Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Спи­сы­вать с книг, по­жа­луй, мож­но, толь­ко нуж­но ус­ва­и­вать; что по­нят­но, то чи­тать. Чи­тать на­до мень­ше, но по­ни­мать.

преп. Амвросий

Ну ка­кую же нам при­не­сут поль­зу кни­ги, ес­ли мы бу­дем толь­ко чи­тать, а на де­ло не под­виг­нем­ся.

преп. Макарий

Ра­зу­ме­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния да­ет­ся по ме­ре чис­то­ты серд­ца на­ше­го и сми­ре­ния; эта глу­би­на не­у­до­боз­ри­мая и бес­ко­неч­ная.

преп. Макарий

Меч духовный

В православной традиции четки именуются духовным мечом (см. Еф. 6, 17), служат напоминанием о непрестанной молитве, которая оберегает ум от рассеивания.

Портрет преподобного Амвросия Оптинского

Четки вручаются монаху при постриге. Преподобный Амвросий Оптинский говорил одной монахине о четках:
– Это – меч духовный! Слышала, с какими словами тебе четки давали? «Приими, сестро, меч духовный, да выну в уме, во устех, в мыслях и в сердце содержиши щит веры глагол Иисусов, сие есть: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную”».

«Выну» – значит всегда, непрестанно.

Так помни же: выну (всегда) в уме, во устех, в мыслях, в сердце должна иметь: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную». Это – долг.

Ты обязана хранить выну (непрестанно) в уме, во устех, в мыслях, в сердце: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную».

Внимай словам: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную».

Заключай ум в каждом слове: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную».

При всяком разговоре можно творить молитву. Особенно когда другие говорят, а ты слушаешь. Ничего нет быстрее ума. Возведи его к Богу, вот и будешь творить молитву, только будь внимательна. Больше ничего не нужно, как только то, чтоб ум заключался в каждом слове: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную».

Прп. Иосиф Оптинский

Ученик преподобного Амвросия, старец Иосиф Оптинский часто наставлял своих учениц: «Знай свой угол да свои четки», – то есть не вмешивайся в чужие дела, не рассеивайся, а пребывай постоянно во внимании к себе и молитве.

Во многих письмах преподобный Иосиф советовал молиться по четкам во время службы: «В церкви тоже проходи четки, хотя бы слегка шепотом, выбирай место более уединенное и глаза по сторонам не води, а за борьбу с помыслами и сонливостию ты получишь мученические венцы, и чем тяжелей борьба, тем больше награда»; «Для приучения себя не рассеиваться во время службы, перебирать четки с молитвой по счету, сколько четок в какую службу»; «Молитву Иисусову в церкви твори по четкам, старайся со вниманием, принуждай себя, и привыкнешь с помощию Божиею. Надо одну Иисусову молитву привыкать творить».

Молитву следует проходить и на послушании, но уже без четок: «На послушании твори молитву без четок, а в церкви за службой можно и по четкам. Надо считать и четки, от этого больше внимания бывает к молитве».

Во время искушения, как писал старец Иосиф: «повнимательней молись Иисусовой молитвой по четкам, и утешишься».

Многие спрашивают, можно ли проходить молитву по четкам мирским людям. Преподобный оптинский старец Макарий в одном из писем отвечал на этот вопрос следующим образом, что «хотя оные и преимущественно принадлежат монахам, но не мешает и мирским молиться по ним, токмо неявно носить, как монахи, а в домашней молитве или в дороге; ибо четки называются меч духовный, напоминающий нам о молитве, изъявляющий количество молитв или поклонов, положенных нам». 

Время Великого поста – время особого покаяния и молитвы. Перебирая четки, будем, по совету оптинских старцев, с сокрушением сердцем творить молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».