Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Не при­ла­гай­те серд­ца к су­е­те мирс­кой. Осо­бен­но во вре­мя мо­лит­вы ос­тав­ляй­те все по­мыс­лы о жи­тейс­ком. Пос­ле мо­лит­вы, до­маш­ней или цер­ков­ной, что­бы сох­ра­нить мо­лит­вен­ное, уми­лен­ное наст­ро­е­ние ду­ши, не­об­хо­ди­мо мол­ча­ние. Иног­да да­же прос­тое, по-ви­ди­мо­му, да­же нез­на­чи­тель­ное сло­во мо­жет на­ру­шить и спуг­нуть, как птич­ку, из ду­ши на­шей уми­ле­ние.

преп. Никон

Не за­бы­вай мо­лит­вы – она жизнь ду­ши.

преп. Никон

Не­об­хо­ди­мо хра­нить плод мо­лит­вы. Он по­губ­ля­ет­ся, те­ря­ет­ся очень час­то от празд­нос­ло­вия сра­зу пос­ле мо­лит­вы и от меч­та­ния, ко­то­рое есть то же празд­нос­ло­вие, но лишь с са­мим со­бой. Мол­ча­ние пос­ле мо­лит­вы весь­ма по­лез­но: оно удер­жи­ва­ет мо­лит­ву в уме, серд­це и да­же на ус­тах вслух се­бе.

преп. Никон

Меч духовный

В православной традиции четки именуются духовным мечом (см. Еф. 6, 17), служат напоминанием о непрестанной молитве, которая оберегает ум от рассеивания.

Портрет преподобного Амвросия Оптинского

Четки вручаются монаху при постриге. Преподобный Амвросий Оптинский говорил одной монахине о четках:
– Это – меч духовный! Слышала, с какими словами тебе четки давали? «Приими, сестро, меч духовный, да выну в уме, во устех, в мыслях и в сердце содержиши щит веры глагол Иисусов, сие есть: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную”».

«Выну» – значит всегда, непрестанно.

Так помни же: выну (всегда) в уме, во устех, в мыслях, в сердце должна иметь: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную». Это – долг.

Ты обязана хранить выну (непрестанно) в уме, во устех, в мыслях, в сердце: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную».

Внимай словам: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную».

Заключай ум в каждом слове: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную».

При всяком разговоре можно творить молитву. Особенно когда другие говорят, а ты слушаешь. Ничего нет быстрее ума. Возведи его к Богу, вот и будешь творить молитву, только будь внимательна. Больше ничего не нужно, как только то, чтоб ум заключался в каждом слове: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную».

Прп. Иосиф Оптинский

Ученик преподобного Амвросия, старец Иосиф Оптинский часто наставлял своих учениц: «Знай свой угол да свои четки», – то есть не вмешивайся в чужие дела, не рассеивайся, а пребывай постоянно во внимании к себе и молитве.

Во многих письмах преподобный Иосиф советовал молиться по четкам во время службы: «В церкви тоже проходи четки, хотя бы слегка шепотом, выбирай место более уединенное и глаза по сторонам не води, а за борьбу с помыслами и сонливостию ты получишь мученические венцы, и чем тяжелей борьба, тем больше награда»; «Для приучения себя не рассеиваться во время службы, перебирать четки с молитвой по счету, сколько четок в какую службу»; «Молитву Иисусову в церкви твори по четкам, старайся со вниманием, принуждай себя, и привыкнешь с помощию Божиею. Надо одну Иисусову молитву привыкать творить».

Молитву следует проходить и на послушании, но уже без четок: «На послушании твори молитву без четок, а в церкви за службой можно и по четкам. Надо считать и четки, от этого больше внимания бывает к молитве».

Во время искушения, как писал старец Иосиф: «повнимательней молись Иисусовой молитвой по четкам, и утешишься».

Многие спрашивают, можно ли проходить молитву по четкам мирским людям. Преподобный оптинский старец Макарий в одном из писем отвечал на этот вопрос следующим образом, что «хотя оные и преимущественно принадлежат монахам, но не мешает и мирским молиться по ним, токмо неявно носить, как монахи, а в домашней молитве или в дороге; ибо четки называются меч духовный, напоминающий нам о молитве, изъявляющий количество молитв или поклонов, положенных нам». 

Время Великого поста – время особого покаяния и молитвы. Перебирая четки, будем, по совету оптинских старцев, с сокрушением сердцем творить молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».