170. Самопонуждение необходимо для получения спасения. За неисполнение пятисотницы Господь взыщет с монаха. Заочное и письменное разрешение грехов запрещено церковными правилами. Кому завидуешь, за того Богу молись
Христос Воскресе!
Достопочтеннейшая о Господе мать казначея Магдалина!
Милости Божией и душевнаго спасения тебе желаю. Поздравляю тебя с праздником св. Пасхи и желаю мира душевнаго и богоугодной ревности о спасении души своей.
Что долго не писала о себе – это непохвально. Особенно если чувствуешь разленение, то и следовало бы написать. Старайся с леностию бороться, и прогонять ее, и понуждать себя на труды молитвенные. Помни, что понуждение себя непременно нужно для получения спасения.
К утрене приучайся ходить и стоять всю. В 5 часов вставать нетрудно, разве когда больна бываешь, – ну тогда дело другое.
Пятисотницу непременно надо справлять – за это Господь с монаха взыщет. А сто поклонов можно и не класть, разве только заповедь имеешь от духовнаго отца. На исповеди грехи не надо утаивать. Заочно и письменно грехи не разрешают, запрещено церковными правилами. Это и у о. Макария в письмах есть. А если пишут в письмах: „Бог простит", – то это лишь пожелание, а не разрешение.
Кому завидуешь, за того Богу молись! Пристрастия старайся ни к кому не иметь, но люби всех равно. Господь да хранит тебя.
К келейнице будь внимательна, но шалить ей или своевольничать не надо дозволять.
Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.
171. Свойство откровения. Должно избегать праздных посещений чужих келлий
Воистину Воскресе Христос!
Достопочтеннейшая о Господе мать казначея Магдалина!
Письмо твое от 18 апреля получил и благодарю тебя за поздравление меня, грешнаго, с светлым праздником Пасхи Христовой и за благожелания.
Ты удивляешься, что как только отправишь ко мне, грешному, письмо, то, еще не получив ответа, ощущаешь мир душевный и радость. – Таково свойство откровения. Так о сем написано у препод[обного] аввы Дорофея.
Ты пишешь, что ходишь к одной близкой к тебе монахине. – Да ведь ходишь по благословению матушки Игумении, значит, за послушание. Это ничего. Только старайся без нужды и без особенной причины к ней не ходить. Когда позовет, иди или, если увидишь, что она разстроена, также сходи, а без дела не ходи.
Хорошо, что адрес прилагаешь к каждому письму.
Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием
172. Старцы в дни бдений отменяли келейное правило. Внимательно молиться свойственно только Ангелам. Если плачешь в церкви, то старайся, чтобы это было незаметно для других. Если в душе на всех кипит зло, это признак самолюбия и тщеславия
Достопочтенная о Господе мать казначея Магдалина!
Письмо твое от 13 мая получил. Пишешь, что случилось кряду три бдения, и ты совершала в это время келейное правило и очень уставала. – Дело естественное. Но наши покойные старцы в бденные дни, ради трудности службы, отменяли келейное правило. Можешь и ты так же поступать.
Жалуешься на разсеянность, что не можешь всегда внимательно молиться. – Да всегда внимательно молиться и никто из живущих на земле не может. Это, по замечанию св. Иоанна Лествичника, свойственно только Ангелам.
Плачешь иногда в церкви. – Ну, что же делать, когда слезы сами льются? Старайся как-нибудь, чтобы это не очень заметно было для других. А иногда, при случае, можешь кому-нибудь сказать, что у тебя нервы слабы.
Тяготишься казначейскою должностию, находя себя неспособною. – Да ведь м. Игумения с тебя не взыскивает. Стало быть, и смущаться не следует, и не должно задумываться о том, что ты неспособная. Бог вразумит и поможет в делах, если будешь прибегать к Нему в молитве. Из монастыря выходить не следует с тем, чтобы, по избрании казначеи опять вернуться в него. Это вражии помыслы.
Смущаешься, и в душе кипит на всех зло. – Это от самолюбия и тщеславия. Старайся всегда считать себя пред Господом хуже и грешнее всех на свете и молись в это время: „Господи, помилуй нас грешных", разумея и себя, и тех, на кого гневаешься.
Мир тебе и Божие благословение
Мать Магдалина!
Письмо твое давно получил и не отвечал, потому что книг никак скоро найти, а сейчас получил и посылаю. Посылаю по почте, а на письмо подробно буду отвечать, а теперь только призываю тебе мир и благословение Божие
174. Уходить из своего монастыря не следует и самой напрашиваться на дела не должно. Как бороться с помыслами плотской страсти
М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.
Достопочтенная о Господе мать казначея Магдалина!
Два письма от тебя получил. В одном пишешь, что поусердствовала у себя на храм N р., но думаешь, что это мало, а еще обещалась послать в обитель преп. Тихона Калужскаго. Все это хорошо. Но т. к. м. Игумения не советует тебе теперь менять билеты, то и должно ее слушать. А т. к. ты боишься умереть, не заплатив долга, то можешь написать духовное завещание, чтобы в случае твоей смерти N. N. заплатила.
Для сестер, находящихся под твоим ведением, почитать что-либо полезное можно с самоукорением: других учу, а сама хуже всех живу.
Сестер и братьев твоих, сбившихся с добраго пути, жаль. Молись о своих братьях так: „Устрой, Господи, о братьях моих (имена) полезное и спасительное по воле Твоей святой".
Уходить из монастыря своего не следует, и напрашиваться на дела не должно. А когда Матушка куда отезжает, разспроси у нея получше, какое дело без нея делать и как вести дело. И как она скажет, такого порядка и придерживайся.
Написала ты, что иногда бывает отрадно на душе, а иногда нет. – Так и со всеми людьми бывает, потому что в теперешней временной жизни ничего постояннаго нет.
Не услаждайся помыслами плотской страсти. А для себя делай так: лишь только начнут появляться эти помыслы, тотчас призывай в помощь св. мученицу Фомаиду, пр[еподобную] Марию Египетскую и св. Иоанна Многострадальнаго Киево-Печерскаго, чтобы отогнали от тебя скверные помыслы. Также всячески старайся не уклоняться в празднословие и осуждение ближних, в многоядение и лакомство.
Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием
Р. S. Четыре марки получил и благодарю.
175. Если при мыслях о себе бывают стыд и раскаяние, то их приемлет Господь
М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.
М. Магдалина!
Милости Божией и душевнаго спасения усердно тебе желаю.
Письмо твое получил. За поздравление с праздником Рождества Христова и Новым годом и за усердныя благожелания спаси Господи. Желаю и тебе от Господа блага душевнаго и помощи благодатной в прохождении монашеской жизни.
Если живешь нерадиво и исправляешься мало, то почаще думай о том, кто ты, зачем пришла, как живешь. Если стыд и раскаяние при этом бывают, то и это милостивно приемлет Господь и вменяет нам вместо делания. Только смиряться больше надо.
Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения
176. Без послушания, смирения и отречения своей воли нельзя спастись. От самочиния и неумеренных подвигов происходят смущение и вред
М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.
М. Магдалина!
Милости Божией и душевнаго спасения тебе желаю.
В трудах твоих да поможет Господь. Если ходят сестры и спрашивают что, то не надо отказывать в должном и полезном совете. Но больше внушай им, чтобы имели послушание, смирение и отречение своей воли. А без этих добродетелей никак не спасутся. Много молиться или больше других поститься никак не советуй, но чтобы себя держали, как и все. От самочиния и от неумеренных подвигов только смущение и вред происходят, а не польза. К себе не зови для совета и наставления, а если кто спрашивает, то не отказывай.
Господь да хранит тебя.
Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения
177. Исполнять поклоны надо по уставу Церкви. Под видом немощи иногда скрывается леность. Высшую степень молитвы нельзя проходить без опытнаго наставника
М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.
Радуйся о Господе, достопочтеннейшая м. Магдалина!
Письмо твое получил, в котором ты описываешь свои немощи, и недоумения, и разстройство с келейницей.
О м. Игумении. – Никакой пользы не принесет тебе то, что если бы ты показывала письма мои или говорила о них м. Игумении. К чему это?
Немирствуешь против келейницы м. Игумении. – Это явно, что ты по зависти немирствуешь. Сего бы не должно быть – зависти. М. Игумения хорошо относится к ней, и тебя это раздражает. Не надо кичиться пред другими. В очах Божиих она, может быть, ценнее тебя. Молитесь друг за друга, да исцелеете .
Относительно помыслов надо быть осмотрительней и с плачем вопиять: „Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя". С своей келейной надо обходиться помудрей, и послушание чтобы исполняла безпрекословно.
Поклоны исполнять по уставу Церкви, а не по своему мудрованию. Немощи ради есть исключение, но под видом немощи иногда скрывается леность. По „Отче наш" можно говорить „Молитвами св. отец".
Спрашиваешь о молитве. Как ее творить? – Когда какое есть желание. Но во время разсеянности устами вполголоса, т. е. слышали бы твои уши. А когда помыслы и все вообще мирное, то тогда лучше умом, со вниманием. Держи больше молитву устную со вниманием.
О высшей степени молитвы. – Нельзя ее проходить самочинно, без наставника опытнаго. Устную молитву всегда и за всяким делом можно творить, и в церкви. Пиши подробней о ходе молитвы.
Мир тебе.
178. Понуждай себя к исполнению заповедей и монашеских обетов. Против нечистых помыслов употребляй духовный меч – имя Божие. Не должно скрывать помыслы от духовнаго отца
М. Магдалина!
Милости Божией и душевнаго спасения желаю тебе.
Пишешь, что во всем неисправна. Надо покаяние всегда приносить Господу в своих неисправностях и понуждать себя к исполнению заповедей Господних и монашеских обетов. При [том] так же надо зазирать себя в неисправности, и считать себя хуже и грешнее всех, и смиряться пред Господом в сердце своем. Смирение заменяет недостаток дел. Против нечистых помыслов меч духовный употребляй – имя Божие. Покаяние надо приносить Господу. Не должно и от духовнаго отца скрывать. Объявляемые струпы скоро исцелеют.
В трудах твоих да поможет тебе Господь.
Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения
179. Перед началом молитвы приводи себе на память грехи и оплакивай их. Когда ощущаешь от молитвы радость и покой, считай себя недостойною сего дара Божия. Как молиться за обидящих
Достопочтеннейшая о Господе матушка казначея Магдалина!
Письмо твое получил и по немощи и недосугу отвечаю тебе вкратце.
Когда начинаешь молиться, приводишь себе на память грехи и оплакиваешь их. – Так и надо молиться. Затем иногда чувствуешь покой и радость и думаешь, что это от врага. Но от врага если и бывает радость, то, по замечанию св. Отцев, нестройная, не сообщающая душе мир и тишину. И не удивляйся тому, что Господь подает тебе в молитве мир и тишину, ибо не всегда бывает это по достоинству, а по недоведомым судьбам Божиим. И потому, когда будешь ощущать такую радость и покой, считай себя всячески недостойною сего дара Божия и всячески укоряй себя пред Господом, что по нерадению своему не можешь удержать в себе этот дар, а вскоре теряешь его.
Во время усердной молитвы желаешь, чтобы тебя видели, как ты молишься. – Это бесы влагают помыслы тщеславия. Хорошо, что на них не останавливаешься. И впредь их должно презирать.
После молитвы Господней „Отче наш" можно говорить „Яко Твое есть Царство" сокращенно, так: „Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь". Или же: „Молитвами святых Отец наших".
С келейницей своей как обращаешься, так и обращайся. Когда она сердится, не говори с ней, пока сама на заговорит, конечно, не имея против нея злобы.
Испрашивая на тебя и на келейницу твою мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием
P. S. Прости! Слышал, имя твое по забывчивости прежде не так написал. Молиться за ненавидящих и обидящих должно так: „Спаси, Господи, и помилуй рабу твою, сестру мою возлюбленную (имя), и ея ради святых молитв помилуй и меня, окаянную грешницу".