Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Мирс­кие де­ла столь мно­го­чис­лен­ны, что ед­ва ли во сто лет мо­гут при­ве­де­ны быть к долж­но­му кон­цу, и столь важ­ны, что ни­ка­ко­го от­ла­га­тель­ства не тер­пят. Од­ни толь­ко бо­го­у­год­ные де­ла, к нес­час­тию на­ше­му, без­бо­яз­нен­но от­ла­га­е­мы мо­гут быть, иные до ут­ра, иные до дру­го­го ле­та, а не­ко­то­рые да­же до ста­рос­ти и прес­та­ре­ния, по­че­му очень не­ред­ко слу­ча­ет­ся, что и без ис­пол­не­ния ос­та­ют­ся, о чем и я сер­деч­но со­бо­лез­ную, да по­со­бить не­чем.

преп. Антоний

Мож­но ли по­на­де­ять­ся на мир? Ко­му он не польс­тил? Ко­му не сол­гал? Обе­ща­ет он мно­го, а да­ет очень ма­ло. Од­ни толь­ко упо­ва­ю­щие на Гос­по­да, по сло­ву свя­то­го Да­ви­да, не пог­ре­ша­ют, то есть не об­ма­нут­ся в на­деж­де сво­ей!

преп. Антоний

Ког­да на­чи­на­ешь мо­лить­ся, при­во­дишь се­бе на па­мять гре­хи и оп­ла­ки­ва­ешь их.– Так и на­до мо­лить­ся. За тем иног­да чувству­ешь по­кой и ра­дость и ду­ма­ешь, что это от вра­га.– Но от вра­га ес­ли и бы­ва­ет ра­дость, то, по за­ме­ча­нию свя­тых от­цев, нест­рой­ная, не со­об­ща­ю­щая ду­ше мир и ти­ши­ну. И не удив­ляй­ся то­му, что Гос­подь по­да­ет в мо­лит­ве мир и ти­ши­ну, ибо не всег­да бы­ва­ет это по дос­то­и­н­ству, а по не­ве­до­мым судь­бам Бо­жи­им. И по­то­му, ког­да бу­дешь ощу­щать та­кую ра­дость и по­кой, счи­тай се­бя вся­чес­ки не­дос­той­ною се­го да­ра Бо­жия и вся­чес­ки уко­ряй се­бя пред Гос­по­дом, что по не­ра­де­нию сво­е­му не мо­жешь удер­жать в се­бе этот дар и вско­ре те­ря­ешь его.

преп. Иосиф

160. Приучай себя больше молчать и молиться. Лучше молись о сестре, чем ее учить

Сестра о Господе Иустиния!

Приучай себя как можно больше молчать и все тверди в мыслях: „Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою", – всю до конца, и тем самым избегать будешь многих грехов. Св. Отцы учат так: кто тебя не слушает, тому не говори. Лучше молись о сестре, чем ее учить. Считай себя негожею и хуже всех на свете, никого никогда и ни в чем не осуждай и всех прощай, и без труда спасешься тогда. Но осуждатели, и злопамятники, и горделивые, хоть они молись, хоть постись, хоть раздавай деньги, если они не исправятся, то им нет и не будет места на Небе, но пойдут они во ад к бесам на веки мучиться без конца.

Читай почаще Афонский листок и давай прочитывать прочим сестрам.

Испрашивая на тебя и сестру твою мир и Божие благословение, пребываю к вам с истинным благожеланием

К содержанию

161. Бог простит грехи, только терпите все с благодарностию

М. С. О. Н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестры о Господе Агриппина, Иустиния!

Просите молитв. Молюсь, как и о всех. Св. Иов Многострадальный весь в гною лежал и черепком обстругивал гной свой, да 7 лет так он болел, но ни жена его, ни друзья, какие сидели около него и семь дней, не отходя, плакали о язве его лютой, – и никто не заразился от него. Так и вы потерпите друг друга с любовию, и вы будете там за это, где теперь св. Иов Многострадальный. Не унывайте, не ропщите, но Бога и Игумению не порицайте. Это все послано Богом на спасение ваших душ. Агриппине – за болезнь, а Иустинии с товаркою – за терпение. Всем вам Бог простит грехи, только терпите с благодарностию все.

Испрашивая на вас мир и Божие благословение, пребываю к вам с благожеланием.

Иулиании

К содержанию

162. Терпи и благодари Господа за все. Во многоглаголании нет спасения

М. С. О. Н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господе Иулиания!

Просишь молитв и благословения. Обещаюсь молиться за тебя.

На терке тереть картофель сырой и обкладывать им больную руку всего лучше на ночь. Церковничать тебе нельзя, потому что ты скорбеть и плакать будешь о твоем многолетнем любимом послушании. А что тебе трудно при болезни, то этим-то самым и достигнешь ты вечноблаженной жизни, только терпи и благодари Господа за все, никого не осуждай, всех прощай, считай себя хуже всех на свете. И за то будешь царствовать со Христом во веки. Приучай себя более к молчанию. Во многоглаголании нет спасения.

За послушницу Елену молюсь. В Шамордино ей нельзя. Ежели ей невыносимо где живется, то Бог благословит ее, куда желание ея преклонится, только от себя и от скорбей никуда нельзя уйти.

Испрашивая на Вас мир и Божие благословение, пребываю к вам с истинным благожеланием.

Послушнице Анастасии. 1908–1910

К содержанию

163. Необходимо смиряться и нести скорби

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Анастасия!

Смиряться и скорби нести Господь да поможет тебе, это необходимо. Молись и сама, и проси сего у Господа. Здоровье твое да укрепит Господь и в послушании поможет тебе. Тете твоей м. Максимилле посылаю благословение. Если ей надобно ехать в деревню полечиться, то пусть едет. Можно и тебе с ней. А что боишься, отставать от пения, то лучше на волю Божию положиться в этом, что Бог даст. А может быть, и ты поправишься.

Мир вам и Божие благословение.

Девице Анне посылаю благословение. В трудах ея Господь да поможет ей. Если имеет надежду, что и в этой мастерской выучится, то пускай в ней и остается. Пусть Богу молится и просит у Него помощи. От болезни можно полечиться у доктора.

 

К содержанию

164. О праведной кончине родственницы надо благодарить Господа. Не скорби, что составили с клироса

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Анастасия!

Во всех скорбях да подаст тебе Господь терпение. Тетю да упокоит Господь в Царстве Небесном. Не жалеть надо, а благодарить Господа, что послал ей такую хорошую кончину. Твое здоровье да укрепит Господь. Тоже не скорби, что составили с клироса. Если больна, то как же тебе петь, это нельзя и могло бы быть очень вредно для здоровья. Поправишься, то и опять поставят. Молись, да крепись, да не унывай.

Мир тебе и Божие благословение.

К содержанию

165. Болезнь переноси с терпением и за все благодари Господа

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Анастасия!

Письмо твое получил. От болезни твоей Господь да избавит тебя, если угодно Ему сие. Не скорби, но положись на волю Божию, и молись, и проси у Господа помощи и терпения. Можно и лечиться чем-нибудь или к доктору обратиться. А главное, переноси с терпением и за все благодари Господа.

Родителя твоего да избавит Господь от пьянства. Пошли ему листок. Брату твоему Господь да подаст здоровье. На должность ехать можно погодить, надо бы получше поправиться здоровьем.

От блудных помыслов да избавит Господь. Старайся не услаждаться ими, а усерднее молитву Иисусову читай. Да других не осуждай и не празднословь много.

Мир тебе и Божие благословение.

Евдокии Петровне

К содержанию

166. Господь не оставляет сирых

Раба Божия Евдокия Петровна!

Господь особенно взирает на сирых, Он видит Вашу скудость и не оставит Вас Своими милостями, если Вы без ропота, со смирением будете переносить трудности Вашего положения. Близ Господь сокрушенных сердцем и смиренных . Молитесь Господу, молитесь Владычице, всех скорбящих радости, и не оставит вас Господь.

Дом зятю лучше не продавать, а оставить за собой. Бог даст, и ремонт справите.

Дочерей Бог благословит выдавать замуж, и если оне всегда будут блюсти чистоту душевную и телесную, памятуя, что тела наша суть храмы Духа Святаго и должны содержаться в возможной чистоте, то Господь никогда не оставит их, и мир и любовь будет при них. Молюсь о вас всех! Испрашиваю мир и благословение Божие на Вас, с искренним благорасположением остаюсь.

Отслужите молебен Спасителю, Божией Матери, Николаю Угоднику и всем святым. Старайтесь каждый день читать по главке из Евангелия и Посланий Апостольских.

Исаков Рождество-Богородицкий монастырь в Пошехонском уезде Ярославской губернии Монахине Магдалине (Носковой), казначее. 1904–1911

К содержанию

167. Старцы называли книгу „Поучения преподобнаго аввы Дорофея" азбукою монашеской жизни

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Достопочтенная о Господе мать Магдалина!

Письмо твое с оказией получил. Спрашиваешь меня, грешнаго, можно ли обращаться ко мне за советами. – За советами ко мне обращаться никому не возбраняется. И так как ты в своем письме жалуешься на свои неисправности и желаешь исправляться, то на первый раз вот тебе мой совет – достань книгу „Поучения препод. аввы Дорофея". Если у вас негде достать, то можешь выписать из нашей монастырской лавки, чтобы выслали тебе наложенным платежом. Эту книгу читай постоянно, прилагая к себе уроки нравственности и стараясь по ним исправлять и направлять жизнь свою. Наши покойные Старцы называли книгу эту азбукою монашеской жизни.

Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

168.

Полезно прочесть „Лествицу" преп Иоанна Лествичника. Неисповеданное из прежней жизни надо говорить духовнику на исповеди

Христос Воскресе!

М. Магдалина!

Письмо твое получил. За поздравление с праздником Воскресения Христова благодарность приношу. Господь да обновит твои силы душевныя и ревность богоугодную и поможет в трудах твоих.

Что книгу аввы Дорофея читаешь, это хорошо. Дай Бог, чтобы благой плод принесло чтение. Старайся вникать в то, что там писано, там все удобопонятно, и если хочешь, то и легко приложимо к жизни. А если трудно дается, то потому что в первый раз читаешь. Будешь поприлежнее читать, будешь и лучше понимать. Хотя теперь и не исполняешь, но все-таки читай. Также полезно прочесть и „Лествицу" преп. Иоанна.

А на недостатки не смущайся, а старайся себя укорять за них, приносить в них покаяние и смиряться больше. Бог поможет, наладишься как-нибудь.

Писать можешь, когда что нужно будет. А тому лицу можешь и не говорить [о] своих состояниях, если не успокаиваешься душой от его советов, и к нему больше не ходи.

Жизнеописание твое видел. Старайся прежнее забывать да приноси покаяние пред Богом. Если что не исповедано имеешь из прежней жизни, то надо исповедать духовнику на исповеди, а то все будешь вспоминать оное.

Призывая на тебя мир и благословение Божие, остаюсь с желанием спасения.

К содержанию

169. Лучше исповедовать помыслы лично и устно, а не письменно

Достопочтеннейшая о Господе мать казначея Магдалина!

Письмо твое от 16 сентября получил. Исповедуешь мне, грешному, свои помыслы. – Хорошо исповедовать письменно, ибо и от сего исповедующий чувствует в душе облегчение, но еще лучше исповедовать лично и устно. Всеблагий Господь да простит исповеданное тобою, бывшее от немощи, и в добром да укрепит.

Написала ты, что запретил я тебе ходить по келлиям, а ты все ходишь навещать больных старушек. – Но я говорил тебе, чтобы не ходила по келлиям без нужды. А больных старушек необходимо навещать и, чем можно, послужить им. Как же можно больных бросать? Посещение больных Господь вменяет Себе. Болен бых, – говорит Он в св. Евангелии, – и посетисте Мене . А если ходить по келлиям без всякаго дела, а токмо ради праздности, чаи распивать, да празднословить, да людей осуждать, то это грешно, и таких посещений должно избегать.

Мир тебе и Божие благословение.

К содержанию