Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

На­до знать, ка­кая страсть бес­по­ко­ит бо­лее все­го, с ней и нуж­но бо­роть­ся осо­бен­но. Для это­го на­до ежед­нев­но про­ве­рять свою со­весть.

преп. Никон

По­бе­да над страс­тя­ми со­вер­ша­ет­ся си­лою Бо­жи­ею. На­ши не­мощ­ные си­лы к это­му не­дос­та­точ­ны. В этом на­до сми­рен­но соз­нать­ся и сми­ре­ни­ем прив­ле­кать к се­бе ми­лость и по­мощь Бо­жию.

преп. Никон

Да умуд­рит нас Гос­подь без дво­е­ду­шия вес­ти борь­бу с вра­гом на­ше­го спа­се­ния и гре­хом: без умуд­ре­ния от Гос­по­да и по­мо­щи Его по­бе­да не­воз­мож­на; мы не­мощ­ны и сла­бы без по­мо­щи Бо­жи­ей, а с Бо­жи­ей по­мощью все воз­мож­но, как ска­зал Апос­тол: Вся мо­гу о ук­реп­ля­ю­щем мя Ии­су­се Хрис­те (Флп. 4, 13).

преп. Никон

180. Поздравление с праздником Воскресения Христова

Христос Воскресе!

Всечестнейшая м. Магдалина!

На приветствие твое ответствую. Воистину Воскресе! Спаси Господи за поздравление и за благожелания. Желаю и тебе мира, радости о Господе нашем.

На последнее твое письмо отвечено раньше. Господь да хранит тебя.

Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

181. Молитвенное правило определи себе посильное и держись его всегда. О наблюдении за порядком в церкви и на послушании

Достопочтеннейшая о Господе матушка казначея Магдалина!

Получил два твоих письма от 24 апреля и от 1 мая, но доселе не мог ответить тебе, потому что был болен инфлуэнцой, а теперь по милости Божией поправляюсь.

Во втором своем письме написала ты, что набрала много молитвенных правил, а исполнять их не успеваешь, отчасти потому что тебе некогда – занята казначейскими делами, отчасти же и по слабости сил. – Не следует набирать много правил, а должно все делать по силам. И Бог ничего не требует от нас сверх наших сил. Определи себе посильное правило и держись его всегда. Хотя бы то правило было короткое, только старайся совершать его со вниманием. А то в иной раз долго промолишься, а в другой – проспишь. При посильном же правиле не будешь смущаться.

Пишешь: тяжело делать замечания сестрам в церкви. Но если тебе это дело поручено м. Игуменией, то должно делать замечания с самоукорением. А если не поручено, то и не следовало бы тебе самой входить в это дело. В других монастырях для наблюдения за порядком в церкви поставляются благочинные. Пусть они и смотрят, а ты о себе заботься.

Говоришь, что и на послушаниях сестры держат себя вольно. – Сама ты не напрашивайся смотреть за ними, а объясни об этом м. Игумении. И, пожалуй, можешь скромно предложить ей посылать на эти послушания какую-либо благонадежную старую монахиню смотреть. Послушает тебя м. Игумения – хорошо, а не послушает – так и быть. Молись усерднее: „Господи, помилуй нас, имиже веси судьбами!"

В первом письме написала ты, что человекоугодничаешь пред м. Игуменией. – Отнюдь не следует человекоугодничать. Если бы м. Игумения по немощи и стала укорять какую сестру, лучше промолчать или сказать: „Не знаю, что вам сказать на это", – если ты ничего худого не заметила в сестре. Говорить должно потребное и не ради человекоугодничания. Также и молчать нужно знать время. Вообще же во всяком деле должно соблюдать осторожность.

При неисправностях же должно каяться, смиряться и укорять себя.

Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

P.S. Во всяком деле требуется разсуждение. Есть время молчати и время глаголати полезное и спасительное. Господь да умудрит тебя!

 

К содержанию

182. Господь может изменить Свой суд над человеком при обращении его к покаянию. Искренняя и смиренная исповедь может принести великую пользу людям, склонным к самоубийству

Достопочтеннейшая о Господе матушка казначея Магдалина!

Письмо твое от 13 июня получил и посылаю ответ вместе с письмом к сестре Лидии. Часто писать к вам и неудобно, и недосужно.

Пишешь: я от кого-то слышала, что спасутся только те, которые предызбраны Богом. – Правда. Но почему некоторые предызбраны Богом ко спасению? – Потому что Бог Всеведущий от века знал и знает, кто из людей как будет жить, а потому и предопределил от века одних, проводящих жизнь в покаянии и смирении, к славе, а других, ленивых и не радящих о своем душевном спасении, к вечному мучению. При том из истории мы видим, что и самые суды Свои Господь переменяет при перемене обстоятельств. Например, Господь определил некогда истребить ниневитян. Но, когда ниневитяне проповедию Иониною покаялись, Он отменил Свой суд, несмотря на то, что пророк Божий уже изрек ниневитянам волю Божию: Еще три дня, и Ниневия превратится.

Касательно келейных правил. – У тебя какая-то неравномерность – то уж очень много набрала было себе правил, а то съехала на одне вечерния молитвы. По моему же мнению, не лучше ли тебе делать так: вечерния молитвы пусть остаются постоянным твоим правилом. А если в иной день время и обстоятельства позволяют, то к ним можно бы и еще что-либо прибавить – или акафист какой, или еще что.

Братья твои Владимир и Василий и сестра Вера – люди свободомыслящие. Жаль их. Но что же делать? Молись о них усерднее такою молитвою: „Устрой, Господи, о братьях моих и сестре (имена) полезное и спасительное по воле Твоей святой". Сестре твоей Вере, склонной к самоубийству, великую пользу могла бы принести искренняя и смиренная исповедь пред духовным отцем в своих заблуждениях.

Мир тебе и Божие благословение.

К содержанию

183. Молитва с самопонуждением – в нашей воле, а молитва с умилением – от Бога. Нельзя прекращать даже разсеянную молитву. Скрывай слезы от людей. За одно осуждение ближних душа может погибнуть

Достопочтеннейшая о Господе матушка казначея Магдалина!

Письмо твое от 11 июля получил. Пишешь, что от лености и от устали не исполняешь иногда молитвеннаго правила, так и засыпаешь, и просыпаешь. – Должно лень от устали отличать. Если устала и заснула от безсилия, то укоряй себя больше пред Богом, и кайся, и смиряйся. Если же ты не устала, а просто не хочется молиться, то это уже лень, тут должно понуждать себя к молитве, хотя бы она была и разсеянная. Молиться с самопонуждением состоит в нашей воле, а молиться с умилением зависит от Бога. Мы же должны молиться молитвою, какою можем, а за самопонуждение Бог даст и умиление в свое время, когда Ему благоугодно будет.

Еще пишешь, что во время молитвы некоторыя слова особенно трогают и ты повторяешь эти слова по несколько раз, а затем молишься своими молитвами или словами. – Такой способ моления не отрицается, а напротив, затворник епископ Феофан поощряет к такой молитве. Или так только плачешь, ничего не читая. Все-таки должно плакать, хоть с мыслию, что безмерно прогневала грехами Господа и боишься страшнаго наказания.

Разсеяваешься иногда при молитве Иисусовой. – Трудно, чтобы никогда не разсеяваться. Это свойственно только совершенным, а мы с тобой люди грешные. На языке, говоришь, молитва, а на уме Бог весть что, и потому думаешь, не оставить ли в таком случае молитву. – Нет, не оставляй. Лучше сухим хлебом питаться, нежели оставаться совсем без хлеба.

Слезы скрывай от людей, сколько можешь. По замечанию покойнаго Батюшки о. Амвросия одной монахине, можешь иногда кому-нибудь сказать, что у тебя появляются слезы от слабости нервов.

Чтобы помыслы тщеславные, как и другие худые, не приходили, это невозможно. А только следует с ними бороться и при помощи Божией отгонять их. Так ты и делаешь, и впредь так поступай.

Чтобы чувства были, а слез не было, этому научить тебя не умею.

Келейную твою жаль. Молись о ней усерднее, чтобы Сам Господь наставил ее на путь добра и истины. А когда будет передавать тебе сплетни, каждый раз замечай: „А помнишь, ты обещалась мне сплетни не передавать? Ведь за одно осуждение ближних могут погибнуть души наши". Пусть она от твоих замечаний и похворает несколько. Это не беда, для души ея полезно.

К Лидии отдельно буду писать.

Испрашивая на тебя и на ближних твоих мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

P.S. Прежнее письмо твое июньское получил. К тебе пишу в Ярославль.

Против помыслов осуждения хорошо и молиться молитвою св. Ефрема Сирина: „Ей, Господи Царю, даруй мне зрети моя согрешения и не осуждати брата моего“ или сестру мою, и проч.

К содержанию

184. Сухость и холодность происходят в душе от самонадеянных помыслов; должно укорять себя и смиряться. Господь отнимает у нас духовныя утешения, чтобы мы видели свою нищету

Достопочтеннейшая о Господе матушка казначея Магдалина!

Письмо твое от 3 августа получил, но по немощи и недосугу не мог отвечать тебе доселе.

Пишешь, что была в Зосимовой пустыни, искренно исповедалась и причастилась Св. Таин, почувствовала себя хорошо и подумала, что уж теперь не будешь разлениваться. Но вскоре после этого почувствовала сухость, холодность и проч. Спрашиваешь, неужели это произошло от того, что подумала то и то? – Да, сухость и холодность произошли от того, что допустила самонадеянные помыслы: „Теперь уже так не разсеюсь" и проч. Между прочим, скажу тебе (а может быть, я уже и писал тебе, не помню), что в жизни сей временной ничего постояннаго нет. Но как, по словам преп. Макария Великаго, в видимой природе постоянно бывают изменения: то день, то ночь, то ясно, то пасмурно, то тепло, то холодно, – точно так же происходит и с нашими душами. И потому, когда приходит холодность и разсеянность, смущаться этим не должно, а должно в это время более укорять себя пред Господом и смиряться, считая себя грешнейшею паче всех человек.

Господь все устраивает нам на пользу душевную. Ибо как бы мы могли смиряться, если бы постоянно ощущали духовныя утешения? Вот Господь и отнимает у нас их, чтобы мы видели свою нищету и наготу душевную.

Сестре Лидии передай мою записку.

Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

185. Господь ждет от нас не безгрешия, а покаяния. Тишина и мир помыслов во время слезной молитвы есть дар Божий. Наличие денег не помешает спасению человека, равнодушнаго к ним. Подавать милостыню следует по силе и возможности О наружном и внутреннем послушании. Как бороться с гневом и осуждением

Достопочтеннейшая о Господе матушка казначея Магдалина!

Письма твои от 5 и 17 сентября получил. Пишешь, что уже не хотела писать ко мне, грешному, до тех пор, пока не научишься делом выполнять мои советы. – Но как же это с делом-то согласить? Жизнь духовная требует от проходящих оную откровения, как замечает преп. авва Дорофей и другие св. Отцы, а ты не хочешь писать о себе, значит, не хочешь иметь откровения. Не в том дело-то, чтобы быть исправной. Ибо пред Господом кто может быть исправен? И Господь не ищет от нас безгрешия, а ищет от нас покаяния с сознанием своей греховности и с самоукорением. Итак, не пренебрегай откровением как весьма важным врачевством от заразы греховной.

Во втором своем письме ты описала свою слезную молитву. – По замечанию опытных в жизни духовной людей, если во время такой молитвы человек ощущает тишину и мир помыслов, то это состояние есть дар благодати Божией, и если в это время поклоны мешают, то можно их оставлять. Но должно при этом помнить, что это – дар Божий, а не плод твоих трудов и усилий. Уже потому можешь о сем заключить, что когда прошло это состояние, тогда ты уже никакими усилиями не могла возвратить его. А потому при подобных случаях более и более нисходи во глубину смирения, считая себя недостойною такого дара Небеснаго из-за безчисленных грехов своих, содержа в уме сие: „Всех превосхожду грехом, кого научу покаянию? Аще воздохну, яко мытарь, непщую (думаю) отягчити небеса. Аще слезю, якоже блудница, оскверняю слезами землю. Но даждь ми оставление грехов, Боже, и помилуй мя" (Октоих. 2 глас, стихира во вторник на утрене на стиховне). При этом еще помни, что кому дано много, с того и много взыщется . А потому взывай ко Господу от сердца, да не послужит тебе дар сей во осуждение на Страшном суде Его.

Написала ты, что благодатное состояние перешло и опять молитва стала с разсеянностию. – Этим не смущайся. Так бывает со всеми, желающими жить благочестно. Господь порадует человека Своею благодатию, а потом оставляет человека при его немощных силах, чтобы, во-первых, он видел свое ничтожество, а во-вторых, чтобы не обленивался, а трудился с самопонуждением, ища и прося благодати.

Написала еще ты, что прервала свою ночную молитву, чтобы не проспать утреню. Да уж и Господь сказал: „Сие творите, и онаго не оставляйте". Мне думается, что дать себе хоть краткий отдых – проще будет. Держись более самоукорения.

Описала ты еще свой сон. – Снам вообще доверять не следует. Но молиться преп. Серафиму можно, и если угодник этот Божий увидит, в какой ты нуждаешься помощи, то и поможет.

Послушница Евстолия, молитвенница, боится впасть в прелесть. – Пусть она держится боголюбезнаго смирения, считая себя в чувстве сердца грешнейшею всех людей, и тогда в прелесть не впадет. Ибо, по замечанию св. Отцев, „смирение непадательно". Правило ночное с поклонами пусть определит себе сама, по своим силам, и держится его. Если 500 поклонов класть не обременительно, пусть кладет. А то можно и уменьшить. Только чтобы держала умную молитву с сердечным смиренным расположением Евангельскаго мытаря: „Боже, милостив буди мне, грешной!" Послушания своего, успокаивать странных и сестер, пусть не оставляет. Они – молитвенницы ея. Разве если бы почувствовался перерыв молитвы, тогда можно бы несколько уединиться, дабы возгреть молитву. За делами ей приходится опускать службы и келейное правило и нарушать пост. Пусть за это укоряет себя пред Господом и кается, но отнюдь не смущается. Послушание паче поста и молитвы. Во время ночной молитвы враг наводит на нее разныя страхования. Это обычная демонская уловка. Но, по замечанию преп. Иоанна Лествичника, при молитве и крестном знамении не следует сего бояться, а должно все это презирать.

Писать же ко мне о более нужном можно, но только скорых ответов не обещаю, а как Бог укажет и поможет.

Матушка Магдалина! Забыл написать тебе еще о деньгах. – Не деньги виноваты, а пристрастие к деньгам. Мало ли было царей и князей, которые жили в богатстве. Но так как они не имели пристрастия к богатству, то и оказались в лике святых, о чем свидетельствуют их нетленные мощи. Можно жить и в крайней бедности и в то же время иметь пристрастие или сердечную привязанность к богатству, и чрез это одно душа может погибнуть, если человек при жизни не раскается в этом грехе. Можно и, наоборот, иметь деньги и не иметь к ним пристрастия, т. е. есть ли оне, нет ли их, человек бывает равнодушен, – тогда и деньги не помешают его спасению. Подавать же милостыню нуждающимся следует по силе и возможности. Преп. Варсонофий Великий говорит: „Если кто не даст нуждающемуся самому ему нужной вещи, тот не погрешит".

Мир тебе и послушнице Евстолии и Божие благословение.

P. S. Приходящих к тебе за советом и утешением сестер не презирай. А сначала молитвенно воздохни ко Господу и скажи мысленно: „Господи! За молитвы пришедшей ко мне сестры вразуми безумие мое сказать ей слово на пользу". И говори, что Бог пошлет тебе на сердце. Потом укоряй себя в том, что людей учишь, а сама не исполняешь того, чему учишь, и молись в уме, чтобы не послужило это к твоему осуждению, как и мною написанное к осуждению моему.

 

Написала ты, мат. Магдалина, что послушница обители вашей Варвара говорит, что смирения у нея нет, а послушание есть. Так говорит она от непонимания дела. Слово „послушание" имеет двоякое значение: в первом – послушание как добродетель, а во втором – самое дело, которое исполняет послушник, у нас обычно тоже называется послушанием. Бывает же иногда так, что послушник в точности исполняет порученное ему дело и в то же время не имеет добродетели послушания. А бывает это тогда, когда он, аккуратно исполняя дело, ропщет, гневается и осуждает тех, которые поручили ему дело. В таком случае бывает только одно наружное послушание без внутренняго. Это все то же, что тело без души – гниющий зловонный труп. Должно соединять наружное послушание с внутренним, т. е. принимать повеления от начальствующих, как от Самого Господа, и исполнять оныя в простоте сердца, без гнева и ропота, хотя бы оно и противно было желанию и сердечному расположению послушника. Тогда и добродетель послушания появится. И так как, по замечанию св. Отцев, от истиннаго послушания рождается смирение, то при послушании не замедлит сказаться и смирение. Все же это приобретается не вдруг и не в скором времени, а чрез многие годы при постоянном внимании к себе и всегдашнем самопонуждени к добру и при усердной молитве к Господу о помощи. Ибо Господь сказал: Без Мене не можете творити ничесоже .

Старец сказал Варваре, что не должно обращать внимания на мелочи. По описанию твоему, Варвара гневлива, а гнев – в числе смертных грехов. Разве это мелочь? Она осуждает людей. А Господь сказал: Не судите, да не судими будете. Значит, кто судит, тот и сам будет судим и осужден на вечныя муки. Разве это мелочь? Осуждение происходит от гордости, матери всех пороков. И это мелочь? Посоветуй-ка Варваре вступить при помощи Божией в борьбу с сими страстями. Бороться же должно, во-первых, молитвой усердной. Как только почувствует в себе гневливость, тотчас должна уединиться, пасть на колени пред св. иконами и произносить такия молитвенныя слова: „Спаси, Господи, и помилуй любезнейшую мать мою или сестру (имя), и ея ради святых молитв спаси и меня, окаянную грешницу". Так молиться до тех пор, пока утишится гнев. Во-вторых, должно открываться о сем старице какой-либо, хоть тебе, м. Магдалина, или Евлалии, и притом с самоукорением и самоуничижением.

О розданных же ею деньгах скажи, чтобы она не жалела о них, да прочитай ей, что тебе о них написал.

Против осуждения должно молиться молитвою пр[еподобнаго] Ефрема Сирина: „Ей, Господи Царю, даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати мать или сестру мою" и проч.

Господь да благословит Варвару на благое.

Молиться же должно особенно во время сильнаго движения гнева и других страстей. Молитва: „Дух гордости и тщеславия, гнева и хулы отжени от меня, Господи, дух же смирения и терпения даруй мне, окаянной рабе Твоей". Хорошо так молиться с поклонами, а помыслы гордости, тщеславия, гнева, и хулы, и осуждения открывать старице.

К содержанию

186. Благословение Старца

Достопочтеннейшая о Господе матушка казначея Магдалина!

Письмо твое от 10 октября с тремя рублями получил и благодарю тебя за усердие к нашей обители. Имя новопреставленной послушницы Александры записано для церковнаго поминовения и поминается по заведенному у нас порядку. Всеблагий Господь да упокоит душу ея в Небесных селениях праведных, молитвенно сего желаю.

На предпоследнее письмо твое ответ послан и тебе, и посл. Евстолии, и Варваре учительнице и Параскеве, и Лидии Ивановне. Ужели ты не получала сего письма? Если пропало мое письмо, то это очень жаль. Если Лидия Ивановна от пения хворает, то лучше бы ей, по совету докторов, оставить пение или, по крайней мере, реже и легче петь и вообще свое здоровье беречь. Послушнице Евстолии желаю при помощи Божией выздоравливать.

Испрашивая на всех вас мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

187. Молитесь Богу, да вразумит вас на душеполезное

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

М. Магдалина!

Милости Божией и душевнаго спасения усердно тебе желаю.

Письма твои и прочих получил, а также и посылку и 1 р.

Отвечать сейчас ничего не могу, письмоводитель мой сильно нездоров, я тоже слаб. Прочтите прежния письма и молитесь Богу, да вразумит вас на душеполезное.

Испрашивая на всех вас мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

К содержанию

188. От самооправдания никогда не бывает пользы. Страсти излечиваются терпением и трудом, а наипаче – помощию Божиею. При разсеянности нужны труд, понуждение себя и призывание помощи Божией. Молись Господу, чтобы сказать полезное вопрошающим

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннейшая о Господе м. Магдалина!

Милости Божией и душевнаго спасения усердно тебе желаю.

Получил от тебя два письма от 2 и 22 декабря. За поздравление с праздником Рождества Христова и Новым годом спаси Господи. Также поздравляю и тебя, и молитвенно желаю от Господа тебе помощи и преуспеянии в деле душевнаго спасения и в трудах по обители.

Еще пишешь, что последнее письмо с грустию получила. Что делать, потерпеть надо. Письмоводитель мой лежит в больнице, сам я слаб и сейчас с трудом отвечаю. За мысли прощаю и по силе отвечать не отказываюсь тебе, только ты маленько терпением вооружись.

Книги вскоре пошлю, какия найдутся в обители нашей. Говорить: „Прости, да поможет тебе Господь", – приучишься. Это основание монашеской жизни. Если в чем и не виновата, то обяснить истину можно. Но если видишь, что не принимают твоего оправдания, скорее надо смиряться, и брать на себя вину, и говорить: „Прости". Этим умиротворишь и свое сердце, и того, кто с тобой говорит. А самооправдание только смущение на смущение прилагает, а пользы от него никогда не бывает.

От страстей терпением и трудом излечиваются, а наипаче – помощию Божиею, которая ниспосылается смиренным. Но помнить надо, что не вдруг страсти исторгаются, но требуется на это труд и время, и поэтому не надо смущаться при возстании в нас страстей, но молиться, приносить покаяние Богу, просить помощи и более всего смиряться.

Также и при разсеянности надобны труд и понуждение себя и призывание помощи Божией. А случится поддаться, то скорее покаяние приносить и не смущаться.

Спрашиваешь, можно ли на некоторые вопросы спрашивать разяснения у Матушки. А удобно ли это будет для вопрошающих? Если неудобства нет, то можешь при нужде и спросить. А если видишь, что иное и неудобно передавать Матушке, то отвечай сама, что Господь на сердце положит. Всегда молись Господу, чтобы просветил твою мысль сказать полезное вопрошающим. Когда приходят к тебе за советом, то двери непременно надо затворять и келейниц высылать. Видя это, приходящие к тебе откровеннее будут, а это к ихней пользе послужит. А чужие разговоры подслушивать даже и грешно.

Послушницу Александру да успокоит Господь во Царствии Небесном. Пишешь, что не веришь сну. – Напрасно, отрицать не следует. Конечно, бывают и пустые сны, но этот сон никак нельзя к таким отнести, ибо последствия его показывают, что от благодати сон этот был.

Уж другия как хотят, а ты придерживайся веры и не поддавайся нынешнему влиянию. Случаи в твоей жизни, про которые пишешь, и исцеления по молитвам о. Амвросия, – все это сверхестественно и по действию благодати Божией бывающее, и сомневаться в этом никак не следует.

Скорбь обители вашей да утешит Царица Небесная Своею милостию.

Скончавшуюся послушницу Веру да успокоит Господь в Царстве Небесном. Лидии Ивановне, Евстолии и Паше посылаю благословение и за поздравление благодарю. Лидии Ивановне здоровье да укрепит Господь. Унывать не надо, а надо уповать на милость Божию. Уходить же из монастыря не следует.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

К содержанию

189. О посылке книг

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

М. Магдалина!

При сем посылаю требуемыя тобою книги: „Письма игумена Антония", „Жизнеописание о. Амвросия" и только что вышедшия из печати письма о. Амвросия. Цена им: „Письма о. Антония" – 1 р. 50 к., „Письма о. Амвросия" – 1 р. 50 к. и „Жизнеописание о. Амвросия" – 1 р. Всего 4 р.

К содержанию