Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Серд­це – не щеп­ка, и ду­ша че­ло­ве­чес­кая – вещь не де­ше­вая, она до­ро­же все­го ми­ра. Все со­кро­ви­ща зем­но­го ша­ра и вся все­лен­ная не сто­ят од­ной ду­ши хрис­ти­а­нс­кой.

преп. Анатолий

Ду­ша че­ло­ве­чес­кая в глу­би­не сво­ей та­ит мно­го доб­ра. На­доб­но его толь­ко отыс­кать.

преп. Лев

Как те­лу на­ше­му прик­лю­ча­ют­ся раз­лич­ные не­ду­ги, так и ду­ше. Есть сле­по­та те­лес­ная, и есть сле­по­та ду­шев­ная. Кро­ме се­го у не­ко­то­рых бы­ва­ет еще ка­кая-то тем­ная во­да в гла­зах, ко­то­ры­ми хо­тя и смот­рят, но ни­че­го не ви­дят. По­доб­но се­му бы­ва­ет тем­ная во­да и в ду­шев­ных очах, от ко­то­рой то­же не ви­дят ни­че­го.

преп. Антоний

Дни Достоевского. Круглый стол

Участники круглого стола:

  1.  Третьяков Виталий Товиевич
    Декан школы телевидения МГУ им. М.В. Ломоносова.
  2. Протоиерей Владимир Вигилянский
    Настоятель храма Св. Мученицы Татианы, лауреат Патриаршей премии.
  3. Кондакова Надежда Васильевна
    Поэт
  4. Рейн Евгений Борисович
    Поэт, профессор Литературного института им. Горького.
  5. Попов Евгений Анатольевич
    Писатель, бывший президент Русского ПЕН-центра.
  6. Бершин Ефим Львович
    Поэт
  7. Гачева Анастасия Георгиевна
    Специалист по истории русской философии и русскому космизму, литературовед, доктор филологических наук (2008), ведущий научный сотрудник Института мировой литературы РАН, главный библиотекарь Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова.
  8. Соловьева Инна Соломоновна
    Искусствовед, бывший заместитель директора в музее-панораме «Бородинская битва».
  9. Волгин Игорь Леонидович
    Русский писатель и историк, достоевсковед, поэт, телеведущий, заслуженный профессор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова; доктор филологических наук, кандидат исторических наук, действительный член РАЕН, профессор факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова и Литературного института им. А. М. Горького. С 1968 года – основатель и руководитель Литературной студии МГУ «ЛУЧ». C 1997 – основатель и президент Фонда Достоевского, с июня 2010 года – вице-президент Международного Общества Ф. М. Достоевского. Член Совета по русскому языку при Президенте РФ и вице-президент Русского ПЕН-центра. Ведущий программ «Игра в бисер» и «Контекст» на телеканале «Россия-Культура», Член Президиума творческого совета АСПИР. Лауреат премии журнала «Октябрь» (1998, 2010), премии Правительства Москвы в области литературы (2004), российско-итальянской литературной премии «Москва-Пенне» (2011), Премии Правительства Российской Федерации (2011, 2016), Ломоносовской премии (2014), Российской национальной телевизионной премии ТЭФИ (2016), Международной Тютчевской премии “Мыслящий тростник” (2016), Международной Бунинской премии (2017), премии Высшей школы телевидения (2018), премии журнала «Знамя» (2018), премии «Ясная Поляна» (2019), премии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова за вклад в развитие науки (2019), литературной премии «Золотое звено» (2020), Пушкинской премии (2021). В 2014 г. за «большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность» награждён орденом Дружбы.
  10. Волгина Екатерина Алексеевна
    Исполнительный директор Фонда Достоевского, руководитель гуманитарных программ, писатель.
  11. Ковалёв-Случевский Константин Петрович
    Писатель, автор книг в «ЖЗЛ» о святых.
  12. Архимандрит Симеон Томачинский
    Российский религиозный деятель, литературовед и журналист. Архимандрит Русской православной церкви. Ректор Курской духовной семинарии. Кандидат филологических наук, кандидат богословия.
  13. Николаева Олеся Александровна
    Русская советская и российская поэтесса, прозаик, эссеист. Профессор Литературного института им. Горького, член Союза писателей СССР с 1988 года. Лауреат премии «Поэт», Патриаршей литературной премии и премии Правительства РФ в области культуры.
  14. Захаров Владимир Николаевич
    Советский и российский филолог, исследователь русской классической литературы, специалист по исторической поэтике, текстологии, творчеству Ф. М. Достоевского.
  15. Прощенко Анастасия Андреевна
    Лаборант факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.
  16. Ашимбаева Наталья Туймебаевна
    Филолог, литературовед, достоевист, директор петербургского литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского.
  17. Вайнерман Виктор Соломонович
    Директор Омского государственного литературного музея имени Ф.М. Достоевского.
  18. Шараков Сергей Леонидович
    Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник филиала «Дом-музей Достоевского в городе Старая Русса».
  19. Прокопчук Наталья Юрьевна
    Научный сотрудник Дома-музея Ф. М. Достоевского в Старой Руссе.
  20. Фокин Павел Евгеньевич
    Кандидат филологических наук, историк литературы, научный сотрудник Государственного литературного музея (Москва).
  21. Тихомиров Борис Николаевич
    Доктор филологических наук, заместитель директора по научной работе Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского в Санкт-Петербурге, президент Российского общества Достоевского.
  22. Караваева Наталья Владимировна
    Главных хранитель «Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского».

Открывая круглый стол, насельник Оптиной пустыни игумен Филипп (Перцев) обратился к присутствующим с кратким приветствием. Затем слово было предоставлено Игорю Леонидовичу Волгину, доктору филологических наук, кандидату исторических наук, профессору факультета журналистики МГУ и Литинститута им. Горького; основателю и президенту Фонда Достоевского, вице-президенту Международного Общества Ф. М. Достоевского; члену Совета по русскому языку при Президенте РФ.

Возвращаясь к совершившемуся накануне торжественному открытию памятника Достоевскому, Игорь Леонидович рассказал о том, что памятники писателю установлены во многих городах России – Москве, Петербурге, Тобольске, Омске, Переславле-Залесском, Старой Руссе, а также в Германии.

Далее Волгин отметил, что Достоевский – это гений, а гений показывает нам, на что способен человек, предельное развитие человека в любой области. Что гений интересен нам как акт самопознания.

Именно Достоевский, по мнению исследователя, положил начало «обратной связи» писателя с обществом. Ни один его роман не вызвал такой реакции, как «Дневники писателя». Достоевский создал этот прецедент в русской литературе.

И ни один писатель не имеет такой научной базы.

Далее слово было предоставлено протоиерею Владимиру Вигилянскому, темой выступления которого была «Патриарх как исследователь Достоевского». Процитировав слова Святейшего Патриарха Кирилла, сказанные им на одном из молодежных православных форумов: «Я не знаю, как можно быть православным христианином, не зная Достоевского?» – отец Владимир рассказал случай, происшедший с будущим патриархом в 1960–1961 году, во время хрущевских гонений на Церковь. Оказавшись в больнице, юный Владимир услышал от врача требование снять нательный крест: «Сними эту гадость!» На это юноша ответил отказом, поскольку сам он человек верующий и отец у него священник. И врач с досадой назвал его идиотом. Когда Владимир рассказал об этом отцу, тот принес ему роман Достоевского «Идиот», и юноша был настолько увлечен им, что читал и днем, и ночью. С тех пор Достоевский стал его любимым писателем.

Затем И.В. Волгиным был поднят вопрос: что предлагает Достоевский обществу? Он предлагает, чтобы государство вело политику нравственную, внесение православного начала не только в духовную жизнь, но и в политику государства.

Анастасия Георгиевна Грачева в своем выступлении отметила: сейчас, когда мы живем в катастрофическую эпоху, распространено мнение, что от конкретной личности ничего не зависит. Однако то, что делает Достоевский в своем творчестве, убедительно показывает, что от каждого конкретного человека зависит, куда двигается мир. А Оптина, монастырь, – это та точка, которая мир спасает, откуда исходят постники и молчальники, которые меняют этот мир.

На примере истории Ипполита и Маркела Анастасия Георгиевна рассказала о том, что, обратившись ко Христу и явив полноту любви, Маркел спас своего брата. Достоевский не требует от своих героев великих подвигов. Он показывает, что человек в своих повседневных выборах меняет ход истории. Тихий смиренный подвиг – это то, что Достоевский увидел в Оптиной.

Рецепт Достоевского – преображение мира в Царство Христово. И последней точкой этого понимания стала для него Оптина пустынь. Здесь совершилось его преображение.

И в завершение своего выступления Анастасия Георгиевна выразила надежду, что оптинский музей, который находится сейчас на стадии разработки, состоится. Ведь «музей – это не только память о прошлом, но и путь в будущее».

Участниками форума был также поднят вопрос о христоцентризме позднего, наиболее зрелого творчества Достоевского. Было высказано утверждение, что Христос стал для писателя не только воплощенным Светом, но и высшим проявлением красоты человеческой личности.

По мнению И. Л. Волгина, мы в современном мире не приближаемся, а отдаляемся от Достоевского. Не исключено, что когда-нибудь мы, как греки, будем показывать туристам руины своего мира, как они – развалины Парфенона. Мы не должны этого допустить.

По мнению Виталия Товиевича Третьякова, прогнозы Достоевского сбываются: мир гибнет. И сейчас нам нужно забыть об «ужасных коммунистах», поскольку современные бесы страшнее их.

В развернувшейся дискуссии на тему «Достоевский и страдание» участниками форума было высказано мнение, что писатель ничего не выдумал про страдание. Он не призывал страдать. Просто облек в художественную форму слова Христа: В мире скорбны будете (Ин. 16:33).

Взяв слово, Владимир Николаевич Захаров заметил, что для Достоевского все его важные герои – гении больше Шекспира. Федор Михайлович не только сам гений, но делает гениями и своих героев.

Положительным общественным идеалом для него была Церковь. Его путь в Оптину – это путь от тобольского Евангелия. «Писатель категоричен, – утверждает Владимир Николаевич, – нет счастья в комфорте. Человек не родится для счастья, а заслуживает счастье страданием».

Далее И. Л. Волгин, рассуждая о не раз звучавших предложениях канонизировать Достоевского, Розанова, называет эту идею кощунственной. Это гении, это люди страдающие, но не святые.

Наталья Туймебаевна Ашимбаева напомнила слушателям, что Достоевского часто называют апологетом страданий, что в его творчестве много жестокости. Однако, утверждает она, Достоевский любил своих детей и не готовил их к страданиям. Мечтал, чтобы его семья приобрела участок земли. Мечтал о том, что когда-нибудь все человечество будет «очеловечено» и счастливо.

А мысли о страдании – это мысли мудреца, понимавшего трагедийность жизни. «Вот здесь, в Оптиной пустыни, – сказала Наталья Туймебаевна, – мы видим, как монахи трудятся, в каком изумительном порядке содержат они монастырь, сад». И этот каждодневный труд вливается, по мысли Достоевского, в жизнь мира.

«Страдание Достоевский противопоставляет самодовольству, тупому гедонизму», – продолжила исследователь, а не то единственное, что он «предписывает» людям.

Затем И. Л. Волгин, рассуждая об известном высказывании Достоевского «красота спасет мир», высказал мысль о том, что это не произойдет само по себе. Но необходимы усилия самого мира, чтобы спастись красотой.

Далее участниками форума был затронут вопрос об особенностях восприятия произведений Достоевского. Многие читают только то, что хотят прочесть. Часто темы «русский инок» для читателя будто не существует. Или темы Евангелия в «Преступлении и наказании» словно и нет.

Разошлись мнения о том, есть ли в творчестве писателя ответы и рецепты, или он лишь ставит вопросы.

По мнению некоторых участников форума, Достоевский, как и вся русская литература, не дает ответов, она правильно ставит вопросы. Другие считают, что у Достоевского все есть. Что главный, выстраданный его посыл – личный идеал – Христос, к воплощению которого в себе должен стремиться каждый.

Но все исследователи сошлись во мнении, что без знания и понимания Евангелия Достоевский ни для кого раскрыться не может.

Затем слово попросила Ирина Яковлевна Медведева. По ее мнению, если Толстой – «зеркало русской революции», то Достоевский – ее катализатор. Это писатель, который «вопиет к чувству справедливости, которое присуще русской культуре», – отметила она.

Вспомнив письмо Пушкина со словами: «Горе – школа жизни, а счастье – ее университет», – она высказала мнение, что Достоевский задержался в школе, а Толстой хотел перепрыгнуть сразу в университет. Но нужно хорошо учиться в школе, чтобы поступить в университет», – сказала Ирина Яковлевна.

Как психолог она постоянно сталкивается с «униженными и оскорбленными» детьми. Униженных и оскорбленных, отверженных жутким растлением. И это трагедия, которую они зачастую не осознают, как и их родители. «Знаю как психолог – психика и нравственность связаны напрямую. Современные дети ждут своего Достоевского. И миссия русской культуры – встать на рельсы нравственности. Мы обязаны спасти мир, особенно западный, который живет в Содоме», – так закончила свое выступление Ирина Яковлевна под аплодисменты слушателей.

И. Л. Волгин заметил, что до Достоевского в русской литературе не было таких глубоких образов детей. Что у него даже был замысел романа о детях.

Архимандрит Симеон (Томачинский) снова коснулся вопроса о том, действительно ли Достоевский лишь ставит вопросы, не отвечая на них в своем творчестве. Его старец Зосима говорит, что каждый за все виноват, что происходит. Поэтому наш вклад в спасение мира – в исправлении себя.

Рассказав об иеромонахе Серафиме (Роузе), представителе американской «золотой молодежи», для которого Достоевский стал откровением отец Симеон утверждает: «Люди во всем мире через Достоевского познают не только русскую душу, но и Православие, и становятся его проводниками для многих». Так, например, лучшая экранизация «Идиота» принадлежит Акире Куросаве, японцу до мозга костей.

Открытие памятника писателю, по мнению отца Симеона, символизирует новое единение искусства и Церкви. Он выразил надежду, что со временем в Оптиной появится и памятник Гоголю.

И завершая свое слово, отец Симеон напомнил о том, что переводами Добротолюбия – собрания аскетических творений – занимались оптинские старцы. В переводе со славянского это слово означает не «любовь к добру», а «любовь к красоте». Ведь по-славянски красота – добрóта.

Виктор Соломонович Вайнерман, приехавший из Омска, рассказал, что именно там Достоевский «обрел символ веры». Писатель признавался, что только на каторге узнал, что такое народ русский.

Завершая форум, игумен Филипп тепло поблагодарил участников и гостей. Затем выступавшим и почетным гостям были вручены памятные подарки.