Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Ис­тин­ный ра­зум, или рас­суж­де­ние, стя­жа­ва­ет­ся от сми­ре­ния, а сми­ре­ние от скор­бей, по сло­ву свя­то­го Пет­ра Да­мас­ки­на, и кто бе­га­ет скор­бей, тот бе­га­ет сво­е­го спа­се­ния.

прп. Макарий

Чтый от­ца очис­тит гре­хи своя, чтый от­ца воз­ве­се­лит­ся о ча­дех сво­их и в день мо­лит­вы сво­ея ус­лы­шан бу­дет, чтый от­ца тво­е­го, да най­дет на тя бла­гос­ло­ве­ние от не­го. Ча­до, зас­ту­пи в ста­рос­ти от­ца тво­е­го, аще и обе­зу­мит­ся в чем, не заз­ри ему и не уко­ри его всею кре­пос­тию тво­ею, мо­лит­ва бо от­ча не­заб­вен­на бы­ва­ет пред Бо­гом, в ху­ле не ос­тав­ляй от­ца тво­е­го.

прп. Лев

Все гре­хи че­ло­ве­чес­кие тер­пит Бог, а ро­по­та не ос­тав­ля­ет без на­ка­за­ния.

прп. Макарий

Духовная беседа с братией

1 декабря в 12.30 в конференц-зале епископ Иосиф провел духовную беседу с братией монастыря.

Владыка Иосиф попросил братию помнить о том, для чего каждый из них оставил мир и пришел в монастырь. Внутренний подвиг и возделывание своего сердца – вот главные задачи для монаха, ибо «чистые сердцем... Бога узрят» (Мф. 5:8).

Одними из главных инструментов для выполнения поставленных задач Владыка назвал молитву и посещение богослужений. Также Владыка напомнил о важности исполнения келейного правила. В Оптиной пустыни это: Пятисотница, чтение Псалтири (1 кафизма), акафист Иисусу Сладчайшему и Божией Матери, чтение и заучивание наизусть текстов Священного Писания. Именно келейное правило, по словам Владыки, во многом помогает монашествующим в различных внешних и внутренних трудностях, с которыми каждый день приходится сталкиваться подвизающимся.

Назвав основной добродетелью монашествующих послушание, владыка Иосиф процитировал слова Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла: «Чем больше монашествующие научаются послушанию, которое есть отсечение своей воли и исполнение воли Божией, совершаемое с радостью, в мирном духе, ради любви к Богу, тем непрерывнее и горячее становится молитва».

Также Владыка напомнил о том, что нужно всячески избегать ропота и осуждения, – как братии, так и священноначалия, – из-за которых некоторые оставляют монастырь и возвращаются в мир.

Было сказано и о том, как важно читать труды святых отцов хотя бы по нескольку страниц в день. Владыка напомнил, что именно благодаря знанию святоотеческих творений оптинские старцы смогли привлечь к себе большое количество монашествующих и мирян.

Затем братия задали ряд вопросов, касающихся дисциплинарных и уставных моментов. Владыка пояснил необходимость включения в состав ежедневного богослужения повечерия с канонами (оно служится теперь после вечерней трапезы) тем, что это соответствует древним иноческим уставам. Владыка также отметил, что наше непростое время требуют от монашествующих усиления молитвы и поста, ибо кто как не иноки должны молиться за нашу страну и ее народ.

В заключение отец Наместник выразил надежду на то, что монашеский подвиг станет для насельников обители тем «игом благим и бременем лёгким» (См.: Мф. 11:30), о котором говорит Господь. Действительно, ведь только многими трудами, терпеливым несением монашеского креста, смирением и молитвой можно стяжать милость и благодать Божию. А помощь Христа Спасителя Его «возлюбленным детям» всегда рядом.