Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ра­зу­ме­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния да­ет­ся по ме­ре чис­то­ты серд­ца на­ше­го и сми­ре­ния; эта глу­би­на не­у­до­боз­ри­мая и бес­ко­неч­ная.

преп. Макарий

Толь­ко хоть про­чи­тай кни­гу. Ес­ли и не за­пом­нишь ни­че­го в то вре­мя (т.е. во вре­мя чте­ния), по­лу­чишь поль­зу.

преп. Амвросий

Чи­тай­те оте­чес­кие кни­ги и за­ни­май­тесь их уче­ни­ем, оно при­го­дит­ся к поз­на­нию сво­ей не­мо­щи и к при­об­ре­те­нию сми­ре­ния, тер­пе­ния и люб­ви и вра­зум­ля­ет нас, как про­ти­вить­ся страс­тям, как очи­щать серд­це свое от се­го тер­ния и на­саж­дать до­бро­де­те­ли.

преп. Макарий

110. Надо молиться за всех и вразумлять немощных

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Всечестнейшая матушка игумения Людмила!

Милость Божия буди с Вами. Письмо Ваше получил. За поздравление с праздником Рождества Христова и с Новым годом спаси Господи. Поздравляю и Вас с наступившим новолетием и праздником Богоявления. Господь да укрепит Ваши силы душевныя и телесныя, и поможет в трудах Ваших, и сохранит Вас на многия лета.

Усердно благодарю и за благожелания Ваши. Здоровье мое, по молитвам Вашим, ничего, слава Богу, хотя слабость бывает иногда.

Пишете, что выходят некоторыя из обители. Конечно, прискорбно это слышать, а тем более переносить, но что же делать. Видно, мало избранных . Надо молиться за всех, уговаривать, вразумлять немощных. А кто возмущает других, с теми можно и построже поступить, если не исправятся.

С новым Архипастырем помоги Господи вести дело мирно. По устроению храма да поможет Вам Господь.

Лепту Вашу получил, спаси Господи за усердие.

Келейным Вашим: мм. Пафнутии, Иларионе, Зосиме, Онисифоре и Татиане посылаю благословение и желаю им помощи Божией в трудах. За поздравление с праздником спаси Господи. Призывая на Вас мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

Монахине Анфисе

К содержанию

111. О принятии схимы

Мать Анфиса!

Относительно св. схимы так поступи, как Серафима Клыкова, т. е. когда совсем ослабнешь, приблизишься к гробу, тогда можно и схиму принять. Операцию не надо [делать], лучше потерпеть грехов ради. Клыкова страдала целый год, зато милостию Божией очистилась. По смерти ее видали у нас хорошо. Люты скорби и болезни, но сладок вечный рай. Терпя потерпех Господа , и внят ми, и услыша молитву мою, и спасе мя.

Монахине Анатолии

К содержанию

112. Постоянной памятию о смерти удерживайся от зла и твори благо

М. Анатолия!

Письмо твое получил. Боишься смерти и вечной муки, а потому постоянной памятию о сем и страхом удерживайся от зла и твори благо. В беззакониях зачинаемся и во грехах родимся , а потому много нужно и понуждений для снискания Царствия Божия, которое, по слову Спасителя, нудится . Спасайся.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

Иустинии (Филипповой). 1896–1908

К содержанию

113. Старайся жить, внимая себе и понуждая себя на все доброе. Научайся терпению и покорности во всем

Сестра о Господе Устиния!

Письмо твое получил. Пишешь, что ты относилась к отцу архимандриту Моисею сколько лет. И он умер и говорил, чтобы относилась к отцу Израилю. Но так как к нему не имеешь расположения, [то] и обращаешься ко мне, и просишь совета и наставления. Старайся с помощию Божией жить, хорошенько внимать себе и понуждать на все доброе и богоугодное, от всего худого и греховнаго уклоняться, хранить и беречь себя, собою не гордиться, не роптать, не завидовать, не зазирать и никого не осуждать, а себя за неисправности окаявать, и укорять, и осуждать, и считать худшею и последнею всех. Но не унывай и духом не упадай, но мужайся и крепись, то и обрящешь мир и покой душевный. И почаще проси себе: Господи, даждь мне терпение, великодушие, и кротость, и смирение, и послушание, и покорность воле Божией". И почаще молитву Иисусову твори и „Богородице Дево, радуйся". И книги отеческия для руководства, и утешения, и вразумления читай. И меньше празднословь. И не смущаться, но быть терпеливой. Сказано во Евангелии: В терпении вашем стяжите души ваша и претерпевый до конца, той спасется .

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

114. Господь за грехи попускает испытания

Христос Воскресе!

Устиния!

Получил твое письмо. Пишешь, что находишься в скорби, погорело все в корпусе. Что делать – что погорело, того не воротишь, а чтобы получить душевный покой, то нужно считать, что за грехи Господь попустил. И потом: живешь, и очень немирна с сестрой. Что же, надо себя укорять и обвинять, то и получишь покой. Почитай книгу преп. аввы Дорофея и что пишут, то постарайся делом исполнять. Вот и руки болят за твои же грехи; если хочешь, что[бы] руки прошли, то считай себя внутренно хуже и последней всех и в сутки твори сих молитв по 500: „Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную и исцели мои руки". И святым маслом от святаго мученика Никиты мажь. Затем призываю на тебя мир и благословение Божие.

К содержанию

115. Молись молитвой мытаря. Бог будет судить о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения. Каждый день и час клади начало к исправлению

Достопочтенная сестра о Господе Иустиния!

Мир тебе, милосердие Божие буди с вами!

Ты пишешь, что ты такая нерадивая, непрестанно ропщущая, на всех раздраженная и всех осуждающая... и прочая, проч., проч., притом еще и Богу молиться ленивая. И просишь, чтобы помолиться о тебе. Даруй же тебе Господь такое чувство, чтобы ты искренно сознавала себя хуже всех и молилась бы не иначе как молитвой мытаря, а не подражала бы фарисею, молящемуся в храме: Боже, благодарю Тебя, что я несмь якоже прочии человецы... или якоже сей мытарь . Прости, сестра, [но] если за нас будут молиться все святые, а мы не будем принуждать себя своим свободным произволением исправлять свои недостатки и не перестанем продолжать свои грехопадения, то и молитвы святых будут для нас безполезны. Ведь ты признаешь же: все то, что ты делаешь, все это делаешь противу учения Евангельскаго, учения Иисуса Христа (прочти Еван. от Матф. от 5-й главы до 28-го стиха 7-й главы). И призвав в помощь Господа, положи начало ко исправлению. А то, признавая все, что ты живешь нерадиво, сама и палец о палец в труде ко спасению не хочешь принудить себя. В таком случае остается мне сообщить тебе, что однажды пришли братия к авве Антонию, и говорят ему: „Дай нам наставление, как спастись". Старец отвечал им: „Вы слышали Писание? И сего очень довольно для вас". Они сказали ему: „Мы и от тебя что-нибудь хотим услышать". – „Тогда в Евангелии сказано: Аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему другую. Они говорят ему: „Мы не можем сего сделать". – "Если вы не можете подставить другой, по крайней мере переносите удар в одну". – „И этого не можем". – "Если этого не можете, по крайней мере не платите ударом за удар". Братия сказала: „И сего не можем". Тогда старец сказал ученику своему: „Приготовь им немного кашицы: они больны. Если вы одного не можете, другого не можете, то что я вам сделаю?"

Нужно молиться усерднее, как молилась жена хананеянка (Еван. Матф. гл. 15, ст. 22–28). Некоторые говорят: да молимся, но молитвы-то наши не исполняются... Но вы, невзирая ни на что, продолжайте молиться, вопить, как св. Апостолы молились: Господи, спаси нас, погибаем или как слепец (Еван. Лук. гл. 18, ст. 35-43). Молится надменный фараон, и услышан. Молятся бесы и получают прощение. Кольми паче услышан будет молящийся христианин. Не унывайте, а продолжайте молиться. Восчувствовать нам грехи своя – это дарование, которое подается нам от Бога. „Если не предаешься унынию и нерадению, – говорит св. Варсонофий, – то имаши понудитися и прославити Бога, как он пременяет тя от еже не быти во еже быти. Омочи ланиты твоя плачем очей твоих, да почиет на тебе Святый Дух и омыет тя от скверны злобы твоея. Умилостиви Господа твоего слезами, да приидет к тебе".

Чаще спрашивай себя, зачем я пришла в монастырь? И старайся каждый день проводить жизнь так, как ты проводила первый день, пришедши в обитель, и каждый день утром говори себе: „Быть может, этот день – день последний моей жизни. Потерплю же я из любви ко Господу Иисусу Христу, хотя ныне какая бы ни была скорбь, и прощу каждому оскорбившему меня обиду. Да негли воспомянет и меня, многогрешную, Господь, и помилует, и спасет по неложному Своему обещанию" (Еван. Лук. гл. 17, ст. 37).

Бог будет судить о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения. В оный день Бог будет судить нас не о псалмах, не за оставление нами молитвы (т. е. когда-либо правила), но за то, что не покаялись! Велия бывает радость Ангелам на небеси о едином грешнике кающемся . Будем же молиться: „Господи, помилуй, Господи, даруй ми смирение и кротость и, имиже веси судьбами, спаси меня, Господи". И Господь по милости Своей помилует и спасет нас всех Своею благодатию (Рим. гл. 3, 23–24). Каждый день и час клади начало ко исправлению, и Бог милости, человеколюбия и щедрот подаст и нам руку Своея помощи, как Петру св. Апостолу, утопающему в волнах морских.

Молитесь и за меня, немощнаго.

Остаюсь желатель вашего здравия и спасения.

К содержанию

116. Немирствие с сестрой исцеляется молитвой

Сестра Устинья!

Пишешь, что читаешь, но мало понимаешь; только читай – польза будет. Что не ладишь с сестрой, то почаще проси: „Господи, даждь мне терпение, великодушие и кротость". И друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов .

Затем призываю на вас мир и благословение Божие

К содержанию

117. На все доброе и полезное необходимо понуждение. Всегда имей в памяти страх Божий и страх будущих мучений. Ко всем людям будь милостива, а к себе строга

Сестра о Господе Устиния!

Письмо твое получил. Пишешь, что ты все плохо и нерадиво живешь и часто на тебя лень нападает, – надо на все доброе и полезное себя понуждать, ведь сказано в Евангелии, что Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают его . Надо всегда иметь в памяти страх Божий, и страх смерти, и страх будущих мучений. И не гордись, и не завидуй, и не ропщи, и никого не осуждай, и себя больше укоряй, и осуждай, и считай худшею и последнею всех, и к людям ко всем будь милостива и снисходительна, а к себе во всем строгой, внимательной и осторожной.

За все описанные тобою грехи Бог тебя простит, а ты старайся загладить их добрыми делами, терпением и благодушным нес[ением] скорбей и различных бед, ведь сказано во Евангелии: В терпении вашем стяжите души ваша , и претерпевый до конца, той спасен будет .

Поздравляю тебя с приближающимся праздником Рождества Христова и желаю тебе во здравии, и мире, и благополучии дождаться, и встретить, и проводить с пользою душевною.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

На утрени ходи – не ленись, это полезно тебе и душе твоей, а чтобы не разсеяваться, ты по четкам твори молитву Иисусову во время службы, 15 или 20 четок исполняй.

 

К содержанию

118. Покаяние выше всех добродетелей. Многие взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение, но человек, не помнящий зла, опередил их

Иустиния! Мир тебе. Милость Божия буди со всеми вами.

Письмо с приложенным рублем мной получено. Не унывай, а на милость Божию присно уповай. Покаяние выше всех добродетелей. Пиши ко мне, и по силе досуга буду отвечать тебе. Многие или некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение, но человек, не помнящий зла, опередил их, ибо вечно слово: отпустите мало, отпустится вам много (Еван. Лук. 6, 37). Старайся более молчать и отвечать: „Простите, помолитесь за меня, грешную". Желаю исправиться и не осуждать никого, познай себя, – и будет с тебя.

Св. Ефрем Сирин и тот молился: „Господи, даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего". Будем и мы подражать ему. И безмолвно, а иногда устами непрестанно будем вопить в сердце грешном, подражая Иерихонскому слепцу: „Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя". А случится по немощи как-либо и прегрешить, то, не откладая времени, класть начало ко исправлению, призывая милость Божию в помощь себе. „Господи, помилуй и помози мне исправиться". И не предавайся унынию по слову: „Колико падеши, толико возстани – и спасешься".

Искренно желающий вам всем здравия и спасения.

К содержанию

119. Когда сердце станет ко всем мирное, тогда всюду будет жить легко. Во время службы из церкви не уходи, иначе не получишь в помощь Божией благодати и будешь всегда с окаменелым нечувствием сердца. Слишком не угождай телу, иначе уготовишь ему вечный огонь

Устиния!

Письмо и марку получил. Царствие Божие нудится, и без понуждения его никто не получал. Надо сносить тяготы других, а для этого проси у Господа терпения. Старайся избавиться от разных своих страстей, и когда сердце станет ко всем мирное, тогда всюду будет жить легко. Если напрасно гневаешься на кого, то, по слову св. Апостола, человекоубийца . Нужно за обижающих нас и за тех, которые почему-либо не нравятся, молиться по примеру Самого Спасителя.

В церковь ко всякой службе спеши придти до начала и до конца не уходи, иначе не получишь в помощь Божией благодати и будешь всегда с окаменелым нечувствием сердца. Во время службы старайся ничего из читаемаго и поемаго не пропускать, иначе будешь разсеянна. Сама знаешь, что плохо, а что хорошо, а поэтому и старайся хорошаго держаться, а от дурного уклоняться. Проси всегда помощи Божией, ибо сказано: Без Мене не можете творити ничесоже .

Будешь удерживать чрево от пресыщения и услаждения, а также и тело от излишняго покоя, то Господь вскоре поможет тебе более работать для души, чем для тела. Сама за себя дашь ответ Господу; а потому смотри, слишком не угождай телу, иначе уготовишь ему вечный огонь.

Брат пусть пробудет призыв, а тогда можно будет и в монастырь, если есть серьезное желание.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию