприятных случаях, но как противная партия существует еще не в последнем классе и к тому ж, как и нам видится, и с его стороны видим был недостаток при приемном объяснении, а именно: о. Архимандрит назначил ему послушание быть помощником Диомида Кондратьевича, трапезнаго, а он пришел в какую-то задумчивость, и показалось ему, что его назначают в привратники или сторожем, и отказался, что не в силах оное проходить. О. Архимандрит объяснил ему, что у нас слабых обретается довольное количество и всемилостивейше отказал ему. Однако, по его убедительной просьбе, оставил его пожить праздник Пасхи, а потом отправиться в полуденныя страны чрез С.-Петербург. Но впрочем, как устроит Премилосердый Господь – может, сделается каковой и оборот в разсуждение приема.

На 3-е письмо. – Слава Премилосердому Господу, устрояющему все на пользу нашу, и собрат наш [Александр] прибыл благополучно и привез все в целости, что только с ним было послано; принят нашими всеми начальниками ласково и теперь поживает – на клирос ходит.

Извольте долготерпеливо выслушать теперь насчет вашего вопроса о сообращениях ваших с великим Игуменом [Аароном] – что уже и нравы ваши оказались разнообразны и переписка таковая же, как видно сие частию из ваших писем. Я вам скажу: сия переписка, кроме обоюднаго вреда, пользы вам не принесет, а еще не усилила бы большей злобы и ненависти друг к другу. И по сим обстоятельствам препохвально сделать полную развязку как в комиссиях, так и паче в переписке. Да кажется сие и сносно ему будет, поелику у него есть брат бездолжностный, способный во всем ему потрафлять. Только да со опасством да внимаем себе и потщимся умственно его любить, за немощь нашу удаляться, противныя же дела его ненавидеть.

Еще я не помалу удивляюсь, как вы безразсудно решились ему слова писать нареченнаго, а ныне уже посвященнаго Архиерея. – Вы, я думаю, довольно знали, что о. Игум. [Аарон] без аппетита сие примет, но со рвением будет оправдывать себя, а произносящих его деяния ругать и укорять. Для сего-то в Премудрости Соломона сказано: „Не обличай злых, да не возненавидят тя“ – а позволено только обличать премудрых, кои возлюбят за сие, и преподавать вины премудрым, да премудршии будут. И вы в точности знали и чувствовали, что Игум. [Аарон],по его возвышению и ходу его линии дел не примет ваших предостерегательных слухов, но напротив – язву и брань неудобьпримиримую. А потому похвалю ли вас за сие? Воистину не похвалю, но и впредь всячески запрещаю к таковым подобным таковыя истории писать, но разве к самым единомысленным. А что вы означаете: отец Ф[еофилакт] подробно нам разскажет о тиранских поступках о. Игумена [Аарона], то хотя и разсказывал нам подробно и величественно, но нам, по нашей обычной дебелости, показались сии тиранства и поступки умеренными.

Благодетельнице Е[вдокии] Т[ерентьевне] при личном свидании просим изъявить наше пренаичувствительнейшее почтение с поклонением и всеусерднейшую благодарность за ея великия милости и благорасположение, кои изливает она к нам непотребным!

И сократя, пребыть имеем с нашим достодолжным высокопочитанием и преданностию покорные ваши слуги и недостойные богомольцы, многогрешнии Иеросхимонахи Антиох и Леонид со всеми единомысленными и униженно кланяемся.

20 марта 1828 г.

15.

Христос Воскресе!

Достопочтеннейший и любезнейший о Господе собрат отец Иоанникий! Всеусердно желаем вам душевнаго мира, благоназидательных чувств, здравия и спасения!

Приятное ваше писание со вложением 10 р. ассигн. и двема стропотными письмами о. Игумена [Аарона] имели удовольствие получить и, прочитав оныя, содержанию вняли. Благодарю всеусердно за доставление писем нашим благодетелям. Вы просите, дабы вас пообстоятельнее уведомить, можете ли вы здесь настоятелем и братиею принятым быть и вместительно ли вам, по вашей немощи, перейти в сию Пустынь? То прилагаю при сем письмо к старцу батюшке отцу Исаакию *, коему, сколько мог, объяснил, какия меры и расположение должно предпринять, если расположишься в наши пределы побывать и нашего убогаго жительства испытать на самом опыте; а то бывает нередко: „Дух бодр, да плоть немощна“. Прочтите сие к нему посылаемое письмо и увидите, какой вам дан общий наш совет. А другого утвердительнее и основательнее никаких средств и духу не собираю писать, соображаясь с обстоятельствами и течением по обители дел и неблаговолением верховнаго начальства ко мне, ничтожному, по наговоркам. А отец Строитель, как кажется изо всего, ко мне мирен, и я также им доволен, а наиболее братцем его отцем А[нтонием], которой у нас скитом начальствует. Также и прочие некоторые из благомыслящих мирно и благосклонно со мною обходятся, противомудрствующие же мало-помалу умаляются: из коих некоторые сами выходят, а иных за неприношение месту приличествующаго плода, но подающих соблазн, политически высылают. И кажется, при содействии Божией благодатной помощи, благонадежием себя питаем, что и еще поустройнее и мирнее в обители будет. А вот неприятно, что Ар[хиепископ] от наговорок к о. Строителю не благоволит. Сие несколько нас опечаляет. Но да будет во всем воля Господня, и что нам ни попустит, все последует к пользе нашей. Нашей Калужской семинарии ректор о. В[ладимир] хорошо вас знает и уважает; он по видимому человек скромный и благоговейный.

...Игумена [Аарона] анекдоты нам кажутся странными и отвратительными, содержание оных смеха, паче же плача, достойно.

Ежели будете скоро писать, то, пожалуйста, уведомьте, не доставлен ли к вам прошлогодний мухояр, принадлежащий череменецкому Строителю о. Г[еннадию]. И ежели не доставлен, то я намереваюсь вновь послать при Брюзгиных полотнах с Ал. Дмитриевичем. Мы полагаем, что он скоро в столицу к вам поедет. При свидании нашем с ним он просил свидетельствовать вам его усердное почтение. А при случае вашего свидания с черем[енецким] Строителем о. Г[еннадием] изъявите мое высокопочтение.

...Великаго Ф[иларета] доносительное письмо при наложении на нем резолюции было вскорости отослано в Консисторию, а из оной указ в Б[орисовск]ую пустынь, коим было предписано З[алесско]му Строителю и Б[орисовско]му протопопу благочинному произвести следствие; при исполнении котораго взятое показание от Игумении опровергло все ложное доношение великоименитаго и святой жизни старца, потому что он делал донос с получением письма одной в глубокой прелести находящейся мнимой его ученицы, а тем оказал свое благоразумие и дальновидность, употребив показание небылицы в лицах!..

О. С[ерафим] здесь расположился совсем определиться, послан по этому случаю запрос чрез Консисторию, может ли тамошним начальством уволен быть? Теперь ждет от Александро-Свирскаго монастыря Архимандрита милости.., к коему писал письмо просительное. Отцу же Иларию я отписал письмо по совету о. Серафима для скорости по случаю проезда чрез Олонец Архипа Феод[оровича] Б[урчина] и просил, дабы известил нас о мыслях о. Архимандрита насчет сего отпуска.

Старец наш бывший о. Василий [Кишкин] скончался в Площанской пустыни 27 апреля – в понедельник на Фоминой, а в среду похоронили.

Еще прошу сказать достопочтеннейшим А[килине] Ив[ановне] иЛ[юбови] Н[иколаевне], что их письма вторыя получил, а отписывать никак время не дозволяет, да еще ж они с прежними почти одного содержания, на которыя ответ им был написан, и я надеюсь, что они меня со благодушием простят. Засвидетельствуй им наше и всех единодушных всеусердное почитание; а может, они уже и сладились в предпринимаемый ими путь – в полуденныя пределы побывать и чистейшаго воздуха поглотать.

И сократя скудосложныя строки, поручая себя и вас покровительству Божию и Царицы Небесной, остаюсь ваш недостойный богомолец, многогрешный Иеросхимонах Лев, с приверженною братиею униженно кланяюсь.

24 мая 1831 г.

Скит Оптиной Пустыни

16.

М. С. О. Н. Г. И. Х. Б. Н. П. Н.

Ваше преподобие! Достопочтеннейший о Господе собрат о. Иоанникий!

Всеусердно желаем Вам радоватися о Едином Пресладчайшем Господе Иисусе Христе и находящая претерпевати со благодушием и благодарением!

Писание ваше и при оном 10 р. ассиг. во всякой исправности получил сентября 6-го и, прочитывая оное, содержанию внял. На которое и краткосложно ныне ответствую. Во-первых, Премилостивый Господь да простит вам, что вы долго не писали, да я, многогрешный, и не имел на вас за сие хотя что-нибудь взыскивать, а только по возможности сил моих умоляю Господа Всемогущаго, дабы даровал вам терпение в находящих, ими же да управит душу твою к совершенному спасению. Хотя я, непотребный, по человечеству и соболезную сердцем о теперешнем вашем положении, а особливо о нерешимости вашей состражду до избытка, но притом паки и благонадежием себя питаю, что вас по сей скорби, за молитвы Батюшки отца Феодора, Всемилостивый Господь утешит и исполнит по желанию Своему. Поелику писано есть в 33-м псалме: „Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь“. И св. Исаак Сvрин в 37-м слове пишет тако: „Всяк сын необучен – не приемлет богатство дому отца своего, во еже помощися от него; сего ради прочее искушает Бог и томит, таже показует дарование. Слава Владыце, в лечбах терпких наслаждение здравия нам приносящу“.

А что вы объясняете, что Алек. Ив. передал вам мысли М-а, что даже и слышать не хочет об увольнении вас; а притеснения и сплетни еще умножаются, то мы, о прелюбезнейший, возверзим всю нашу участь и самих себя на Единаго Промыслителя и Покровителя, Премилостиваго и Всемогущаго Господа. Той по Своему милосердию нас защитит и противоратующих умиротворит и на милость приклонит. А Вас прошу и молю – со благодарением и упованием продолжать жительство там же, поколь Премилосердый Господь, видев наше терпение и смирение,соблаговолит и невидимо вложит в сердце Архип[астыря] вас отпустить... Вы вспомните, что мы поступили в монастырь не деньги собирать, но оплакивать грехи свои и совершенно спастися, посему извольте долготерпеливо выслушать. Вы из своих доходов довольно благодетельствовали бедным и странных принимали, подкрепляя, насыщая и утешая; и сами от благотворительности, по заповеди, ощущали благоприятность в своих чувствах! А теперь уменьшение должнаго вам из кружечнаго числа если с благодарностию претерпите, то сие вменится вам в сугубое благотворение...

Да вы возьмите в пример и историю моего пребывания в Свирском 5-ть лет против моей воли; хотя по видимому и не было сильнаго притеснения подобнаго вашему, однако кто чувствовал на опыте, тот видел... И сами вы означаете, что един страдалец проходит и вящшую тризну от глав[ного] нач... А мы с тобою не помним и ублажаемаго всею Церковию многострадальнаго, произнесшаго сии слова: „Аще благая от руки Господни прияхом, то злых ли не стерпим“.

Ризницу от Адинцова, пересланную к Черкасовым, с камлотом и 12-ю аршинами драдедама мы получили верно; но как послана была без ящика, то вся помялась. До приезда нашего о.[Гавриила], который выпросился в Орел и Карачев с родными и благодетелями повидаться и мнимую свою нужду пополнить, сия ризница лежит у меня до его распоряжения. И двадцать молитв получены. Удивляюсь же я вам, что вы начали его прихоти исполнять – оне едва ли ограничиться могут...

...Жалко, что ЕвФимия Осиповна пострадала от пожара; я надеюсь,что ее Господь не оставит, при случае поклонись ей от меня и хотя 10 р. (за наш счетъ) отошли ей с верным. Право, жалко по человечеству и о. Строителя А-го, однако, видно, еще достоин оказался таковаго посещения и даннаго ему времени к достодолжному раскаянию и развязке запутанностей...

Слухи насчет обители, до вас дошедшие, хотя отчасти и неоспоримы, но и то посмотрим: в нынешния пребедственныя времена где и в которой из самых примерных обителей найти возможно надлежащее устройство порядка и правил, а особливо в мнимых общежитиях – где единодушие в братии? А в нашем скиту, поколь Премилостивый Господь долготерпит премногим грехом нашим, есть до 15-ти и в монастыре около 10-ти к нам приверженных и единодушных. Чего же еще теперь желать? А [А.Д.] человек мирской и сердечными очами слепой – на едины лицы смотрит. В книге св. Сvмеона Нов. Богослова прочти главы 70-ю, 71 и 72-ю и обрящеш на сие полную развязку.

Господь Премилостивый да вразумит тебя, и да просветит, да умудришися во смирении, и да поможет тебе, и да сохранит, покрыет от всех десных и шуих сетей вражиих, и да простит тебе вся согрешения вольная и невольная. И аз многогрешный посылаю тебе мое отеческое прощение и благословение, и молитвами покойнаго нашего о. Феодора мир Божий да почиет на тебе. За сим остаюсь твой недостойный богомолец, Иеросхимонах Лев и с приверженною братиею униженно кланяюсь.

P.S. О. И., слава Богу, совсем определен и помаленьку мирствует, хотя и отрыгаются еще свирския сиги и лососи, однако уповает и кланяется вам.

О. А [арон] крайне нездоров не токмо телом, но и душею, и первый противоратующий на нас, но действовать не может, потому что всем отвратителен сделался.

[Между 1828–1834 гг.]

17.

М. С. О. Н. Г. И. Х. Б. Н. П. Н.

Ваше преподобие! Достопочтеннейший и прелюбезнейший о Господе собрат о. Иоанникий! Усердно желаем вам здравствовати душевно и телесно!

Приятное ваше писание, пущенное вами с почтою 23-го генваря, в мою келлию получено 29-го, и как я был в отлучке – в Белгороде, Борисовской пустыни и на обратном пути в Севске и Площанской пустыни, и при помощи Всевышняго возвратился благополучно 20-го марта во 11-м часу ночи, то и начинаю теперь ответствовать, перечитывая накопленныя письма.

Иконы в ящике, посланныя Егором Тихоновичем чрез г. Жукова, а именно: две иконы Тихвинской Божией Матери – первая, выпрошенная у отца Архимандрита о. Гавриилом, и другая, пожертвованная усердием благодетеля Петра Васильевича Лесникова с серебрянным венцем в полное мое распоряжение, исправно получили. Также Е[вдокия] Т[ерентие]вна и сельдей (10 пуд.) нам прислала. Воистину Премилосердый Господь возвестил ей нас слабых утешить, поелику в здешнем месте оне нужны. Слава Премилостивому Господу, что Л[еснико]вы благополучно выдали А. П[етро]вну и, по-видимому, выгодно, – Господь с ними.

О упоминаемом вами пустынножителе отце П[афнутии], что гостил в Лавре и по домам месяц, и вы заметили, что он сожалеет о Лавре, что не разсудя вышел – и не по мере своего устроения; отчего объемлет им двоедушие. И я, скудоумный, повсечасно предполагал, что едва ли его мнимое безмолвие во утверждение приидет; но ваше предположение значительно от его различествует; ибо вы не надеетесь на себя и на силы свои, а ваше желание единственно в том состоит, дабы Господь, имиже весть судьбами, устроил Своею Всемогущею Силою ваше спасение; и потому я, непотребнейший, уверен, что Всемилостивый Господь вас не оставит, а преподаст вам случай и способ перейти в удобное место к положению благаго начала и в благоназидательность души вашей. Слава Премилосердому Господу, всячески устраивающему полезное.., у нас ныне в обители стало гораздо потише, и партия противников тишины мало-помалу разсеивается. Благонадежием питаем себя, что и еще утихнет; жалко только то, что отец С[ерафим] крайне смущен, и слышу – против меня много любомудрствует и блазнится в разсуждение моей отлучки в Белгород, Борисовку и прочее, и роптал до избытка. Спаси его Господи и помилуй, и да дарует ему Всемилостивый Господь прийти в здравый разум. Довольно жалко и А[ркадия], брата отца А., а наиболее всеобщаго соблазна на весь монашеский образ!

Удивительно, что о сю пору не получили вы мухояра! Я намерен написать к о. Нифонту, дабы он к тому дворнику написал, чтоб о сем уведомил. – Ч[еркасо]вым прошу изъявить мое почтение, письма их получил, а равно и Б[огдано]вой, но отписывать еще не нахожу ни сил, ни времени. При случае твоего с ними свидания объяви им мое положение, дабы оне не малодушествовали; я намеревался побольше написать, но по ошибке прежде не разсмотрел, что пишу на написанном письме, почему, уже написавши целую страницу, принужден был письмо отрезать.

Да поможет тебе Всемилостивый Господь и да покрыет тя от всех сетей вражиих. Ваш недостойный богомолец, многогрешный Иеросхимонах Лев со всею приверженною братиею.

5 апреля 1831 г.

18.

Христос воскресе!

Ваше преподобие! Достопочтеннейший и любезнейший о Господе собрат о. Иоанникий!

Всеусердно желаем вам пребывать в душевном спокойствии и в блаженном уповании на милость Божию, препобеждать всякое искушение великодушием, здравствуя же чувственне и духовне спастися.

Искреннейшее о Господе писание твое ко мне, худейшему, сопровожденное вами 30-го мая, всецело ныне мною получено; при первых мыслях о немощи духа мира оно кажется нам горестным, за неизреченную же будущую славу – благоприятнейшим; а посему да будет о нас всесвятая воля Господня и в этом и во всем. Итак, хотя и не исполняется наше желание, не увольняют вас в нашу обитель, и по видимому довольно прискорбно показывается, будто притесняют; но поверь, о прелюбезнейший собрат о. Иоанникий, и да будет твоей любве известно, что или не у время пришло или дабы мы оставили отчасти хладность и слабость и поприлежнее бы просили Всемогущаго Господа, чтоб Он Всемогущею Своею Десницею вспомоществовал нам, аще угодно Его святой воле. И ежели будет на сие благоволение Божие, то ничто не воспрепятствует нашему делу; ибо св. Иоанн Златоуст пишет в Маргарите: „Что Бог предположит, человецы разрушить не могутъ“, – и паки: „Бог, идеже хощет, побеждается естества чинъ“.

Да вы возьмите в пример переход моего недостоинства из Св[ирского] монастыря в сию обитель – ведь пять годов удерживали против усильных моих прошений, а в начале шестого и без всякаго моего прошения, как бы за послушание был послан, и Господь Премилостивый невидимо устроил, что уволили. И отцу Макарию все препятствия и коварныя плевелы остались без действий. И ныне благостию Всемогущаго Господа мирно и благодушно пребываем с верою и благонадежием, уповая на покровительство Великодаровитаго Господа, что и вас, малопомедля, уволят и присоединен имаши быти к нашему малому обществу во едину ограду, только потерпи еще мало, и всячески Всемилостивый Господь соутешит тебя. И сие твое, хотя и невольное, пребывание и скорбныя приключения послужат тебе по времени во отпор отрыжек, неминуемо последовать могущих во время здешняго пребывания у египетских котлов (или лучше сказать – петербургских кулебяк и сиговой или лососиной ухи). Потому я, по своему худому чувству, советую и с своей стороны, что поколь Всемогущий Господь не устроит о вас Сам разными обстоятельствами – не выходи по воле своей из Л[авры], а особливо не решайся идти к тем, кои зовут – там мало проку! Да и в отечниках правил таких не обретается, чтобы звать кого в монастырь и со обещанием душевредных обольщений! Да и не понимаю, как не отказывать на такия просьбы.

А о том, что спрашиваете дозволения моего проситься в Новгородские монастыри, то неужели после сей просьбы подания нельзя вам продолжать жительство в Л[авре]? Ежели же возможно, то, как я выше сказал, из Лавры, потерпи, поколь еще не трогайся. А когда паче чаяния принудят выходить, то лучше, по моему глупому разсудку, выйти тогда в какой-нибудь новгородский монастырь. Силен Бог тогда по малом времени исполнить ваше благое желание, устроив в благоназидательное пристанище... А насчет бедности своей и малости знакомых не сомневайтесь – может, Господь и в тамошнем месте знакомыми вас снабдить и утешить. Прямым же намерением надеяться на благодетелей – противно Богу, но при помощи Божией и сие не отвержено. А насчет того, чтобы выпрашивать вас у Архиерея, о сем и думать не должно.

И о о.Макарии запрос послан, а и поднесь ответа из Орлов[ской] Кон[систории] не имеется. И в сем мы полагаемся на Промысл Божий, и что воспоследует, должны за свято принять. У них в Площан[ской] пустыне и поднесь Строителя не определено, а Маркел[лин] все в худшее достигает положение. М[елания] Ив[ановна] в самом слабом положении: водяная в самой силе заливает.

И поручая вас и себя покровительству Всемогущаго Господа, Той да поможет тебе и сохранит от всех сетей и наветов вражиих и да простит тебе вся согрешения твоя – вольная и невольная; и аз, непотребный, посылаю тебе отеческое прощение и благословение; и молитвами досточудных отец наших Феодора и Клеопы, находящия скорби претерпевших и спасение улучивших, мир Божий да почиет на вас. Аминь.

Остаюсь ваш недостойный богомолец и духовный отец, многогрешный Иеросхимонах Лев и со приверженною братиею кланяюсь униженно.

[Приписка]: Почитая за душевное удовольствие, свидетельствую вам, пречестнейший Батюшка о. Иоанникий, и я, преничтожнейший, мое искреннейшее почитание; чувствительнейше благодарю вас за любовь и памятование ваше меня недостойнейшаго. Взирая же духом с прискорбием душевным на ваше благожелание, окруженное препятствиями, я, хотя и недостоин, но осмеливаюсь вопити пред Господом, да избавит вас от наветов и присоединит дух ваш чувствами к Батюшке и нам.

Пребыть честь имею с глубочайшим моим к вам почитанием и благожеланием, вашего преподобия всеничтожнейший послушник, многогрешный черноризец Павел... мысленно всеуниженно кланяюсь.

2 июня 1833 г.


Страницы: [1] [2] [3] [4]