Аудио-трансляция

При­у­чись боль­ше мол­чать, тог­да гре­шить и осуж­дать не бу­дешь. Ког­да пе­рес­та­нешь роп­тать, усерд­ней бу­дешь ра­ди Бо­га слу­жить боль­ным, то из­ба­вишь­ся от сво­ей бо­лез­ни не толь­ко те­ла, но и ду­ши. Ес­ли же при исп­рав­ле­нии бо­лезнь и не ос­та­вит, то зна­чит, это для то­го, что­бы за тер­пе­ние дать ве­нец в бу­ду­щей жиз­ни на бес­ко­неч­ное вре­мя.

 

преп. Иосиф

О благоразумном молчании и других добродетелях

Как Господь прежде создал из земли тело человека, а потом уже вдохнул в оное бессмертную душу, так и внешнее обучение и видимое благоприличие предшествует душевному благоустроению; начинается же — с сохранения очей и ушей, и особенно с удержания языка, так как Господь в Евангелии глаголет: «от уст твоих сужду тя» (Лк. 19, 22), то есть, что мы часто от невнимания говорим то, за что более всего и прежде всего будем судимы. Говорить многое очень легко и удобно, а приносить в этом покаяние весьма неудобно.

О благоразумном молчании и других добродетеляхЕсли сами не смиряемся, то Господь невольно нас смиряет. У Господа Бога средств-то много. Рано и скоро начала рассуждать, тогда как прежде всего требуется покорение и повиновение. За непокорность и непослушание и Адам с Евой изгнаны из рая. Это всем нам должно помнить и не забывать. В псалмах сказано: «Да рекут избавленные Господом» (Пс. 106, 2). А мы еще и не начинали духовного дела как следует, а толковать обо всем дерзаем, оправдывая себя какой-то прямотой; тогда как и о птицах говорится, что прямо и не осмотревшись летают только одни вороны; другие же птицы держат себя осторожно и осмотрительно.

Мудрые и опытно-духовные изрекли, что рассуждение выше всего, а благоразумное молчание лучше всего, а смирение прочнее всего; послушание же, по слову Лествичника, такая добродетель, без которой никто из заплетенных страстями не узрит Господа.

Вчера раскрыл книгу святого Димитрия Ростовского и открылось место, где сказано: «Идеже любовь, тамо и Бог; идеже правда, тамо Бог; идеже целомудренное, чистое и непорочное житие, и тамо Бог. Идеже сих несть, и Бог несть тамо». Да помним сие, и да держимся присутствия Божия при нас, всячески удаляясь противного и неугодного Богу.

Из писем прп. Амвросия Оптинского