Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Да ук­ре­пит Гос­подь ду­шу твою и да на­са­дит в серд­це ве­ру, на­деж­ду и лю­бовь, суть ве­ли­кие и глав­ней­шие доб­ро­де­те­ли, ибо ве­ра зас­тав­ля­ет нас ве­ро­вать, на­деж­да – упо­вать, лю­бовь – лю­бить Бо­га, и сии три доб­ро­де­те­ли все рав­но нуж­ны нам ко спа­се­нию, без сих ник­то не удос­та­и­ва­ет­ся нас­лаж­дать­ся ли­цез­ре­ни­ем Бо­жи­им и ник­то не мо­жет спас­ти­ся.

прп. Лев

Ес­ли ко­му ког­да ми­ло­ва­ние ка­кое-ни­будь сде­ла­е­те, за это по­ми­ло­ва­ны бу­де­те. Ес­ли пост­раж­де­те со страж­ду­щим, ка­жет­ся, не ве­ли­ко сие по ви­ди­мо­му, с му­че­ни­ки счис­ля­е­тесь. Ес­ли прос­тишь оби­дя­ще­го, и за сие не толь­ко все гре­хи прос­тят­ся, но и дще­рию Не­бес­но­го От­ца бы­ва­ешь. Ес­ли по­мо­лишь­ся от серд­ца о спа­се­нии хо­тя ма­ло, и спа­сешь­ся. Ес­ли не осу­дишь сог­ре­ша­ю­ще­го, и за сие те­бе спа­се­ние. Ес­ли уко­ришь се­бя пе­ред Бо­гом за гре­хи, со­вес­тию чувству­е­мые, и за то оп­рав­да­на бу­дешь. Ес­ли ис­по­ве­да­ешь гре­хи свои пред Бо­гом, и за сие – про­ще­ние и мзда. Ес­ли по­пе­ча­лу­ешь о гре­хах, или уми­лишь­ся, или прос­ле­зишь­ся, или воз­дох­нешь, и воз­ды­ха­ние твое не ута­ит­ся от Не­го, не та­ит­ся бо от Не­го, гла­го­лет свя­той Си­ме­он, кап­ля слез­ная, ни­же кап­ли часть не­кая.

прп. Моисей

Гос­подь за­ни­ма­ет­ся спа­се­ни­ем ду­ши ва­шей боль­ше, не­же­ли как бы вы ду­ма­ли. Он спа­сет вас, толь­ко об­ра­щай­тесь к Не­му со сми­рен­ным упо­ва­ни­ем и де­лай­те ма­лое по ви­ди­мо­му. Гос­подь Бог и ма­лое, Его ра­ди тво­ри­мое, оце­нит до­ро­гою це­ною.

прп. Моисей

ПИСЬМА ПРЕПОДОБНОГО ИОСИФА (ЛИТОВКИНА), СТАРЦА ОПТИНСКОГО

Всостав настоящего сборника включены почти все известные на сегодняшний день письма преподобного Оптинского старца Иосифа, основная часть которых адресована насельницам 10 женских обителей. Оригиналы большинства писем хранятся в отделе рукописей Российской Государственной библиотеки. Одно письмо (шуйской купчихе Поповой Евдокии Ивановне от 24 января 1911 г.) обнаружено и передано в редакцию сотрудниками Шуйского историко-художественного и мемориального музея. Пять писем к рясофорному послушнику Константину Шарапову из Макарьевской Жабынской пустыни уже были опубликованы в журнале «Русский инок» за 1910 г.

Все письма написаны из скита Оптиной Пустыни в период с 1896 по 1911 г. Большинство писем, с благословения Старца, были написаны письмоводителями, близкими ему по духу; сохранилось лишь несколько писем-автографов старца Иосифа. Старец подписывал каждое письмо, а в некоторых делал краткие приписки. Письма написаны на специально подготовленных для исходящей корреспонденции бланках с оттиском текста молитвы Иисусовой и штампом скита Оптиной Пустыни. Для единообразия при публикации всегда набирался написанный и напечатанный текст молитвы Иисусовой, даты помещались после основного текста.

Содержание

[1-239] [240-449] [450-599] [600-736]

 

1. Благословение на наступающий год

2. Благословение на наступающий год

3. Благодарность за поздравление с праздником Воскресения Христова

4. Почаще проси Господа: „Даждь мне терпение, великодушие и кротость"

5. Ответ на поздравление с праздником светлаго Христова Воскресения

6. Поздравление с Новым годом

7. Ответ на поздравление с праздником Рождества Христова и Новым годом

8. При раздражительности смиряйся, укоряй себя и кайся. Если перейдешь в другую обитель, получишь большую скорбь

9. Поздравление с праздником Пасхи Христовой

10. Поздравление с праздником Воскресения Христова, поздравление сестер принятием Ангельскаго образа

11. Поздравление с праздником Воскресения Христова. Болезнь нужно потерпеть для спасения

12. Господь поможет трудиться ради послушания

13. Ответ на поздравление с праздником Рождества Христова

14. Поздравление с праздником Воскресения Христова. Молись Богу и за все благодари Его

15. Благословение игумении Агнии

16. Благословение Старца

17. Ответ на поздравление с праздником Воскресения Христова

18. Никого не осуждай, всех прощай, считай себя худшею всех

19. Пекись о душе своей, она дороже всего мира. Смиряйся больше, когда не успеваешь в делах спасения

20. Молитва есть пища души

21. Схимническое правило Молитва Иисусова и с болящаго спрашивается. Смирение, терпение и самоукорение – добродетели, не требующия телеснаго труда

22. О мытье крестов и потиров. Без скорбей нельзя и прожить

23. К старым людям надо относиться снисходительно

24. Поздравление с Христовой Пасхой

25. Друг друга тяготы носите. Об употреблении в пищу яблок до Преображения

26. Св. Отцы считали своим долгом радушно принимать даже иноверных странников

27. Трудами смиряется тело, а с ним и дух

28. Об отношениях с сестрами

29. Поневоле удерживать в обители никого нельзя. О жизни мирских лиц в монастыре

30. Учитесь терпеть оскорбления

31. Причина перехода людей с места на место кроется в них самих

32. Нельзя посылать гостинцы, купленные на монастырския деньги. Об обращении католиков

33. Сообщение о посылке книг

34. Поздравление с праздником Рождества Христова

35. Суетная настоятельская жизнь есть святое послушание. О борьбе с помыслами во время молитвы

36. „Куда ведут – иди, что дают – бери“

37. Великий пост – время покаяния

38. О погребении новопреставленнаго Владыки

39. Можно ли в день предпразднства Благовещения вкушать икру

40. Поздравление с праздником Воскресения Христова

41. Как вести себя с тем, кто не понимает духовной жизни

42. О неуместности проживания молодого вдоваго диакона при женском монастыре. Настоятельница должна говорить сестрам, чтобы оне не самочинствовали

43. Об открытии в обители церковно-приходской школы

44. Допускать ли умалишенных до Причастия Св. Таин

45. Поздравление с праздником Рождества Христова

46. Постясь телесно, поститесь и духовно

47. Душа подвергнется адским мучениям за одно только мнение о себе. Гордых силен исцелить только Бог Всемогущий

48. Одежда сестер должна быть скромной. Настоятельнице, живущей вдали от старцев, в мелочах следует поступать по своему благоразумию

49. О говении рясофорных и послушниц. Со всеми сестрами надо одинаково обращаться. Старайтесь постоянно твердить молитву Иисусову

50. Под характер человека иногда нужно подлаживаться

51. Для разсеяния угнетающих помыслов должно нести физическия труды

52. Начальствующим мудрость особенно потребна. В св. обителях нельзя допускать самочиния

53. Хранит Господь вся любящия Его

54. С безчинными поступайте благоразумно. Кому следует разрешать идти в сестры милосердия

55. Поздравление с праздником Воскресения Христова

56. О том, как относиться настоятелю к своим многочисленным попечениям

57. Все дела и попечения в обители исполняются по повелению Господа и за послушание к Нему. Через неприятности мы познаем, что мы нетерпеливы, а значит, самолюбивы

58. Когда не надо просить прощения и какою молитвою молиться за обижающих нас

59. Не ходить в баню после соборования до 40 дней есть простой обычай. Сила Таинства заключается не во внешнем образе, а в благодати Св. Духа

60. Поздравление с Рождеством Христовым и Новым годом. Должно терпеть, как св. апостол Павел терпел

61. Об отношениях с сестрой

62. Жертвовать здоровьем и жизнию должно только при крайней необходимости. Если болеешь, то к чтению Евангелия не мешает присовокупить и вещественное лечение

63. Духовнику надо говорить все, как было на самом деле

64. Как относиться к слухам о перемещении в другой монастырь

65. Только то бывает хорошо и полезно для нас, что согласно с волей Божией

66. Прожив долгое время в одном монастыре, тяжело переходить в другой

67. С пользою общественной неразрывно связана польза духовная. О важности добраго воспитания детей

68. Надо надеяться не на свои способности, а на помощь от Господа. Смиренное прошение о помиловании лучше противоречия

69. О чтении Псалтири по младенцам и самоубийцам. Разрешать на грех нельзя. Как молиться за тех, кто не благоприятствует монастырям

70. За ослабление поста укоряйте себя, кайтесь и смиряйтесь. Чтение дополнительных молитв не должно мешать выполнению св. послушания

71. О сборах в пользу различных обществ и учреждений

72. Господь временными скорбями хочет избавить от вечных ужаснейших мучений

73. При приеме лекарств следует смотреть и на свою совесть

74. Как поступать при рвоте после Св. Причастия

75. Лучше не общаться с тем, к кому возникло сильное увлечение

76. О необходимости строгаго соблюдения поста. Послушницам не следует сближаться с молодыми людьми

77. Если духовник отпустил грех, то и Бог отпустил

78. Поздравление с праздником Рождества Христова

79. Скорби и утешения необходимы в духовной жизни для обучения

80. Чужие недостатки надо учиться покрывать, если они не нарушают благочестия в обители

81. Поздравление с светлым праздником Христова Воскресения

82. О соблюдении поста во время Пятидесятницы

83. Благословение Старца

84. Потерянное и упущенное надо снова приобретать покаянием

85. Благословение на труды по обители

86. Благословение обители. В послаблении своей немощи надо приносить покаяние духовному отцу

87. Не желающую повиноваться можно уволить из обители. В исключительных случаях и по благословению можно не держать поста перед Причастием

88. Поздравление с наступившим Новым годом. Смирением сердца дополняйте недостаток своих дел

89. Надо терпеливо нести бремя начальствования и просить у Господа помощи

90. Умеренная строгость всегда необходима для начальствующих

91. Нельзя разрешать мужчинам ходить по келлиям

92. Поздравление с окончанием св. Четыредесятницы

93. Не следует давать поблажки там, где может быть или общий вред, или общее смущение

94. Поздравление с 30-летием монашеской жизни

95. О необходимости совета по поводу сдачи помещения. Не унывайте, но молитесь Богу и уповайте на Его милость

96. Монастырским жителям свобода не дана. Духовное руководство сопряжено с трудностию и с ответственностию

97. Молитесь о заблудшей сестре, чтобы не была растерзана адским зверем

98. В великие праздники благодать Христова богатно изливается на внимательных делателей

99. О состоянии здоровья Старца

100. О состоянии здоровья Старца

101. Бог всеми способами устрояет наше спасение

102. К какому духовнику лучше обращаться настоятельнице

103. Наставляйте сестер к доброму прохождению иноческой жизни. Покаянием и исповеданием заботьтесь очищать душу

104. Беглянок лучше не принимать обратно

105. Силен Господь подать помощь немощному естеству во время поста

106. "Не постихся, но смирихся, и спасе мя Господь"

107. Благословение на прохождение св. Четыредесятницы

108. Приносите Господу смиренное покаяние и надейтесь на Его милосердие

109. Если сестры имеют неполезное сожитие, надо требовать, чтобы разошлись

110. Надо молиться за всех и вразумлять немощных

111. О принятии схимы

112. Постоянной памятию о смерти удерживайся от зла и твори благо

113. Старайся жить, внимая себе и понуждая себя на все доброе. Научайся терпению и покорности во всем

114. Господь за грехи попускает испытания

115. Молись молитвой мытаря. Бог будет судить о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения. Каждый день и час клади начало к исправлению

116. Немирствие с сестрой исцеляется молитвой

117. На все доброе и полезное необходимо понуждение. Всегда имей в памяти страх Божий и страх будущих мучений. Ко всем людям будь милостива, а к себе строга

118. Покаяние выше всех добродетелей. Многие взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение, но человек, не помнящий зла, опередил их

119. Когда сердце станет ко всем мирное, тогда всюду будет жить легко. Во время службы из церкви не уходи, иначе не получишь в помощь Божией благодати и будешь всегда с окаменелым нечувствием сердца. Слишком не угождай телу, иначе уготовишь ему вечный огонь

120. Кто никакого креста не несет терпеливо, тот не войдет в Царствие Небесное. Ухаживай за больными, как за Самим Христом, и получишь спасение

121. Твори непрестанно молитву Иисусову, и помыслы отойдут. Для спасения нужны многие труды

122. Если будешь гневаться, ссориться и жить нерадиво, то молитвы духовника тебе не помогут

123. Безделие – мать всякаго порока, в том числе уныния и отчаяния

124. От разсеянности и празднословия воздерживайся трудом с молитвою Иисусовою, а от уныния спасайся плачем о грехах

125. Ропот губит венцы

126. Господь за искреннее откровение не попустит впасть в большие грехи

127. Нельзя сразу измениться к лучшему. Понуждайся молиться за тех, против которых немирна

128. Имей всегда страх Божий. Читая святоотеческия писания, умудряйся во спасении

129. Покрывайте любовию немощи друг друга

130. Никогда за руку не бери мужчин, а то не уйти тебе от бесовской плотской брани

131. От грехов удерживайся страхом и проси помощи у Бога. Если дочь в монастырь не идет, надо выдать ее замуж, одинокой оставаться неполезно

132. Терпи и благодари за все Бога, и будешь всегда духом покойна

133. Если будешь чаще укорять себя, более терпеливо станешь нести немощи других

134. Старайся хранить зрение, слух и язык. От самоукорения рождается смирение, а смиренному не страшны вражии козни

135. Земная жизнь еть великий дар Божий, коим мы можем заслужить себе блаженство

136. Скучаешь, потому что совесть нечиста, а осторожности не имеешь

137. Открывай душевныя язвы пред Господом и ищи разрешения и прощения. Страсти и падения смиряют человека. Гордость – причина многих и лютых падений

138. В этом мире надо все терпеть и за все благодарить Бога

139. Благословение Старца

140. Надо противиться страстям и удаляться от того, что их возбуждает. Зависть мешает душевному спокойствию

141. Если болеешь, то можно и полечиться. Больше укоряй себя

142. Терпи, и смиряйся, и во всем укоряй себя. Больше смотри за своими немощами, а других не осуждай

143. В болезни не падай духом, а молись и проси у Бога терпения. Телесными страданиями Господь очищает душевныя скверны

144. Если из-за болезни не можешь нести послушание, то надо сказать Матушке

145. Если боишься смерти, то готовься к ней покаянием и исповедию. Не вспоминай исповеданные грехи. Злопамятность большой вред приносит душе

146. Господь милостив и не оставит тебя без Своего Промысла, только не ленись работать Ему чистым сердцем и исполнять Его заповеди

147. Болезнь да поможет Господь переносить с терпением

148. Немирствие может быть и из зависти

149. Осуждение происходит от гордости, а гордым нет места на небе. За осуждение, укорение, гордость и ропот можно лишиться награды в жизни загробной

150. Через спор выходят большия неприязни. Тот велик пред Богом, кто смиренно уступает ближнему. Если находишь для себя болезнь полезной, не лечись у докторов

151. Грехи исповедуй не священнику, а самому Господу. Покоя на земле не будет, он для всех святых – на небе

152. Сама о себе больше молись Богу

153. Для получения вечнаго блаженства нужно все переносить с благодарностию. Если с сестрой в мире жить не можешь, то и с Ангелом в раю не уживешься

154. Будь внимательней к своему спасению

155. Неприязнь к сестре изгоняй земными поклонами

156. Скорби ведут на небо

157. Больше молчи, никого не укоряй и помни смертный час

158. Никогда никого не осуждай, всех прощай и считай себя хуже всех на свете

159. Св. Отцы советуют особенно внимательно следить за своим сердцем после Причастия

160. Приучай себя больше молчать и молиться. Лучше молись о сестре, чем ее учить

161. Бог простит грехи, только терпите все с благодарностию

162. Терпи и благодари Господа за все. Во многоглаголании нет спасения

163. Необходимо смиряться и нести скорби

164. О праведной кончине родственницы надо благодарить Господа. Не скорби, что составили с клироса

165. Болезнь переноси с терпением и за все благодари Господа

166. Господь не оставляет сирых

167. Старцы называли книгу „Поучения преподобнаго аввы Дорофея" азбукою монашеской жизни

168. Полезно прочесть „Лествицу" преп Иоанна Лествичника. Неисповеданное из прежней жизни надо говорить духовнику на исповеди

169. Лучше исповедовать помыслы лично и устно, а не письменно

170. Самопонуждение необходимо для получения спасения. За неисполнение пятисотницы Господь взыщет с монаха. Заочное и письменное разрешение грехов запрещено церковными правилами. Кому завидуешь, за того Богу молись

171. Свойство откровения. Должно избегать праздных посещений чужих келлий

172. Старцы в дни бдений отменяли келейное правило. Внимательно молиться свойственно только Ангелам. Если плачешь в церкви, то старайся, чтобы это было незаметно для других. Если в душе на всех кипит зло, это признак самолюбия и тщеславия

173. О посылке книг

174. Уходить из своего монастыря не следует и самой напрашиваться на дела не должно. Как бороться с помыслами плотской страсти

175. Если при мыслях о себе бывают стыд и раскаяние, то их приемлет Господь

176. Без послушания, смирения и отречения своей воли нельзя спастись. От самочиния и неумеренных подвигов происходят смущение и вред

177. Исполнять поклоны надо по уставу Церкви. Под видом немощи иногда скрывается леность. Высшую степень молитвы нельзя проходить без опытнаго наставника

178. Понуждай себя к исполнению заповедей и монашеских обетов. Против нечистых помыслов употребляй духовный меч – имя Божие. Не должно скрывать помыслы от духовнаго отца

179. Перед началом молитвы приводи себе на память грехи и оплакивай их. Когда ощущаешь от молитвы радость и покой, считай себя недостойною сего дара Божия. Как молиться за обидящих

180. Поздравление с праздником Воскресения Христова

181. Молитвенное правило определи себе посильное и держись его всегда. О наблюдении за порядком в церкви и на послушании

182. Господь может изменить Свой суд над человеком при обращении его к покаянию. Искренняя и смиренная исповедь может принести великую пользу людям, склонным к самоубийству

183. Молитва с самопонуждением – в нашей воле, а молитва с умилением – от Бога. Нельзя прекращать даже разсеянную молитву. Скрывай слезы от людей. За одно осуждение ближних душа может погибнуть

184. Сухость и холодность происходят в душе от самонадеянных помыслов; должно укорять себя и смиряться. Господь отнимает у нас духовныя утешения, чтобы мы видели свою нищету

185. Господь ждет от нас не безгрешия, а покаяния. Тишина и мир помыслов во время слезной молитвы есть дар Божий. Наличие денег не помешает спасению человека, равнодушнаго к ним. Подавать милостыню следует по силе и возможности О наружном и внутреннем послушании. Как бороться с гневом и осуждением

186. Благословение Старца

187. Молитесь Богу, да вразумит вас на душеполезное

188. От самооправдания никогда не бывает пользы. Страсти излечиваются терпением и трудом, а наипаче – помощию Божиею. При разсеянности нужны труд, понуждение себя и призывание помощи Божией. Молись Господу, чтобы сказать полезное вопрошающим

189. О посылке книг

190. Требующее исправления не должно оставлять. Молись Богу за тех, кто тебя бранит. Ничего нельзя скрывать при откровении, иначе не будет пользы

191. Смирение есть основание всех добродетелей. К недостаткам ближняго относись с терпением

192. Всегда между страхом и надеждой проводи свою жизнь, призывая на помощь Господа и смиряя себя. Пятисотницу можно справлять по частям. Послушание есть великая добродетель

193. Отсутствие усердия и теплоты в молитве бывает к смирению, а также за осуждение ближних или за превозношение. Спать не раздеваясь – древнее отеческое правило. Что есть истинное откровение

194. При исполнении правила должно быть самопонуждение и сокрушение сердца. Молитва за Старца

195. Надо и свою собственную немощь понести и потерпеть

196. Смирение с покаянием – выше всех деланий. Теплота от сердца может отниматься за тщеславие и мысленное осуждение других

197. К любому деланию надо понуждать себя. Печаль о своем нерадении приемлется Господом вместо делания

198. Тщеславие и осуждение препятствуют молитве. Душевныя изменения держат нас в смирении. Внимание и умиление не есть плод твоих усилий, но дар Божией благодати

199. Внимание в молитве есть дар Божий, дающийся смиренным. При народе молитву надо творить про себя. В книге св. аввы Дорофея можно найти самое верное руководство ко спасению

200. Упорно отказываться от игуменства – погрешительно

201. В церкви лучше избегать бесед. Не допытывайся, в чем тебя осуждают, а во всем считать себя неисправной

202. Благословение Старца

203. Проси у Господа сердца сокрушенна и смиренна. От недолжных взглядов надо себя хранить, а помыслы отгонять

204. Против мысли осудить кого-либо вооружайся молитвою. Требовать по долгу послушания не есть осуждение. Если люди тебя хвалят, то ты себя укоряй

205. Внимание к себе необходимо для спасения. Смиренных Бог любит, а непокорных наказывает

206. Всякая работа над собой требует понуждения, терпения, внимания и смирения. Главныя орудия врага – разсеянность, нерадение и многозаботливость. Кто больше и внимательнее молится, у того душа имеет больше силы к перенесению скорбей

207. Благословение Старца

208. В недостатке смирения надо сознаваться и укорять себя. Господь посылает скорби иным в начале пути, иным – в середине, а иным – в конце

209. Смирение приходит, когда душа утвердится в мире. Замечания делай так, чтобы не оскорбить. Чувство удовольствия от похвалы свидетельствует об отсутствии смирения

210. Ночныя искушения подробно не обясняй, а еще более смиряйся. Силен Господь помиловать того, кто обратится к Нему

211. Кто свои подвиги замечает и труды считает, тот в гордость впадает. От считающаго себя безгрешным Господь молитвы не принимает. Кроткое обращение с ближним скорее достигает цели

212. При опущении молитвеннаго правила можно впасть в нерадение. В обращении с сестрами держись смирения и кротости. Откровение смущающих помыслов дает успокоение душе

213. Исповедовать помыслы надо с сердечным сокрушением. Выслушивать исповедь нужно с молитвою. Чтобы избежать пристрастия, посерьезнее надо быть с духовными чадами

214. От осуждения других воздерживайся, себя же осуждай нещадно. Открывать помыслы духовным отцам или матерям есть предание древнее и имеет великую пользу. Лучше маленькое правило справлять с усердием, нежели большое кое-как

215. Никогда не надо терять надежды на спасение, но и излишне уповать не должно. От похвалы убегай и себя не хвали. От уныния и зависти спасает смирение и послушание. Любопытствовать о чужих мыслях – грешно. Чтобы сказать сестрам что-либо поучительное, проси у Бога помощи и вразумления

216. Паче всех деланий душевных старайся о стяжании сокрушеннаго сердца. Мысленно преклоняйся перед сестрами, ставя себя ниже их

217. Чтобы избавиться от блудных помыслов, надо творить Иисусову молитву и в сердце своем смиряться

218. Кого можно поминать на 3-й „Славе" кафизмы?

219. С раздражительностию надо бороться. На душе бывает легко по Божией милости к нам. Во всяком деле нужны труд, понуждение себя и терпение

220. Смирение восполняет недостающее. О поклонах при чтении Великаго канона. Если Господь посылает чувство умиления, остерегайся тщеславных помыслов

221. Смирением старайся восполнять упущения. Делать пожертвования нужно разумно. Спать ложись с молитвою

222. Смирение все дела заменяет и все недостатки покрывает

223. Как молиться о тех, кто просит молитв

224. Если не удается исправиться, то Господь приемлет смиренное покаяние

225. В молитве к радости часто примешивается тщеславие, поэтому радость надо отстранять от себя смирением

226. Искреннее покаяние приносит прощение от Господа. Где мир, там и Бог

227. Об отношении к келейнице

228. Понуждение себя на всякую добродетель – отличительная черта инока. Как Старцы благословляли пить чай

229. Мир душевный приобретается смирением. Добросовестно проходимое послушание – та же молитва. Против тщеславия надо вооружаться смирением. Очень полезно не говорить без нужды

230. Не поддавайся лености и чрезмерному сну. Неприязнь к кому-либо происходит от самолюбия. Читать лучше понятное и полезное для себя

231. Немощное тело не надо нудить сверх силы. Если сестры смущаются, то это – вражьяго искушения

232. Если хочешь исправления, не стыдись обличать себя. С раздражительностию надо бороться. Будь ко всем ласковой

233. Точное исполнение указаний Игумении есть долг послушания

234. Чтобы начать исправление, надо иметь на это твердое решение без саможаления или себялюбия

235. Поздравление с Рождеством Христовым и с Новым годом

236. В самохвалении и самооправдании кроется непокорность и гордость. Согрешив, немедленно приноси сердечное покаяние. Веруй, что и твои грехи потонут в бездне Божественнаго человеколюбия

237. Смирение восполняет наши недостатки и покрывает их. Чтобы записывать помыслы, требуется внимание и навык

238. Поздравление с наступающей св. Четыредесятницей

239. Покаяние необходимо до самой смерти. Насмешки и укорения терпи с благодарением. Сестер склоняй к смирению, послушанию и терпению

 

[1-239] [240-449] [450-599] [600-736]