Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ле­ность есть не­ма­лый по­рок и по­ла­га­ет­ся в чис­ле смерт­ных гре­хов, то и на­доб­но се­бя ну­дить к ис­пол­не­нию на­ших обя­зан­нос­тей, про­сить Бо­га о по­мо­щи, не на­де­ять­ся на свою си­лу. Он, ви­дя та­ко­вое на­ше про­из­во­ле­ние, даст си­лу и кре­пость и по­мо­жет одо­леть расс­лаб­лен­ную ле­ность, но без на­ше­го тща­ния и про­из­во­ле­ния и Бог не по­мо­га­ет. В слу­чае же не­мо­щи и бес­си­лия да за­ме­ня­ет сии на­ши без­дей­ствия: бо­лезнь сер­деч­ная, со­жа­ле­ние и сми­ре­ние.

преп. Макарий

Ле­ность час­то на­па­да­ет на труж­да­ю­щих­ся в бла­го­чес­тии, а при оп­лош­нос­ти не­ред­ко ов­ла­де­ва­ет. Для прог­на­ния сей страс­ти от­цы свя­тые со­ве­ту­ют дер­жать­ся па­мя­ти смерт­ной, веч­ных мук и бла­же­н­ства пра­вед­ных, ру­ко­во­дясь при сем сми­ре­ни­ем, ко­то­рое, низ­во­дя на нас ми­лость Бо­жию, со­вер­шен­но сво­бож­да­ет от пле­на ле­нос­ти.

преп. Макарий

Бы­ва­ет в про­хож­де­нии мо­лит­вы сон, ле­ность, тос­ка и ох­лаж­де­ние ко все­му по нес­коль­ку дней и да­же не­де­лю. Очень мо­жет быть, что мы ок­ра­де­ны бы­ли пред этим соп­ро­тив­ни­ком тай­ным тщес­ла­ви­ем, гор­дос­тию, или осуж­де­ни­ем, или гне­вом, или чем дру­гим. Вот враг ду­шев­ный и на­си­лу­ет на­шу при­ро­ду, что­бы в празд­нос­ти и раз­ле­не­нии иж­ди­ва­ли дни свои вмес­то то­го, что­бы го­то­вить­ся к веч­нос­ти. А ес­ли и по­беж­да­ем­ся сво­ею не­мо­щию, не бу­дем уны­вать от се­го, но па­че сми­рять­ся и под­ви­зать­ся при по­мо­щи Бо­жи­ей. Си­ла Бо­жия в не­мо­щи со­вер­ша­ет­ся.

преп. Анатолий

Конференция посвященная 300-летию со дня рождения
преподобного Паисия (Величковского) и презентация Альманаха
«Обновитель древнего иночества»

25-го декабря в 14.00 в конференц-зале монастыря состоялась конференция, посвященная 300-летию со дня рождения преподобного Паисия (Величковского), с презентацией Альманаха «Обновитель древнего иночества».

С вступительным словом выступил наместник монастыря Оптина пустынь епископ Можайский Иосиф. Представляя вниманию боголюбивого читателя сборник трудов современных исследователей, посвященных подвижнической и просветительской деятельности молдавского старца, владыка отметил, что Оптину пустынь по праву можно назвать преемницей его великого дела. По меткому замечанию архимандрита Леонида (Кавелина), преподобный Паисий оживил русское монашество, возбудил в нем дух древнего подвижничества, возродил традицию старчества. Неудивительно, что первой книгой, подготовленной к изданию трудами оптинского старца Макария и его помощников, стало «Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского».

Следующий доклад доктора филологических наук, известного исследователя оптинского духовного наследия В.В. Кашириной, был посвящен рассмотрению рукописей паисиевской редакции из собрания Нямецкого монастыря, Оптиной пустыни, архивных фондов митрополита Филарета (Дроздова) и архимандрита Леонида (Кавелина). Варвара Викторовна рассказала о подготовке Оптиной пустынью славянского перевода преподобного Исаака Сирина, о влиянии преподобного Паисия (Величковского) на изучение и переписывание святоотеческой литературы в крупнейших русских монастырях.

А.П. Власюк, главный редактор издательства «Наследие Православного Востока», выступил с докладом о «классических» житиях преподобного Паисия, три из которых были написаны на румынском языке, а два на славянском. Автор познакомил слушателей с различными редакциями житий, привел интересные и малоизвестные широкому читателю факты из жизни преподобного, рассказал о готовящейся публикации его ранее неизвестной переписки по различной тематике.

Насельник Свято-Косьминской пустыни Серовской епархии иеромонах Иов (Салиулин) рассказал о духовной и исторической преемственности между преподобным Паисием и святыми Василиском Сибирским и Зосимой (Верховским). Автор раскрыл интересные моменты из жития преподобного Василиска, рассказал о различных практических аспектах, касающихся практики Иисусовой молитвы. Доклад сопровождался разнообразным, тщательно подобранным иллюстративным материалом.

Иеромонах Никон (Скарга), уставщик оптинского Иоанно-Предтеченского скита, в своем выступлении анонсировал готовящееся в Оптиной пустыни издание «Лествица Небесного Царствия внутри тебя. Преподобный Исаак Сирин (тематическая классификация текста)». Он рассказал о своей работе по подготовке новой версии перевода творений преподобного Исаака Сирина.

Завершая конференцию, владыка Иосиф поблагодарил докладчиков за интересные содержательные выступления и выразил надежду, что состоявшееся мероприятие послужит духовной пользе многочисленных слушателей.


Представляем новый выпуск Оптинского альманаха «Обновитель древнего иночества», посвященный 300-летию со дня рождения преподобного Паисия (Величковского). Авторы альманаха в своих статьях с разных сторон осветили личность этого великого подвижника, делателя Иисусовой молитвы, переводчика святоотеческих творений, возродителя старчества, его влияние на русское монашество и связь паисиевской школы со старчеством в Оптиной пустыни.

Выходом в свет в 1845 году «Жития молдавского старца схиархимандрита Паисия (Величковского)» был открыт более чем полувековой период публикации Оптиной пустынью святоотеческих творений. И это неудивительно — ведь Оптина была духовно взращена учениками преподобного Паисия, которого по праву называют «отцом русского старчества».

В своих монастырях преподобный Паисий возродил древнее учение об Иисусовой молитве и весь чин молитвенного подвига, возобновил почти забытую к тому времени традицию старчества. Кроме того, в основание жизни братства он положил чтение и изучение святоотеческих творений, много трудился над их переводами с греческого на славянский язык. А его многочисленные ученики и последователи принесли его духовное наследие в Россию. Начатое преподобным Паисием возвращение к святоотеческому богословию способствовало отказу Русской Церкви от католического и протестантского влияний и выходу из духовного упадка.

Сегодня, когда Русская Православная Церковь чествует и величает своего великого подвижника, празднуя 300-летие со дня его рождения, обращение к наследию преподобного Паисия видится еще более востребованным и необходимым. Ибо истинное возрождение духовной жизни достигается не через реформирование путем приспособления к миру, но через вхождение в опыт святых отцов, в двухтысячелетнюю традицию Церкви.

Продолжая книгоиздательскую традицию, начатую оптинскими старцами в ХIХ веке, Оптина пустынь представляет вниманию боголюбивого читателя сборник трудов современных богословов и исследователей, посвященных подвижнической и просветительской деятельности молдавского старца.

Открывает наш сборник статья А.А. Захарова «От старца Паисия до старцев Оптинских. Опыт духовной преемственности», посвященная рассмотрению формирования духовного облика Оптиной пустыни на основе аскетической школы преподобного Паисия. Первые оптинские преподобные Лев, Макарий, Моисей и Антоний, имея наставниками учеников молдавского старца, выстраивали монастырскую жизнь на основе устава преподобного Паисия, строго следуя его аскетическим принципам.

Магистр богословия иерей Павел Арцабович в исследовании «Основные источники духовного становления преподобного Паисия (Величковского) анализирует источники, повлиявшие на становление преподобного Паисия не только как переводчика святоотеческих трудов, но прежде всего как монаха. Читатель узнает те обстоятельства, которые помогли открыть совершенно новый этап не только в жизни преподобного, но и в судьбах всего русского монашества.

В статье кандидата богословия игумена Петра (Пиголя) «Преподобный Паисий (Величковский) и исихастская традиция» святой Паисий предстает перед нами в первую очередь как наставник внутреннего делания, учитель молитвы Иисусовой, воспринявший исихастские традиции и передавший их своим многочисленным духовным преемникам на Афоне, в Молдавии и России. Из статьи читатель узнает, что в самой России через учеников и единомышленников преподобного Паисия тради¬ции старчества и умного делания продолжили более ста обителей.

Иеромонах Диомид (Кузьмин), насельник Свенского Успенского монастыря, посвятил свой труд «Хранители паисиевской традиции в рославльских лесах: новые данные о легендарных пустынниках» рославльскому отшельничеству в аспекте преемства древней аскетической традиции через наследие преподобного Паисия. Исследуя архив Оптиной пустыни, автор открыл новые подробности жизни в рославльских лесах ее будущего настоятеля, преподобного Моисея. Подобные открытия позволяют читателю прикоснуться к святая святых — сокровенным тайнам монашеской жизни.

В статье известного исследователя духовного наследия Оптиной пустыни доктора филологических наук В.В. Кашириной «Славянские рукописи и переводы творений преподобного Исаака Сирина» рассмотрены основные рукописи паисиевской редакции из собрания Нямецкого монастыря, Оптиной пустыни, архивных фондов митрополита Филарета (Дроздова) и архимандрита Леонида (Кавелина).

Следующую статью «Образ преподобного Паисия (Величковского) по его житиям» подготовил главный редактор издательства «Наследие Православного Востока» А.П. Власюк. Автор анализирует «классические» жития преподобного Паисия, три из которых были написаны на румынском языке, а два на славянском.

Насельник Свято-Косьминской пустыни Серовской епархии иеромонах Иов (Салиулин) в своей работе «Учение преподобного Василиска Сибирского и школа старца Паисия (Величковского). Сравнительный анализ» прослеживает духовную и историческую преемственность между преподобным Паисием и святыми Василиском Сибирским и Зосимой (Верховским).

Завершает альманах анонс готовящегося в Оптиной пустыни издания «Последующе святым отцам». Анонс книги «Лествица Небесного Царствия внутри тебя. Преподобный Исаак Сирин (тематическая классификация текста)». Его авторы, уставщик оптинского Иоанно-Предтеченского скита иеромонах Никон (Скарга) и монах Силуан (Константинов) подробно описывают свою работу по подготовке новой версии перевода творений преподобного Исаака Сирина.

Надеемся, что публикуемые в очередном «Оптинском альманахе» труды современных исследователей наследия великого молдавского старца станут той лептой вдовицы, которую мы с любовью приносим в дар Богу в знак благоговейного почитания жизни и трудов Его избранника — великого «отца русского старчества» преподобного Паисия (Величковского).