Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Не­из­ле­чи­мые бо­лез­ни долж­но ле­чить с ве­рою, при­бе­гать к Бо­гу и угод­ни­кам Его, а ког­да не по­лу­чит кто ис­це­ле­ния, то, вид­но, на­доб­но нес­ти сей крест, пос­лан­ный на спа­се­ние ду­ши его.

преп. Макарий

Же­ла­ю­щий об­рес­ти бла­гую со­весть и чест­ность не дол­жен доз­во­лять се­бе ни ма­лей­ше­го лож­но­го и лу­ка­во­го сло­ва ни в боль­ших де­лах, ни в ма­лых.

преп. Никон

Чувство люб­ви ко Гос­по­ду при­хо­дит по ме­ре ис­пол­не­ния за­по­ве­дей Его.

преп. Никон

Беседа иеромонаха Силуана (Межинского) со студентами

В воскресенье 5 ноября в конференц-зале монастыря состоялась беседа иеромонаха Силуана (Межинского) со студентами и аспирантами российских вузов. Встреча состоялась в рамках 2-ой Межвузовской научно-образовательной конференции «Оптина пустынь – колыбель духовного просвещения», организованной Национальным исследовательским университетом «Московский энергетический институт» (НИУ «МЭИ») и ставропигиальным монастырем Оптина пустынь при взаимодействии с Научно-теологической образовательной ассоциацией (НОТА).

Во встрече приняли участие около 50 студентов и аспирантов НИУ «МЭИ», Московского государственного института технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ), Московского государственного лингвистического университета им. Мориса Тореза (МГЛИ), Российского гуманитарного университета им. А.Н. Косыгина (РГУ), Общецерковной аспирантуры и докторантуры (ОЦАД), Российского государственного социального университета (РГСУ), Московского технического университета связи и информатики (МТУСИ), Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), Государственного университета управления (ГУУ).

Отец Силуан рассказал студентам о том, что в середине XIХ века по инициативе преподобного Макария, старца Оптинского, была начата книгоиздательская деятельность, значение которой в деле духовного просвещения России трудно переоценить. Ведь еще в начале столетия святоотеческие книги, содержащие учение о молитве, духовном делании были практически недоступны даже монашествующим, не говоря уже о мирянах. Секуляризационные реформы XVIII столетия вызвали упадок монашества и духовной жизни в России. Аскетические книги не издавались, поэтому подвижники переписывали их собственноручно в своих кельях; кроме того, множество ценнейших трудов было написано на греческом языке. Поэтому, когда в конце столетия молдавский старец, игумен нескольких монастырей, преподобный Паисий (Величковский) начал переводить греческие книги на славянский, возрождать традиции старчества и умной молитвы, это стало настоящим «монашеским возрождением» в Молдовлахии. А его ученики принесли в Россию не только духовную «паисиевскую традицию», но и рукописи – переводы святоотеческих книг, а также творения самого преподобного Паисия. Часть этих рукописей была привезена в Россию иеросхимонахом Афанасием (Захаровым).

Когда будущий оптинский старец Макарий подвизался в Площанской пустыни Орловской губернии, отец Афанасий познакомил его с этими духовными сокровищами. Впоследствии отец Макарий переселился в Оптину пустынь, и к 1845 году в его келейной библиотеке были собраны копии с исправленных старцем Паисием славянских переводов писаний преподобных Макария Великого, Иоанна Лествичника, Варсануфия Великого, а также переведенные самим отцом Макарием книги Максима Исповедника, Феодора Студита, житие Григория Синаита, сочинения Григория Паламы и другие творения святых отцов-подвижников.

Чтобы все эти духовные сокровища были явлены миру, старец собрал вокруг себя выдающуюся «команду». Прежде всего он обратился к святителю Филарету, митрополиту Московскому, и получил с его стороны не только благословение, но и самое горячее содействие. Святитель лично участвовал в проверке переводов, определении последовательности изданий, привлечении необходимых людей. Иван Васильевич и Наталия Петровна Киреевские взяли на себя практические хлопоты, связанные с изданием книг. К переводческой деятельности старец привлек и братию. Ему помогали иеромонах Амвросий, будущий старец, отец Леонид (Кавелин), будущий архимандрит и известный церковный историк; иеромонах Климент (Зедергольм), принявший православие сын лютеранского пастора; отец Ювеналий (Половцев), будущий архиепископ, и другие выдающиеся иноки.

После отшествия старца Макария ко Господу труды были продолжены. До начала ХХ века были переведены на русский язык и изданы десятки творений древних отцов, которые безвозмездно рассылались по монастырям и епархиям. А затем Оптина начала издавать уже собственное духовное наследие: жизнеописания, беседы и письма старцев.

После десятилетий гонений на веру, когда обитель была возвращена Церкви, ее насельники уже в 90-е годы старались по мере сил продолжить традиции великих предшественников. Так, были предприняты репринтные переиздания Исторического описания Оптиной и Иоанно-Предтеченского скита, «Духовных посевов», изданы жизнеописания старцев.

В 1996 году было принято решение о создании единого издательского отдела монастыря. За годы его существования была проделана работа по оцифровке оптинского рукописного архива РГБ, изданы Летопись скита, работа над которой велась более 20 лет; не только исправленные и дополненные, но и составленные заново жития старцев и оптинских новомучеников и исповедников; сотни душеполезных книг и трудов по истории обители. Продолжается по мере сил исследовательская деятельность в архивах.

Беседуя с молодежью, отец Силуан затронул также вопросы духовного воспитания. Он обратил внимание своих слушателей на важность не только приобретения знаний, но и необходимость заботы о собственной душе, о своем мировоззрении, приоритетах и ценностях. Ведь именно мировоззрение определяет жизнь и человека, и общества в целом. Поэтому сейчас, как и полтора века назад, задача воспитания и, главное, воцерковления молодежи – по-прежнему одна из основных для Церкви.

В связи с этим все большим вниманием оптинского издательства пользуются книги для детей. Выпущены в свет детский духовный алфавит, православная азбука, подарочное издание переработанных и дополненных житий святых. Таким образом, Оптина пустынь, хранительница духовного наследия оптинских старцев, по мере сил старается продолжить дело духовного и нравственного просвещения подрастающего поколения.