Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

На­до раз и нав­сег­да по­кор­но под­чи­нить­ся тре­бо­ва­ни­ям Церк­ви, как бы они ни бы­ли стес­ни­тель­ны. Да вов­се они и не так труд­ны!

преп. Варсонофий

Кто соз­на­ет се­бя не­дос­той­ным греш­ни­ком, тот пла­чет о сво­их гре­хах. А соз­на­ю­щий свое не­дос­то­и­н­ство и пла­чу­щий о сво­их гре­хах не мо­жет под­вер­гать­ся гне­ву. Он бу­дет кро­ток по при­ме­ру Спа­си­те­ля, Ко­то­рый ска­зал: На­у­чи­те­ся от Ме­не, яко кро­ток есмь и сми­рен серд­цем (Мф. 11, 29).

преп. Никон

Слиш­ком боль­шое нап­ря­же­ние вред­но. Мож­но по­те­рять си­лы нап­рас­но и обес­си­леть. На­до ог­ра­дить се­бя же­лез­ным коль­цом за­по­ве­дей. Каж­дое свое действие на­до со­вер­шать толь­ко пос­ле то­го, как про­ве­ришь, сог­лас­но ли с за­по­ве­дя­ми, со Свя­тым Пи­са­ни­ем. И да­же сло­ва на­до про­из­но­сить пос­ле то­го, как по­мо­лишь­ся и про­ве­ришь.

преп. Никон

«Ныне вся исполнишася света, небо, и земля, и преисподняя, да празднует убо мир, видимый же весь и невидимый»

«Ныне вся исполнишася света, небо, и земля, и преисподняя, да празднует убо мир, видимый же весь и невидимый»

Пасхальный канон, написанный преподобным Иоанном Дамаскиным, возвещает торжественную и радостную весть о Воскресшем Спасителе, раскрывая духовное значение этого великого христианского праздника.

Преподобный Амвросий Оптинский к Пасхе обычно отправлял праздничные послания многим духовным чадам, – в богатые дома знатных вельмож и чиновников, в простые дома скромных богомольцев и в обители смиренных иноков и инокинь.

Пасхальное послание 1884 года старец Амвросий посвятил объяснению первого тропаря из третьей песни пасхального канона, считая его необычайно важным для уяснения смысла празднуемого события: «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя: да празднует убо вся тварь востание Христово, в немже утверждается»: «Из сказанных слов видим, что свет Воскресения Христова озарил небо, и землю, и преисподнюю, но одинаковое ли произвел действие и влияние!.. Нет, неодинаковое. Ангелы на небе исполнились неизреченной радости, потому что Воскресением Христовым они сподобились большего откровения таинств; также радовались они и о спасении людей веровавших, как меньших своих братий. Напротив, ангелы, за гордость низверженные в преисподнюю, сперва пришли в величайший страх и замешательство, а потом – еще в большую злобу и зависть и неистовство, потому что Воскресением Христовым разрушилась их лукавая держава и власть тёмная, и содержимые ими во аде души праотцев и всех веровавших в пришествие Христово изведены Господом из ада и введены в рай; радовались только изведённые из ада души. Также и на земле Воскресение Христово произвело неодинаковое действие и влияние. Уверовавшие во Христа исполнялись неизреченной радости, услышав о Воскресении Его, а напротив, злобные и завистливые евреи пришли в большую злобу и зависть и неистовство: и за нераскаянность свою лишились благоволения Божия, рассеяны по всей вселенной и у всех народов находятся в великом презрении. Равно и из язычников: одни принимали веру во Христа, а другие не только упорно оставались в заблуждении, но и приходили в большее неистовство против верующих и подвергали их разным мукам.

Из всего этого какое мы для себя выведем назидание и духовное вразумление? – Именно то, что вера, незлобие, смирение, и любовь, и доброжелательство другим выше всех добродетелей, а, напротив, неверие и лукавство, зависть, и злоба, и ненависть хуже всех грехов и зловреднее всех страстей и пороков».

На эти же строки пасхального канона обратил внимание и преподобный Варсонофий Оптинский в беседе со своими духовными чадами: «Взять хотя бы Пасхальный канон. Как он величествен и сладостен, как умиляет и утешает душу, еще не утратившую вкус к духовному! “Ныне вся исполнишася света, небо, и земля, и преисподняя, да празднует убо мир, видимый же весь и невидимый”. Да, великие ныне дни. В эти дни радуются и в миру, но не по-духовному. Один радуется, что получил деньги, другой – чины и ордена, третий – по другим причинам. Некоторые радуются, что пост прошел и наступило разрешение на все. Это, пожалуй, законная радость, если только в пище не полагать главного счастья.

Но во святых обителях радость бывает о Воскресшем Иисусе. Не оставляйте посещать святые обители, особенно в праздники, когда и меня не будет. Здесь теплится духовная жизнь, согревающая душу человека».

На русский язык первый тропарь третьей песни пасхального канона переводится следующим образом: «Ныне все наполнилось (благодатным) светом: Небо, земля и подземный (загробный) мир; пусть все творение празднует воскресение Христово, в котором оно получило крепкую поддержку».

Пусть радость о Воскресшем Спасителе, осеняя всю землю, придет и в сердце каждого христианина.

Христос Воскресе!