Архимандрит Леонид (Кавелин) И Афон [1]
Исследованиям о. Леонида (Кавелина) духовного наследия Афона и истории паломничества на Святую Гору посвящено несколько разделов в новой книге «Святая Гора Афон в сказаниях, воспоминаниях и зарисовках русских паломников XVI–XIX веков», подготовленной доктором филологических наук, лауреатом Макариевской премии, главным научным сотрудником Центра исследования проблем развития библиотек Российской государственной библиотеки Татьяной Александровной Исаченко. В книге представлен обзор немногочисленных свидетельств, которые сохранились в рукописях, поступивших в государственные хранилища, и, прежде всего, в Российскую государственную библиотеку (РГБ), из монастырских собраний.
Архимандрит Леонид проходил служение в составе второй и третьей Русской Духовной миссии в Иерусалиме (1857—1859; 1863–1865) и был настоятелем посольской церкви в Константинополе (1865–1869), совершив неоднократные путешествия на Афон и славянские земли Балканского полуострова, по результатам которых были подготовлены исследования и публикации важных исторических и литературных источников, среди которых широкую известность получили труды, посвященные «хождениям» русских паломников XIV–XVII веков в Иерусалим, Палестину и на Афон [2], описания сербской иноческой общины в Палестине [3], обозрения памятников и святынь Константинополя [4], общие описания святогорских монастырей и их книгохранилищ [5], издания памятников письменности [6].
В предисловии к работе «Иерусалим, Палестина и Афон по русским паломникам XIV–XVII вв. Сводные тексты оных, с объяснительными примечаниями, основанными на местных исследованиях» церковный ученый отмечал, что «начало благочестивого обычая странствовать для поклонения св. местам нашего искупления в Иерусалим и вообще в обетованную Землю (Палестину) восходит, как известно, к самому началу христианства, а у нас ко временам просвещения христианскою веpoю, следовательно, к концу X века». Первое свое путешествие на Афон о. Леонид совершил в 1859 году, когда возвращался в Россию из Иерусалима. Помимо паломничества к святыням Святой Горы, ученый изучал собрания книг, хранящихся в библиотеках святогорских обителей.Например, в монастыре св. Павла, согласно имевшемуся каталогу, в библиотеке должно было быть 180 рукописных и 45 печатных книг. По свидетельству А.А. Кащеева, «в библиотеке монастыря им было обнаружено 12 рукописей на пергамене, из 22 Евангелий только 3, из 9 Апостолов только 3, из 10 Псалтирей только 2, из 15 Миней месячных только 2, из 12 Октоихов только 1, из 6 Триодей только 1, из 6 Служебников только 1, из 4 Служб только 2, из 3 Молитвенников отмечено 4; 4 Толкования на Св. Писания, 10 Слова и Панегирики, 3 Сборника. Из 180 рукописей к приезду о. Леонида осталось только 48. Из 45 печатных книг, значащихся в каталоге, Леонид описал 18, у которых были выходные листы, и расположил их в хронологическом порядке. Всего он увидел 42 печатные книги» [7]. После возвращения с Афона о. Леонид начал вести с монастырем переговоры о передаче в Россию славянского собрания рукописей. Старцы монастыря св. Павла готовы были отдать это собрание, как ненужное им, но при этом желали получить материальную помощь от русского правительства. В письме от 22 сентября 1870 года о. Леонид писал: «...о библиотеке св. Павловского прошу продлить хлопоты и начать их тем, чтобы попросить у игумена письмо на мое имя, что он просит меня похлопотать о дозволении их монастырю (по бедности и проч.) сбора в России, а он с своей стороны желает предложить славянскую библиотеку в пользу той из публичных императорских библиотек, какой будет угодно правительству. Получив такое письмо за подписью игумена и старшей братии (с переводом на русский язык), я могу начать хлопоты и надеюсь довести их скоро до конца…» [8].
В новой книге Т.А. Исаченко представлены афонские рукописи из библиотек прп. Антония (Медведева), архим. Леонида (Кавелина). Например, среди редакторских материалов архимандрита Леонида (Кавелина) обнаружены полностью подготовленные к печати воспоминания иеромонаха Никодима, который совершил паломничество на Афон в 1867 году (ОР РГБ. Ф. 148. К. 11. Ед. хр. 4), «Книга странствие в Иерусалим и в Гору Афонскую в 1858—1859 гг.» иеромонаха Иеронима (Суханова)).
Как историк и палеограф, архимандрит Леонид работал со многими рукописями, связанными с паломнической тематикой. В собрании Ярославского архиерейского дома он обнаружил воспоминания иеродиакона Чудова монастыря Дамаскина, почившего в начале XVIII века. В 1883 году появилась публикация воспоминаний трудов инока [9]. Предваряя публикацию, архимандрит Леонид отметил, что чудовский путешественник был не только талантливым писателем, но, вероятно, еще и художником.
В книге Т.А. Исаченко опубликован также афонский раздел из «Описи библиотеки архимандрита Леонида» (ОР РГБ. Ф. 304/2, доп. собр. Троице-Сергиевой лавры, № 361) [10], который представляет интерес для исследователей ученых трудов архимандрита Леонида.
Афон для многих русских людей, ученых и паломников стал особым местом, который обладал сакральным значением, который притягивал и вдохновлял паломников на многие труды. Как отмечала Татьяна Александровна Исаченко: «Святая Гора Афон – это предвосхищение Рая и напоминание о нем. <…> Девственность и нетронутая красота Святой горы, само существование этого уголка в современном мире имеет назидательную ценность. Это – модель духовной экологии, являющая полноту и цельность Божьего творения… <…> Рукописные тексты нуждаются в новом прочтении, без которого взгляд в прошлое невозможен. Цель настоящей работы – обновить это восприятие, представить читателю Афон не только как духовный центр православного мира, тесно связанный со средневековой Русью, но и как сакральный образ, который близок нашим представлениям о святости. Значительное внимание в книге уделено сказаниям, относящимся к 90-м годам XVII века, поскольку документальные свидетельства об Афоне до XVIII века являются редкостью. В этой связи прослеживаются основные направления научных разысканий архимандрита Леонида (Кавелина) в области афоноведения – история славянских обителей Афона, русского паломничества на Святую Гору» [11].
[1] За предоставленные иллюстрации выражаем благодарность Т.А. Исаченко.
[2] Место моления о чаше (близ Иерусалима). Духовная Беседа, № 38 (от 17 сентября).1860. С. 70–80. (Подписано: «Хаджирум Москов. 1860 года»); Великий пост во святом граде Иерусалиме. Из писем к С. О. Б[урачк]у. Душеполезное чтение. Кн. 2. 1863. С. 121–148; кн. 3, с. 275–320; кн. 4, с. 417–423. Отд. изд.: Москва, 1864. 79 с.; Иерусалим, Палестина и Афон по русским паломникам XIV–XVII вв. Сводные тексты оных, с объяснительными примечаниями, основанными на местных исследованиях. ЧОИДР. Кн. I. 1871. С. 1–122; Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника. М., 1873 (Душеполезное чтение, 1871, № 6; 1872, № 1, 2 –4, 7, 11, 12; 1873, № 1, 2).
[3] Сербская иноческая община в Палестине // ЧОИДР. Кн. 3. Отд. III. 1867. С. 42–65
[4] Обозрение Цареградских памятников и святынь XIV и XV вв. по русским паломникам собъяснительными примечаниями и планом // ЧОИДР. Кн. II. Отд. Ш. 1870. С. 21–62; отд. изд.:Москва, 1870. 44 с.; Сказание о св. Софии Цареградской. Памятник древнерусской письменности исхода XII века. По рукописи исхода XIV века библиотеки графа А. С. Уварова. СПб, 1889. (ПДПИ. Вып. LXXVIII).
[5] Историческое описание Сербской царской Лавры Хиландаря и ее отношений к царствамСербскому и Русскому // ЧОИДР. Кн. 2. Отд. 1. 1867. С. 1–138, отд. изд.: М., 1868; О соединении под общим управлением Болгарского Рыльского и Русского Афонского монастырей // ЧОИДР. Кн. 3. Отд. II. 1869. С. 1–6; Изображения славянских первоучителей и просветителей, святых Кирилла и Мефодия на иконе Николая Скоропомощника в Афонском Дохиарском монастыре // ЧОИДР. Кн. 3. Отд. II. 1869. С. 1–6; Греческие книгохранилища Востока и их рукописи, осмотренные одним английским путешественником в 1858 г. // ЧОИДР. Кн. II. Отд. IV. 1870. С. 1–32; отд. изд.: М., 1871; Славяносербские книгохранилища на святой Афонской горе в монастырях Хиландаре и св. Павла // ЧОИДР. Кн. I. 1875. С. 1–80.
[6] Путешествие в Иерусалим из Москвы старца (старообрядца) Леонтия (Калужанина) в 1801–1803 годах Калужские Епархиальные ведомости. 1864, № 1; Рассказ о Святогорских монастырях архимандрита Феофана (Сербина), 1663–1666 гг. СПб., 1883 (ПДПИ. Вып. XL); Афонская гора и Соловецкий монастырь. Труды чудовского иеромонаха Дамаскина (1701–1706 гг.). СПб., 1883. (ПДПИ. Вып. XLIII); Повесть о Царьграде (его основание и взятие турками в 1453 г.) Нестора Искандера, XV в. (по рукописи Троице-Сергиевой лавры начала XVI в.). СПб., 1886. 43 с. (ПДПИ. Вып., LXII); История и описание Святой Земли и святого града Иерусалима, сочинение блаженнейшего Хрисанфа, патриарха Иерусалимского, 1728 г. Перевод с новогреческого на славяно-русский. СПб., 1887. 188 с. (ПДПИ. Вып. LXVII).
[7] См.: Кащеев А.А. Архимандрит Леонид (Кавелин) и собрание славянских рукописей в библиотеке монастыря святого Павла на Афоне // Библиосфера. 2017. № 2. С. 55–56.
[8] Письма выдающихся церковных и светских деятелей России старцам Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Т. 10. Святая Гора Афон: Изд. Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, 2015. С. 134.
[9] «Афонская гора и Соловецкий монастырь: Труды чудовского иеродиакона Дамаскина (1701–1706)». СПб., 1883 (ПДПИ. Вып. 43).
[10] Исаченко Т.А. Святая Гора Афон в сказаниях, воспоминаниях и зарисовках русских паломников XVI–XIX веков. М.: Пашков дом, 2023. С. 197–203.
[11] Исаченко Т.А. Святая Гора Афон в сказаниях, воспоминаниях и зарисовках русских паломников XVI–XIX веков. М.: Пашков дом, 2023. С. 253–254.