Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Иск­рен­нее же­ла­ние слу­жить Гос­по­ду Бо­гу и вру­че­ние все­це­ло и се­бя, и все­го, и всех в во­лю Бо­жию, всеб­ла­гую, со­вер­шен­ную, при­но­сят серд­цу мир Бо­жий, да­же при пе­ре­жи­ва­нии раз­лич­ных скор­бей, и внеш­них, и внут­рен­них, ду­шев­ных. Мо­лись Бо­гу о уда­ле­нии на­пас­ти и вмес­те от­ре­кай­ся сво­ей во­ли, как во­ли гре­хов­ной, во­ли сле­пой. Пре­да­вай се­бя, свою ду­шу и те­ло, свои обс­то­я­тель­ства, и нас­то­я­щие, и бу­ду­щие, пре­да­вай близ­ких серд­цу, ближ­них тво­их во­ле Бо­жи­ей, всес­вя­той и пре­муд­рой... Сла­ва Бо­гу! Сла­ва Бо­гу! За все сла­ва Бо­гу! От этих чуд­ных, свя­тых слов отс­ту­па­ют мрач­ные мыс­ли, тя­гость. При­хо­дят в ду­шу че­ло­ве­ка мир, уте­ше­ние, ра­дость. Да бу­дет во­ля Твоя, Гос­по­ди! Сла­ва Бо­гу за все!

прписп. Никон

Нап­равь сна­ча­ла се­бя мо­лит­вой на путь спа­се­ния, тог­да и ста­нешь хрис­ти­ан­кой, крот­ким мол­ча­ли­вым при­ме­ром, вле­ку­щей дру­гих на путь сей.

прп. Анатолий

Мо­лись по-детс­ки, в прос­то­те серд­ца о всех нуж­дах и скор­бях и вру­чай се­бя во­ле Бо­жи­ей, ибо Гос­подь стро­ит на­ше спа­се­ние.

прписп. Никон

Здесь у нас в скиту – рай земной 7 июля – Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, престольный праздник Оптиной пустыни

Образ святого Иоанна Предтечи на вахтенной башне при входе в скит Оптиной Пустыни

Дни памяти славного и честного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, которые отмечаются несколько раз в году, в Оптиной пустыни являются особыми, престольными праздниками удаленного в монастырские леса Иоанно-Предтеченского скита.

Предтеченский храм в скиту Оптиной Пустыни

Главный храм скита, где богослужения совершаются по особому скитскому уставу, построен в 1822 году. Этот деревянный храм срублен из того самого леса, который рос на месте скита. Он освящён в честь праздника Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Паломники допускаются на эти богослужения – «открытые» литургии – только четыре раза в году. Такие дни есть в течение каждого времени года, они приурочены к большим праздникам. Зимой это 20 января – Собор Иоанна Предтечи, весной – понедельник Светлой Седмицы, летом – 7 июля, праздник Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; и, наконец, осенью – 11 сентября, день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

«Скит наш есть своего рода станция от земли к небу», – такое ёмкое определение дал известный художник Д.М. Болотов (1837-1907), ставший впоследствии иеромонахом Даниилом, который подвизался в Иоанно-Предтеченском скиту.

* * *

Отец Павел Флоренский называл Оптину Пустынь, которая в начале XIX века стараниями митрополита Московского Платона (Левшина), а затем епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) превратилась в крепнущий общежительный монастырь, «духовной санаторией многих израненных душ».

Начало пустынножительству здесь положил схимонах Иоанникий, живший в начале XIX века в глубине монастырского леса на малой пасеке.

Спустя шесть лет после его кончины сюда по благословению преосвященного Филарета переселились отшельники Рославльских лесов, среди которых были старцы Моисей и Антоний. Им и было поручено устройство скита – в 170 саженях от обители..

«1821 г., июня 17-го. Строить скит да благословит Бог благодатию Своею, да поможет совершить», – начертал на плане скита владыка Филарет.

Отцу Моисею с братией предстоял тяжёлый труд: надо было расчистить от вековых сосен огромную площадь для постройки скита. Оба брата – отец Моисей и отец Антоний – вместе с наёмными рабочими валили сосны и корчевали пни.

Посвящение церкви святому, почитаемому как первый пустынножитель, дало название и скиту. Игумен Даниил напутствовал монахов:

«Да будет на сем месте благословение пустыни Иордановой и всех там безмолвствовавших!»1

Под престол храма была положена частица мощей св. Иоанна Предтечи. 5 февраля 1822 года церковь была освящена игуменом Даниилом.

Постепенно вокруг Предтеченского храма возникали домики братских келлий. Были посажены плодовые деревья, кедровые орехи, которые превратились в стройные деревья и дали плоды через 25 лет.

Целью жизни в скиту считалось «при единодушном жительстве глубочайшее безмолвие, необходимое к очищению внутреннего человека, соединенное притом с внимательным рассматриванием самого себя и постоянной молитвой, которая созидает сердечный мир и возводит дух человеческий, по благодати Божией, выше видимого мира»1.

В 1825 году владыка Филарет, принимая Киевскую епархию и покидая Калужскую, назначил отца Моисея настоятелем Оптиной пустыни. После отца Моисея скитоначальником стал его младший брат отец Антоний.

* * *

Именно здесь, в скиту, и зародилось старчество(«институт» на православной Руси к тому времени изрядно забытый), сделав это благодатное место «духовным сердцем» Оптиной.

С.С. Безобразов (впоследствии епископ Катанский Кассиан) писал, что «Оптина пустынь и в ней как средоточие её жизни и её работы Предтеченский скит заняли важное место в истории русской общественности и русской духовной культуры»1.

Но преподобный Моисей был перегружен сложными настоятельскими обязанностями, а преподобный Антоний был слаб здоровьем, чтобы взять на себя ведение старчества.

Основателем старчества в Оптиной стал приглашённый преподобным Моисеем иеросхимонах Лев (Наголкин), как и он сам опытный в духовно-аскетической жизни, обладающий даром рассуждения, твёрдый и смелый, который мог бы преодолеть все препятствия на пути к его утверждению.

Старца Льва и его ученика отца Макария (Иванова) вдохновляло, как и преподобного Моисея, наследие преподобного Паисия Величковского – молдавского старца, возродителя духовного делания в монашестве.

В годы настоятельства преподобного Моисея монахами Оптиной вместе с группой единомышленников-мирян были впервые изданы на русском языке сделанные отцом Паисием переводы с греческого великих аскетов древности: Исаака Сирина, Макария Великого, Иоанна Лествичника.

Временем полного утверждения старчества, которое укрепилось благодаря деятельности преподобного Макария, можно считать начало 1840-х годов. А своего расцвета старчество достигло при преподобном Амвросии (Гренкове), за советом и утешением к которому стекались люди разных сословий и возраста со всей России.

Именно поэтому до революции не иссякал поток паломников, стремящихся получить совет и утешение от благодатных оптинских старцев, и именно поэтому Оптина пустынь приобрела свою известность по всей Святой Руси.

Да и за пределами Отечества. Многие иностранцы, посещавшие Оптину, её скит, под влиянием отца Амвросия и других оптинских старцев принимали Православие прямо в обители.

Именно отец Амвросий стал прообразом знаменитого старца Зосимы в «Братьях Карамазовых» Ф.М. Достоевского. После смерти трёхлетнего сына он отправился в Оптину.

«Это кающийся», – так впоследствии отозвался о Федоре Михайловиче старец, с которым несколько раз удалось побеседовать писателю.

* * *

Другой великий старец – схиархимандрит Варсонофий (Плиханков), знаменитый подвижник России начала XX века, бывший в те годы начальником скита.

Обратившись к одному из стихотворений старца, можно представить себе внешний и внутренний, духовный облик, обители и скита в период расцвета Оптиной:

…Наследие веков тенистый бор
По сторонам её раскинулся дремучий:
В нём тишина, безмолвию простор,
Свобода полная для чувств святых и дум:
Лишь слышен там порой деревьев шум,
Когда вершины их колеблет ветр летучий.
Ясней здесь небеса и чище их лазурь…
Мирской ярем нося и скорбный совершая
Средь мрака и стремнин тернистый жизни путь,
Сподобился я видеть отблеск рая.

Шесть раз побывал в Оптиной Лев Толстой. В последний раз он приехал в обитель в 1910 г., незадолго до смерти, будучи уже отлученным от Церкви. Лев Николаевич намеревался побеседовать со старцами, но так и не решился войти в Предтеченский скит.

На смертном одре Лев Николаевич попросил отправить в Оптину телеграмму с просьбой прислать к нему оптинского старца.

К писателю приехал преподобный Варсонофий. Но близкие Толстого, включая его секретаря Черткова, не допустили старца к умирающему.

Преподобный Варсонофий сильно страдал от того, что не смог в последний момент принять покаяние, примирив с Церковью великого писателя.

«Ты умел только любить, только творить добро…», – так говорил после кончины старца духовный сын преподобного Амвросия, а затем духовный сын преподобного Варсонофия, митрополит Трифон (Туркестанов).

* * *

После революции монахи Оптиной и скита были сосланы или расстреляны. Последний скитоначальник преподобный Нектарий был арестован в 1923 году. После выхода из тюрьмы жил в Брянской губернии – сначала в селе Плохине (ныне Ульяново Калужской области), затем в селе Холмищи (ныне Калужской области), где умер в 1928 году.

Скит превратили в детский санаторий. Он всегда был полон детворы с молодыми мамами и все хворые на удивление быстро в нём поправлялись.

 

За годы советской власти храмы и колокольня Предтеченского скита лишились глав, некоторые святыни утрачены. Ограда скита была сломана. Многие деревья в роще, разделявшей обитель и скит, срублены.

Однако, по словам Владимира Солоухина, «скит и всё в скиту уцелело в большей целости и сохранности, нежели в основном монастыре. Полкилометра расстояния от Оптиной, меньшая капитальность и крепость скита, в особенности наружной стены (но и других построек тоже), косвенно помогли ему уцелеть, и разрушительная волна прокатилась как бы над ним»1.

В 1967 году благодаря усилиям директора Козельского краеведческого музея В.Н. Сорокина в Предтеченском скиту открылся литературный отдел музея. Экспозиция была посвящена Л.Н. Толстому, братьям Киреевским, Гоголю, Достоевскому.

В скиту сохранились домики, где останавливались Гоголь и Достоевский.

1 февраля 1990 года Оптиной пустыне была передана бoльшая часть Иоанно-Предтеченского скита (другая часть оставалась у литературного отдела Козельского музея до 2005). 18 марта 1990 года освящён храм св. Иоанна Предтечи.

Скит в настоящее время закрыт для посещения паломниками и женщинами. Исключение составляет келья преподобного Амвросия в «хибарке». Она стала мемориальной и открыта для посетителей.

Ныне круг богослужений в скиту, как и в прежние времена, начинается с Полунощницы, которая совершается в два часа ночи, затем – утреня и первый час, продолжительность этой службы около трех часов.

Старец Варсонофий придавал особое значение ночной молитве. Преподобному Никону он говорил, что «у нас на утрене держится вся скитская жизнь».

«Здесь у нас в скиту – рай земной, – писал о жизни братии преподобный Никон Оптинский. – У нас на вратах, на стороне, обращенной к скиту, к церкви, написано: Коль возлюблена селения Твоя, Господи (Пс. 82, 2), – и воистину так».

Да, воистину так!


Летопись скита. 2008. Т. 1. С. 16.

Леонид (Кавелин). 1862. С. 85.

ОПИ ГИМ. Ф. 521. Оп. 1. Ед. хр. 35. Л. 10-10 об.

Солоухин В. А. Время собирать камни // Собр. соч. М., 1984. Т. 3. С. 474.

Подготовил Николай Головкин