Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

При ис­пол­не­нии за­по­ве­дей Бо­жи­их нуж­но иметь сми­ре­ние, и ес­ли си­ла за­по­ве­дей в нас ос­ку­де­ет, то сми­ре­ние о нас хо­да­тай­ству­ет. А ког­да бу­дем де­лать доб­ро­де­те­ли и хо­тим удос­то­ве­рить­ся, что мы уже спа­са­ем­ся, и прос­то как бы ви­деть на ла­до­ни свое спа­се­ние, то очень оши­ба­ем­ся. На­доб­но де­лать доб­ро­де­те­ли, но не ви­деть се­го, а при­пи­сы­вать исп­рав­ле­ния свои Бо­гу и Его по­мо­щи и сми­рять­ся ис­тин­но, а не лож­но.

преп. Макарий

На­до ста­рать­ся, что­бы вся жизнь, це­ли­ком, а не в из­ве­ст­ные ча­сы и дни, бы­ла пост­ро­е­на по за­ко­ну Бо­жию. На­до всю свою де­я­тель­ность рас­по­ло­жить так, что­бы она бы­ла сог­лас­на с во­лею Бо­жи­ей. Толь­ко при та­ких ус­ло­ви­ях чис­то бу­дет на­ше серд­це, и толь­ко чис­тые серд­цем Бо­га уз­рят (Мф. 5, 8).

преп. Никон

Бу­дем хра­нить ве­ру Хрис­то­ву и по си­ле ис­пол­нять Его свя­тые за­по­ве­ди. Толь­ко не на­дей­тесь на свои собствен­ные си­лы, а про­си­те по­мо­щи у Гос­по­да: „Гос­по­ди, по­мо­зи мне",– и по­мо­жет.

преп. Варсонофий

Язык есть исповедь народа

Замечательные слова о роли языка в формировании национального самосознания народа принадлежат поэту Петру Андреевичу Вяземскому:

Язык есть исповедь народа:
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной.

Язык – это не только средство общения, это отражение нашего сокровенного внутреннего мира, который связывает нас с предками и который передает невидимые импульсы потомкам. В то же время, по слову апостола, очень часто наш язык «это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие» (Иак. 3, 8-10).

Преп. Антоний Оптинский

У людей Богобоязненных и Боголюбивых язык является, по словам преподобного Антония Оптинского, «тростью Святого Духа», он отражает внутреннюю цельность и достоинство человека как созданного по образу и подобию Божию, слова благоразумного человека не разоряют и оскорбляют, а созидают и облагораживают как самого человека, так и его слушателей: «У иных людей язык бывает тростью Святого Духа, т.е. назидательным и утешительным, а у других – язык произносит слова диавольские, раздражительные, до болезни расстраивающие слушающих. <…> нет нам иного средства к ограждению себя, кроме одной молитвы ко Господу».

Доктор филологических наук Татьяна Леонидовна Миронова, посвятившая много исследований истории русского языка и внутренней его связи с культурой народа, отмечала: «Русский язык – это русский народ. Язык – это наша картина мира, ведь все записано в языке: все наши мысли, наше поведение, то, как мы себя ведем в самые тяжелые или прекрасные минуты жизни, все есть в языке. И мы эти образы и слова понимаем одинаково. Поэтому-то мы и народ, что у нас одна картина мира языковая, один и тот же архетип поведения».

Слово имеет большую власть, им можно убить человека, а можно, напротив, воскресить человека, помочь ему в деле спасения и исправления.

Преп. Амвросий Оптинский

Говоря об ответственности человека за каждое пустое и бранное слово, преподобный Амвросий Оптинский напоминает евангельские слова: "Твоими устами буду судить тебя" (Лк. 19, 22): «Телесное и видимое благоприличие может приводить нас к благому устроению внутренних помыслов. Как Господь прежде создал из земли тело человека, а потом уже вдохнул в оное бессмертную душу, так и внешнее обучение и видимое благоприличие предшествует душевному благоустроению, начинается же с сохранения очей и ушей и особенно с удержания языка, так как Господь в Евангелии глаголет: Твоими устами буду судить тебя, то есть что мы часто от невнимания говорим то, за что более всего и прежде всего будем судимы. Говорить многое очень легко и удобно, а приносить в этом покаяние весьма неудобно».

Преподобный Антоний Оптинский поучал свое чадо словами Псалмопевца: «Скажу вам словами святого Давида: Чадо, если хочешь видеть дни свои благими, то удерживай язычек свой (см. Пс. 33, 13-14), – т.е. ничего не говори дерзновенно…»

Нехранение языка, празднословие и пустословие свидетельствует о внутренней несобранности, о разорении духовной жизни, обнажая многие внутренние проблемы человека. Если внимательно проанализировать свои поступки, то можно заметить, что практически каждый день мы грешим словом. Как писал преподобный Антоний Оптинский: «Если взять в размышление один свой язык, то сколько им произнесено было зла – хулы на Бога, осуждения на ближних, ропота, насмешек, кощунства, болтовни, брани, божбы и прочее, и прочее! И проходит ли в году хотя один день, в который бы мы языком своим не согрешили, забывая о том, что за каждое праздное слово ответ отдадим Богу. Посему Господь Бог, промышляющий о нашем исправлении и спасении, и посылает скорби, от которых человек не только празднословить, но и дельное говорить затрудняется».

Очень часто свои поучения о необходимости хранения языка оптинские старцы облекали в форму пословиц, для лучшего запоминания: «Помни мое слово: ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами. Всегда будь осторожна в разговоре. А то подует ветер с противной стороны, и ты потужишь, да не воротишь» (преподобный Анатолий Оптинский); «Больше смиряйся и не будь дерзка на язык, особенно старшим не груби, а то это нехорошо. Перед всеми смиряйся и приучайся молчать и слушаться. Укорение и досаду терпи, потому что за грехи Бог посылает это для очищения грехов (преподобный Иосиф Оптинский); «Если и смущаешься, то удержи язык и побеждай молчанием (преподобный Иосиф Оптинский).

Слово – это дар Божий, это отпечаток и образ нашего духа и духа всего народа, это своеобразный барометр нашей духовной жизни. Прислушаемся к словам апостола, который писал: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3, 2).