Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Мы ищем по­коя, а оный нам не на поль­зу. По­кой об­ре­та­ет­ся в крес­те и в пре­да­нии се­бя во­ле Бо­жи­ей, и по­ка страс­тя­ми бо­ри­мы и пло­хо на них во­ору­жа­ем­ся, то по­коя нель­зя об­рес­ти.

прп. Макарий

По­по­лз­но­ве­ния обык­но­вен­но слу­ча­ют­ся по­пу­ще­ни­ем Бо­жи­им для поз­на­ния не­мо­щи на­шей че­ло­ве­чес­кой; мы ни­ка­ко­го доб­ро­го де­ла не мо­жем тво­рить без по­мо­щи Бо­жи­ей, а ког­да ду­ма­ем, что буд­то что-ли­бо сде­ла­ли угод­ное Бо­гу, то от са­мо­го се­го мне­ния уже де­ло на­ше Бо­гу не угод­но.

прп. Лев

Не уны­вай! Гос­подь близ. То­му воз­ве­щай все пе­ча­ли и не­до­у­ме­ния. Где не­дос­та­ет че­ло­ве­чес­ко­го по­со­бия ко вра­зум­ле­нию, там Бо­жия по­мощь не­пос­ре­д­ствен­но по­да­ет мысль бла­гу, ког­да об­ра­ща­ем­ся к Не­му, как де­ти к От­цу.

прп. Моисей

«Духа не угашайте»

Представляем благочестивому читателю новые книги издательства Оптиной пустыни. В небольшой книжечке «Духа не угашайте» собрано несколько бесед недавно почившего Наместника монастыря, архимандрита Венедикта.

Архимандрит Венедикт (Пеньков, 24.06.1939 – 22.01.2018) родился в Москве, окончил строительную школу, работал электромонтёром. Поступив в 1964 году в Духовную семинарию, избрал путь монашества и в 1968 году был принят в братию Троице-Сергиевой Лавры. В 1969 году его постригли в мантию в честь преподобного Венедикта Нурсийского, а в 1972 году он был рукоположен в сан иеромонаха. Перенимая опыт от старцев – архимандритов Кирилла (Павлова) и Наума (Байбородина), отец Венедикт возрастал от силы в силу. Став одним из духовников Лавры, он всего себя посвятил обращению человеческих сердец к Истине.

20 января 1991 года он был возведен в сан архимандрита и назначен наместником Оптиной пустыни. Это послушание отец Венедикт исполнял 27 лет, вплоть до своего отшествия ко Господу.

В 90-е годы монастырь испытывал нужду в самом необходимом, многие его здания лежали в руинах, поэтому отцу Наместнику приходилось заниматься не только духовными трудами по управлению обителью, но и лично вникать в вопросы строительства, проблемы снабжения, разбираться в тонкостях реставрационных работ. Однако, главным своим делом он считал не строительство стен и корпусов, а созидание «внутренних храмин» – воспитание душ братии и духовных чад.

Почти с самого начала своего настоятельства отец Венедикт начал проводить воскресные беседы с паломниками и гостями монастыря. В последние годы его жизни часть этих бесед была записана на видео, некоторые – на диктофон, но большей частью они остались в памяти слушателей или в виде записанных от руки поучений.

На эти беседы, которые проходили воскресными вечерами в приемном зале настоятельского корпуса, собирались не только паломники, – приходили и братия, и трудники, и постоянные прихожане монастыря. В начале беседы отец Венедикт говорил краткое слово или же начинал прямо с вопросов к нему. И недоумевал, если вопросов было мало. «Как можно жить без духовных вопросов?! Человек не думающий – внутренне пуст», – иногда выговаривал он присутствующим.

Ни одна из его бесед или проповедей не обходилась без рассуждения о заповедях Божиих. Он часто повторял слова Христовы: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди… Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня… Не любящий Меня не соблюдает слов Моих» (Ин. 14:15, 21, 23-24). Говорил: «Сказано: только тот любит Бога, кто соблюдает Его заповеди. А чтобы их соблюсти, необходимо эти заповеди знать! Как можно исполнить то, чего не знаешь? Нужно читать Слово Божие, поучаться в заповедях Его, как сказано пророком Давидом».

Он рассуждал о борьбе со страстями, о любви к Богу, об отношениях в семье, о том, что такое душа, об истине и лжи, о животных, о духовном руководстве, о том, что происходит в мире, о спасении и погибели, о молитве и послушании. Говорил и о многом другом, что волнует современного христианина, не оставляя без внимания даже самого, казалось бы, незначительного вопроса.

Но было и нечто главное, что отец Венедикт старался запечатлеть в уме и сердце каждого из слушателей, что проходило красной нитью через каждую его беседу. Он говорил, что у христианина есть две драгоценности, несравнимые ни с чем в этом мире. Первая из них – вера Христова. «Вера была главным сокровищем этой души, – вспоминают братия о своем настоятеле. – Он так любил истины, содержащиеся в сокровищнице Церкви, что часто с детской непосредственностью делился с окружающими какой-то мыслью, вычитанной у святых отцов или в Писании. По тому, с каким воодушевлением произносил он какую-нибудь фразу из Писания, было видно, насколько он сам оживотворяется Словом Божиим».

Вторая драгоценность, по слову отца Венедикта, – это скорби, посылаемые нам промыслом Божиим. «Испытывайте: в вере ли вы? – обращался он к каждому словами апостола. – Но не только вера важна. Если Бог есть Любовь, то всякая скорбь нами должна быть принята с радостью. Скорби плюс к вере – это наша вторая драгоценность. Для христиан скорби – честь: сострадаем Христу. Потому апостол Павел и говорит: Чем похвалюсь? только болезнями и скорбями своими».

Преподобноисповедник Никон Оптинский говорит: «Когда человек положит закон Божий, святые заповеди Божии в сердце своем, полюбит их, тогда он возненавидит грех, возгорится желанием жизни о Господе, будет удерживать себя от всякого греха». Живой интерес и пытливое внимание к Божественным словесам отец Венедикт сохранил до конца жизни.

Духовное наследие отца Наместника еще только предстоит собрать и осмыслить, но оно уже оставило заметный след в истории Оптиной пустыни. Тот курс, которым он вел монастырский корабль по пути спасения, как и вся его подвижническая жизнь, стали частью оптинской традиции, влились в живые воды Божией реки, исток которой – древние отшельники, а могучий разлив – преподобные старцы. На страницах этой книги собраны немногие из бесед отца Венедикта. Через это душеполезное чтение читатель сможет получить ответы на интересующие его вопросы, прикоснуться к горячей вере и любви к Богу и ближнему, которые были присущи отцу Наместнику всю его многоплодную монашескую жизнь.