Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Уны­вать не сле­ду­ет. И в скорб­ных пе­ре­жи­ва­ни­ях сок­ры­та ми­лость Бо­жия. Не­пос­ти­жи­мо для нас стро­ит Гос­подь жизнь на­шу.

преп. Никон

Во вре­мя су­хос­ти и том­нос­ти не долж­но па­дать в ров уны­ния и от­ча­я­ния, не ис­кать в се­бе то­го, че­го мы не­дос­той­ны,– ве­ли­ких да­ро­ва­ний Бо­жи­их, а упо­ко­и­вать­ся на сми­ре­нии, счи­тая се­бя не­дос­той­ным оных.

преп. Макарий

Уны­нию и ле­нос­ти в плен се­бя не от­да­вать, но мо­лит­вою крат­кою: Гос­по­ди Ии­су­се Хрис­те, Сы­не Бо­жий, по­ми­луй мя греш­ную – оные от­ра­жать.

преп. Антоний

Лекция Наталии Юрьевны Суховой: «Роль монашества в богословской науке»

В субботу 9 декабря в конференц-зале монастыря состоялась лекция Наталии Юрьевны Суховой, доктора исторических наук, доктора церковной истории, профессора богословия, лауреата Макариевской премии (2007). Наталья Юрьевна является профессором кафедры истории Русской Православной Церкви и научным руководителем Центра истории богословия и богословского образования богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), членом Экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации по теологии, одним из авторов «Православной энциклопедии».

Тема лекции: «Роль монашества в богословской науке».

В первой части своего выступления Наталья Юрьевна рассказала об истории ученого монашества в России и ключевых вехах его формирования. Вторая часть лекции была посвящена деятельности ученого монашества в XIХ — начале ХХ веков.

Упомянув о братьях Лихудах, которых можно назвать родоначальниками высшего образования в Великороссии, Наталья Юрьевна подчеркнула, что впервые вопрос об «ученом монашестве» на законодательном уровне поднимается в последние годы правления Петра I. «Объявление о монашестве» 1724 года содержало проект «ученого монастыря», предполагавший создать в России две обители с духовными школами. Следующим этапом формирования «ученого монашества» стал высочайший указ 1797 года, вводивший должность «соборных иеромонахов». Такие иеромонахи, приписанные к ряду монастырей, не несли никаких монастырских послушаний, собирались для служения только на праздники, а их деятельность была целиком связана с духовными школами.

В XIХ веке ситуация меняется — академическое монашество все более отдаляется от монастырей. Если в 1810 — 1830-е годы «соборных иеромонахов» приписывали к монастырям, расположенным поблизости от учебных заведений, где проходила их деятельность, то уже в 1840-х это стало необязательным. В 1850 — 1870-х годах происходит разрушение академического монашества. Реформы, проходившие в стране, дальнейшая секуляризация общества оказывают влияние и на духовное образование. Сначала резко уменьшается число постригов среди студентов, а затем таковые и вовсе прекращаются. Представители белого духовенства назначаются на должности ректоров духовных академий. В годы действия устава духовных училищ и семинарий 1869 года пастырское богословие преподают миряне. Среди докторов богословия того времени 82% мирян.

В 1880-е годы, после убийства императора Александра I и разгула терроризма в стране, перед духовными школами ставится задача воцерковления общества. В 1884 году возобновляются постриги студентов. Среди выдающихся представителей этого поколения «ученых монахов» были митрополит Антоний (Храповицкий), епископы Михаил (Грибановский) и Борис (Плотников).

Во второй части лекции Наталья Юрьевна рассказала о различных взглядах на «ученое монашество». Так, митрополит Антоний (Храповицкий) считал, что из ученого монашества нужно сформировать «иерархическую армию», способную воспитать будущее поколение. Его глубокое убеждение состояло в том, что «бегущий от креста», т. е. не принявший монашество, не может воспитывать пастырей. По его мнению, ученому монаху достаточно ощущать себя, как мы бы сказали сейчас, членом «виртуального братства», поддерживать постоянную связь с коллегами-собратиями.

Другая концепция «ученого монашества» принадлежит архиепископу Феодору (Поздеевскому). Приоритетом для монаха-ученого он считал аскетизм. Его концепция «монашеской академии» предусматривала теснейшую связь будущего ученого с монастырем. По мысли архиепископа, молодые люди, готовящие себя к занятию церковными науками и преподаванию, должны несколько лет прожить в монастыре, в послушании и под руководством опытных старцев, и только потом, по приобретении аскетического опыта, направляться в академию и на преподавательскую деятельность. Эта связь должна поддерживаться и на протяжении всей жизни монаха-ученого. Хотя эта концепция не получила воплощения в жизни, свой интерес к аскетике и свои идеи архиепископ Феодор передал ученикам.

В заключении лекции Наталья Юрьевна отметила, что, несмотря на все различие взглядов на «ученое монашество», его лучшие представители видели именно академическое монашество «костяком» духовного образования и ученого служения — как бы это служение ни понималось: как сугубо научная деятельность или духовное просвещение через аскетический подвиг и служение слову Божию.

Завершая встречу, наместник монастыря епископ Иосиф высказал благодарность Наталье Юрьевне за интересное и познавательное выступление. «Многие наши братия учатся в Духовных академии и семинарии, поэтому им полезно было послушать», — отметил владыка, имея в виду присутствующих на лекции иноков.