Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Жизнь на­ша есть ду­хов­ная вой­на с не­ви­ди­мы­ми ду­ха­ми зло­бы. Они воз­му­ща­ют нас за­ло­г­ствен­ны­ми на­ши­ми страсть­ми и по­буж­да­ют к прес­туп­ле­нию за­по­ве­дей Бо­жи­их. Ког­да вник­нем и расс­мот­рим вни­ма­тель­но, то най­дем, что на вся­кую страсть есть вра­че­в­ство — за­по­ведь, про­ти­во­по­лож­ная оной, а по­то­му вра­ги и ста­ра­ют­ся не до­пус­тить нас до се­го спа­си­тель­но­го вра­че­в­ства.

преп. Макарий

Мыс­лен­ных вол­ков кро­ме по­мо­щи Хрис­то­вой из­ба­вить­ся не­мож­но — на отг­на­ние их пот­реб­но Его все­мо­гу­щей бла­го­да­ти, а не че­ло­ве­чес­кой сла­бой по­мо­щи. Для то­го нуж­но при­вер­гать­ся к сто­пам Ии­су­са с край­ним сми­ре­ни­ем, Его про­сить обо всем и на Не­го всю пе­чаль свою воз­вер­гать и сверх то­го мо­лить Бо­жию Ма­терь и про­чих угод­ни­ков с ис­тин­ным приз­на­ни­ем сво­их гре­хов, не­мо­щи в ис­прав­ле­нии се­бя.

преп. Моисей

Борь­ба с страсть­ми не­об­хо­ди­ма: ибо ть­ма и мгла страс­тей пом­ра­ча­ет ду­шев­ные на­ши очи, да­бы не ви­деть Солн­ца Прав­ды, Ии­су­са.

преп. Макарий

Премудрость Творца, от творений познаваемого

Старец Макарий провел детство среди природы. Он очень любил птиц и всегда устраивал на окнах кормушки для них. Но особенной его любовью пользовались цветы. Поселившись в Скиту, в домике скитоначальников, он расширил цветник перед своими окнами. А потом, постепенно, благодаря его старанию, цветы запестрели вдоль стен и всех дорожек Скита. Разного вида и цвета георгины, пионы, люпины, резеда, кусты жасмина и сирени – все это в свое время благоухало и радовало глаз. Ему помогал в разведении цветов его келейник, будущий старец Иларион.

Премудрость Творца, от творений познаваемого До того, как старец Макарий стал скитоначальником, в обители был в основном плодовый сад, то есть яблони, груши, вишни, крыжовник, сливы. Сад этот насаждался еще со времен Авраамия, первого настоятеля возрожденной Оптиной. Затем отцы Моисей и Антоний продолжили это дело. И вот при старце Макарии Скит принял тот райский вид, который восхищал и поражал всякого сюда входящего.

Цветами украшались иконы храмов монастыря и Скита. Плоды были всегда на столах в трапезной. Кроме того, ближние городские и сельские жители нередко и зимой приходили в Скит просить для своих больных свежих и моченых яблок, и никогда не получали отказа.

Оберегая скитское безмолвие, старец Макарий имел особенную заботу о сосновом боре, который окружал Оптину. «Человек, – говорил он, – получает в лесу себе успокоение и душевную пользу. Мы видим, как в прежние времена люди удалялись в чащу лесов и там, в тиши от мира и сует его, в молитве и трудах иноческих, искали своего спасения. Один вид вечнозеленых хвойных деревьев веселит зрение, служа символом надежды на вечную жизнь».

Однажды буря повалила много больших деревьев на дорожке между монастырем и Скитом. Старец Макарий с братией убрал весь бурелом и насадил в опустошенных бурей местах новые деревья. Те сосны, которые мы видим здесь сегодня, тогда и были им посажены. Бог благословил труды старца с братией: какие красавицы выросли!

Архимандрит Леонид в житии старца пишет, что старец «иногда, выйдя из кельи, прохаживался по скитским дорожкам от цветка к цветку и молча погружался в созерцание премудрости Творца, от творений познаваемого».

Из книги монаха Лазаря (Афанасьева) «Ангел на башне»