Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ду­хов­ный отец, как столп, толь­ко ука­зы­ва­ет путь, а ид­ти на­до са­мо­му. Ес­ли ду­хов­ный отец бу­дет ука­зы­вать, а уче­ник его сам не бу­дет дви­гать­ся, то ни­ку­да и не уй­дет, а так и сгни­ет у это­го стол­па.

преп. Никон

Гос­подь Ии­сус Хрис­тос, мо­ля­щий­ся в са­ду Геф­си­ма­нс­ком, есть до не­ко­то­рой сте­пе­ни об­раз вся­ко­му ду­хов­ни­ку в от­но­ше­нии ду­хов­ных чад его, ибо и он бе­рет на се­бя гре­хи их. Ка­кое это ве­ли­кое де­ло, и что толь­ко ему при­хо­дит­ся пе­ре­жи­вать!

преп. Никон

Ду­хов­ный отец ну­жен для че­го? Что­бы при по­мо­щи его не­заб­луд­но шест­во­вать и дос­ти­гать Царства Не­бес­но­го, а для это­го не­об­хо­ди­мо, глав­ным об­ра­зом, ис­пол­нять на де­ле нас­тав­ле­ния, со­ве­ты и ука­за­ния ду­хов­ни­ка, жи­тель­ство свое про­во­дить бла­го­чес­ти­во. Бы­ли при­ме­ры, что не­ко­то­рые име­ли воз­мож­ность час­то бы­вать у стар­ца, иные да­же пос­то­ян­но си­де­ли воз­ле стар­ца, неп­рес­тан­но слы­ша­ли его нас­тав­ле­ния, да­же и жи­тель­ство­ва­ли с ним, и ос­та­ва­лись бесп­лод­ны­ми. А не­ко­то­рые име­ли ред­кую воз­мож­ность бы­вать у стар­ца и удос­та­и­ва­лись слы­шать крат­кое нас­тав­ле­ние, но пре­ус­пе­ва­ли. Так вот, не в том си­ла, что­бы час­то бы­вать у от­ца ду­хов­но­го, а в том, что­бы его нас­тав­ле­ния ис­пол­нять, что­бы не быть бесп­лод­ны­ми.

преп. Никон

Любимое стихотворение 

 Послушник Николай Беляев (в будущем преподобноисповедник Никон Оптинский) был близким учеником преподобного Варсонофия Оптинского, по благословению которого с 1907 года вел дневник, в который записывал наставления своего старца, духовные размышления, описывал жизнь Оптинского скита.

2 ноября 1908 года Николай Беляев записал: «Я недавно узнал у самого Батюшки, что он писал стихотворения, и они есть в печати листками. Одно из них, “Иисусова молитва”, мне очень понравилось. Другие, которые я читал, не так нравятся мне».

В стихотворении описывался тернистый, но благодатный путь подвижника, опытного делателя Иисусовой молитвы.

Ее начало – тесный путь.
Душе тревожной негде отдохнуть.
Болезни и труды, великие страданья,
Смущений вихрь, презренье, порицанье
Подвижника встречают; видит он,
Как скорби восстают со всех сторон,
И он стоит исполненный сомнений,
Тревожных, тяжких дум, недоумений,
Томлением объятый и тоской.
Неведомы ему ни радость, ни покой,
И помощи не ждет он ниоткуда,
Как только от Спасителя Христа.

Послушник Николай спросил у своего наставника о духовным смысле этого стихотворения Старец Варсонофий ответил:

– Путь молитвы Иисусовой есть путь кратчайший, самый удобный. Но не ропщи, ибо всякий, идущий этим путем, испытывает скорби. Раз решился идти этим путем, пошел – то не ропщи: если встретятся трудности, скорби – нужно терпеть... Допустим, нужно пройти Козельск (это, вероятно, Батюшка сказал только так, для примера). Есть два пути: один – лесом, другой – полями. Лесом – сухая дорога, но в обход идет, а полями, хотя и значительно ближе, но встречаются болота. Вы решаетесь идти полями, желая прийти поскорее, но не пеняйте тогда на себя, если придете в Козельск с одной галошей и мокрый. Так и здесь, надо быть готовым на все.

Укрепляя делателя Иисусовой молитвы, автор стихотворения обращается к нему с такими словами:

Мой друг о Господе! Дерзай!
Не прекращай великой, тяжкой битвы
И поле бранное отнюдь не покидай
Не оставляй божественной молитвы!
Пребуди в подвиге до смерти, до конца:
Победа ждет тебя, духовного борца.

Главная цель христианской жизни – это спасение души, подготовка себя к Вечности:

Живи для вечности, для Бога,
Единой истинной и вечной красоты, –
Всю жизнь Ему всецело посвяти.

Старец Варсонофий поделился с учеником и своим личным духовным опытом:

– Здесь нет ничего сочиненного, все это вылилось у меня из сердца. Вам, вероятно, особенно понравился конец... Это состояние – переход к внутренней молитве в сердце – нельзя передать на словах так, как оно есть на самом деле. Его поймет и может понять только тот, кто сам его испытал...

В стихотворении говорится: “И ты увидишь, полный изумления, иной страны сияющую даль...” Да, именно “полный”, то есть все существо человека исполнится изумлением, увидев “иной страны сияющую даль”. Я откровенно говорю вам: так уж я теперь, пожалуй, не напишу...

Многолетний тернистый путь подвижника, со смирением и верой проходившего путь духовного делания, увенчивается неземной радостью, внутри души водворяется рай и блаженство, и искусный делатель молитвы уже на земле становимся сопричастником небесной славы.

В душе твоей свободной от страстей
Исчезнут тяжкие сомненья и тревога,
И свет духовный воссияет в ней, –
Наследнице небесного чертога,
Мир чудный водворится – рай,
И с Господом ее свершится единенье.
Исчезнет без следа твоя печаль,
И ты увидишь, полный изумленья,
Иной страны сияющую даль,
Страны живых, страны обетованья –
Грядущего за подвиг воздаянья,
Желаний твоих край...

Почему из всего поэтического наследия своего наставника молодой послушник выделил стихотворение о молитве Иисусовой? – Потому что по благословению своего наставника тоже встал на путь духовного делания и пытался идти по нему. Впоследствии, научая своих духовных чад, о. Никон неоднократно напоминал, что этот путь следует проходить со смиренным и сокрушенным сердцем: «Молитву Иисусову твори во смирении духа и сердца своего. Хорошо, что ты получаешь утешение от сего делания, но твердо помни, что искать утешений и наслаждений в молитве святыми отцами признается душевредным. Поэтому более приникай к чувствам смирения и покаяния. Тогда не заблудишься на молитвенном пути».

В.В. Каширина