Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Бо­лее все­го сми­ряй­те се­бя в мыс­ли пред Бо­гом и людь­ми, чрез что и Царствие Бо­жие уз­ри­те внутрь се­бя, и в то вре­мя бу­дет ли­цо ва­ше си­ять бла­го­го­вей­ным спо­кой­стви­ем и при­ят­ною улыб­кою.

преп. Антоний

Ког­да при­хо­дит хо­лод­ность и рас­се­ян­ность, сму­щать­ся этим не долж­но, а долж­но в это вре­мя бо­лее уко­рять се­бя пред Гос­по­дом и сми­рять­ся, счи­тая се­бя греш­ней­шею па­че всех че­ло­век.

преп. Иосиф

Что­бы вой­ти в Царство, преж­де все­го на­до быть сми­рен­ны­ми. Как же по­лу­чить сми­ре­ние? Как на­­учить­ся это­му ве­ли­ко­му ис­ку­с­ству? На­до мо­лить Гос­по­да о нис­пос­ла­нии нам это­го да­ра. В од­ной из ве­чер­них мо­литв мы чи­та­ем: „Гос­по­ди, даждь ми сми­ре­ние, це­ло­муд­рие и пос­лу­ша­ние".

преп. Варсонофий

«Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего»

В дни Великого поста читается покаянная молитва, составленная в IV веке преподобным Ефремом Сириным, в которой содержится прошение: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего»…

Грех осуждения является одним из самых распространенных и сопровождает большинство людей на протяжении всей жизни.

Преподобный Амвросий Оптинский писал: «Общая у всех нас немощь, когда бываем веселы или недовольны, – судить и осуждать ближнего. Немощь эта многим из нас кажется маловажной, а в самой вещи она очень велика и подвергает нас великому осуждению перед Богом. Святой апостол Павел пишет: тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же (Рим. 2, 1), – т.е. такой же подвергаешь себя ответственности, как и согрешающий, которого осуждаешь. Святой Иаков, брат Божий, пишет: Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого? (Иак. 4, 12). И Сам Господь во святом Евангелии глаголет: не осуждайте, и не будете осуждены (Лк. 6, 37). Некоторые греху осуждения подвергаются от привычки, иные от памятозлобия, другие от зависти и ненависти, а большей частью подвергаемся мы греху сему от самомнения и возношения; несмотря на великую свою неисправимость и греховность, нам все-таки кажется, что мы лучше многих. Если желаем исправиться от греха осуждения, то должны всячески понуждать себя к смирению перед Богом и людьми и просить в этом помощи Божией».

Послушник Павел Тамбовцев как-то обратился к своему духовному наставнику преподобному Льву Оптинскому с таким вопросом:

– Какое средство употреблять против помыслов, сильно влекущих меня к осуждению ближнего и особенно того, который меня чувствительно оскорбляет, которого поступки кажутся несообразными званию о Христе и дерзкими и который также очевидно других братий оскорбляет, на что взирая и приемля участие в их неудовольствии, более раздражаюсь, не в состоянии быть мирным; а не быть покойным в духе значит носить душевредную тяжесть?

Преподобный Лев дал обстоятельный ответ на вопрос своего ученика:

– При появлении помыслов, побуждающих тебя к осуждению ближнего за нанесенную им тебе обиду, когда рассвирепевшая буря мысли устремится ко взаимному отмщению, сообрази состояние скорби твоей с бывшим состоянием скорби Спасителя мира. Сей великого совета Ангел, Сын Божий, будучи без греха, терпел великодушно величайшие скорби. Не тем ли более должны терпеть горестные случаи мы, люди грешные, достойные наказаний? Мы должны также более и обвинять себя. В сем случае оружием самоосуждения мы будем сражаться с возмутителем духа нашего невидимым филистимлянином, окрадывающим богообразный кивот души нашей. Того, напротив, который наносит нам оскорбления, мы должны почитать благодетелем нашим: он не другое что, как орудие, коим Бог устраивает наше спасение. Таким образом, мы будем почитать обижающих нас благодетелями. И когда начнем приучать себя к самообвинению, тогда неприметно успеем во внутреннем обвинении (себя); тогда сердце наше, с помощью Вышнего, может сделаться в духовном смысле мягким, кротким. Человек соделается вместилищем благодати и мира духовного. Тогда душа почувствует такой мир, которого мы в состоянии горести ощущать или, лучше сказать, вкушать не можем. Сей-то мир будет просвещать разум подвижника. Заря кротости духовной прострет свои лучи на ум, слово, умное чувство. Тогда он удобнее может отразить зло, покорить и посвятить сердце всему тому, что только спасительно. Неудовольствия будут уже казаться радостными и приятными.

Чтобы пояснить, насколько вреден для души грех осуждения, преподобный Амвросий приводил слова святителя Димитрия Ростовского, уподоблявшего грех осуждения семиглавому змию, который хоботом своим отторг третью часть звезд небесных, то есть ангелов, поэтому «грех осуждения, по слову этого угодника Божия, отторгает от неба третью часть и добродетельных людей, которые без греха осуждения просияли бы, как звезды».

О том, как бороться с грехом осуждения, как стяжать внутренний мир и любовь к ближнему, старец Иосиф писал в одном письме: «Желаю исправиться и не осуждать никого, познай себя – и будет с тебя. Святой Ефрем Сирин – и тот молился: “Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего”. Будем и мы подражать ему. И безмолвно, а иногда и устами непрестанно будем вопить в сердце грешном, подражая иерихонскому слепцу: “Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя”. А случится по немощи как-либо и прегрешить, то, не откладывая времени, класть начало ко исправлению, призывая милость Божию в помощь себе: “Господи, помилуй и помози мне исправиться”. И не предавайся унынию по слову: “Колико падеши, толико восстани – и спасешься”».

В. В. Каширина