Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Не­мощ­ны мы. Ни­че­го не мо­жем сде­лать сво­и­ми си­ла­ми. Ка­кое бы ни бы­ло ве­ли­кое де­ло, все это – внеш­нее, зем­ное. Все по во­ле Бо­жи­ей и по не­ис­по­ве­ди­мым судь­бам Его об­ра­ща­ет­ся в нич­то. Все – вре­мен­но, и до­ро­жить им мы долж­ны, пос­коль­ку оно слу­жит нам для спа­се­ния на­шей ду­ши. Од­но толь­ко это на­до не­из­мен­но пом­нить и об од­ном толь­ко этом, спа­се­нии сво­ей ду­ши, за­бо­тить­ся, а все ос­таль­ное пре­дать в во­лю Бо­жию. Сми­рять­ся долж­но.

преп. Никон

Спо­рить не нуж­но, так как че­рез спор вы­хо­дят иног­да боль­шие неп­ри­ят­нос­ти. Ска­за­но: тот ве­лик пред Бо­гом, кто сми­рен­но ус­ту­па­ет ближ­не­му, и сми­рен­ных Бог воз­но­сит, а гор­дых и спор­ли­вых Бог сми­ря­ет. Уко­рять на­до толь­ко се­бя, а не ближ­не­го, за свои не­дос­тат­ки.

преп. Иосиф

Со спор­ли­вым ха­рак­те­ром ед­ва ли мож­но ожи­дать, что­бы был толк. В ду­хов­ной жиз­ни нет ни­че­го ху­же и вред­нее спор­ли­вос­ти. На вре­мя она иног­да и при­та­и­ва­ет­ся, а пос­ле опять об­на­ру­жи­ва­ет­ся в преж­ней си­ле.

преп. Амвросий

О решимости в духовной жизни

Должен человек, по Евангелию, возлюбить Господа всею душею, всею крепостию, всем сердцем, всем помышлением своим (Мф. 22, 37; Мк. 12, 30; Лк. 10, 27), не отдавая греху ни одного чувства, ни единой способности своей душевной или телесной. Итак, уготовься, восстань, исправься…

О решимости в духовной жизниДошел человек до сознания необходимости восстания, уже готов бросить греховную жизнь, порвать всякое общение со грехом, обратиться всем существом своим к Богу. Видит это враг-диавол и шепчет человеку: "Куда? Зачем? Еще успеешь". Шепчет, желая ослабить решимость человека. Но человек решительно отвергает внушения врага и, сам себя ободряя, говорит: "Нечего медлить. Скорее. Восстану рано. Сейчас же, немедленно, без отлагательства восстану".

И вот начинается жизнь иная, жизнь духовная в общении с Господом. Не без трудностей она. Встречают человека и скорби, и испытания, и борьба с грехом. Томят по временам последствия прежде принятого в себя зла и греха, обновляющегося в уме и чувстве человека. Но желание быть с Господом, в Нем Едином искать отрады, покоя и вечного блаженства все преодолевает. Трудится человек, находится в подвиге, уготовляет себя. В таком подвиге проходят большею частью годы, даже десятки лет.

...Весь первоначальный наш подвиг должен быть обращен на борьбу с грехом, на очищение сердца от страстей в покаянии и смирении. И Господь, видя смирение и труд наш, оставит грехи наши (Пс. 24, 18), и очистится сердце.

Из поучений прп. Никона Оптинского