Аудио-трансляция

Не­о­пус­ти­тель­но чи­тай­те ут­рен­ние и ве­чер­ние мо­лит­вы по мо­лит­вен­ни­ку, со вни­ма­ни­ем вни­кая в смысл каж­до­го сло­ва и уг­луб­ля­ясь в не­го. Че­точ­ки упот­реб­ляй­те в церк­ви, а ког­да и до­ма... Чи­тай­те каж­дод­нев­но по гла­ве из Еван­ге­лия и Апос­тольс­ких пос­ла­ний и де­я­ний. Ес­ли же за­хо­чет­ся поб­ли­же бе­се­ды с Гос­по­дом, проч­ти­те ка­физ­му или ака­фист Слад­чай­ше­му Ии­су­су, Бо­го­ма­те­ри.

преп. Анатолий

Об искусстве

Изящные произведения искусства услаждают не одною красотой внешней формы, но особенно – красотою внутреннего содержания, красотою умносозерцательною, идеальною. Откуда такие явления в душе? Это гости из другой области, из области духа. Дух, Бога ведущий, естественно постигает красоту Божию и ею единою ищет насладиться. Хотя не может он определенно указать, что она есть, но, предначертания ее нося сокровенно в себе, определенно указывает, что она не есть, выражая сие показание тем, что не довольствуется ничем тварным.

Об искусстве Красоту Божию созерцать, вкушать и ею наслаждаться есть потребность духа, есть его жизнь и жизнь райская. Получив видение о ней через сочетание с духом, и душа увлекается вслед ее и, постигая ее своим душевным образом, то в радости бросается на то, что в ее круге представляется отражением духа (дилетанты), то сама придумывает и производит вещи (художники и артисты).

Вот откуда эти гости <явления в душе>, сладостные, отрешенные от всего чувственного, возвышающие душу до духа и одухотворяющие ее! Замечу, что из произведений искусства я отношу к сему классу те только, содержанием которых служит красота незримых божественных вещей, а не те, которые хотя и красивы, но представляют тот же обычно-душевный телесный быт или полезные вещи, которые составляют всегдашнюю обстановку этого быта. Не красивости только ищет душа, духом водимая, но выражения в прекрасных формах невидимого прекрасного мира, куда манит ее своим воздействием дух.

Прп. Варсонофий Оптинский. Келейные записки