«Ныне вся исполнишася света, небо, и земля, и преисподняя, да празднует убо мир, видимый же весь и невидимый»
Пасхальный канон, написанный преподобным Иоанном Дамаскиным, возвещает торжественную и радостную весть о Воскресшем Спасителе, раскрывая духовное значение этого великого христианского праздника.
Преподобный Амвросий Оптинский к Пасхе обычно отправлял праздничные послания многим духовным чадам, – в богатые дома знатных вельмож и чиновников, в простые дома скромных богомольцев и в обители смиренных иноков и инокинь.
Пасхальное послание 1884 года старец Амвросий посвятил объяснению первого тропаря из третьей песни пасхального канона, считая его необычайно важным для уяснения смысла празднуемого события: «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя: да празднует убо вся тварь востание Христово, в немже утверждается»: «Из сказанных слов видим, что свет Воскресения Христова озарил небо, и землю, и преисподнюю, но одинаковое ли произвел действие и влияние!.. Нет, неодинаковое. Ангелы на небе исполнились неизреченной радости, потому что Воскресением Христовым они сподобились большего откровения таинств; также радовались они и о спасении людей веровавших, как меньших своих братий. Напротив, ангелы, за гордость низверженные в преисподнюю, сперва пришли в величайший страх и замешательство, а потом – еще в большую злобу и зависть и неистовство, потому что Воскресением Христовым разрушилась их лукавая держава и власть тёмная, и содержимые ими во аде души праотцев и всех веровавших в пришествие Христово изведены Господом из ада и введены в рай; радовались только изведённые из ада души. Также и на земле Воскресение Христово произвело неодинаковое действие и влияние. Уверовавшие во Христа исполнялись неизреченной радости, услышав о Воскресении Его, а напротив, злобные и завистливые евреи пришли в большую злобу и зависть и неистовство: и за нераскаянность свою лишились благоволения Божия, рассеяны по всей вселенной и у всех народов находятся в великом презрении. Равно и из язычников: одни принимали веру во Христа, а другие не только упорно оставались в заблуждении, но и приходили в большее неистовство против верующих и подвергали их разным мукам.
Из всего этого какое мы для себя выведем назидание и духовное вразумление? – Именно то, что вера, незлобие, смирение, и любовь, и доброжелательство другим выше всех добродетелей, а, напротив, неверие и лукавство, зависть, и злоба, и ненависть хуже всех грехов и зловреднее всех страстей и пороков».
На эти же строки пасхального канона обратил внимание и преподобный Варсонофий Оптинский в беседе со своими духовными чадами: «Взять хотя бы Пасхальный канон. Как он величествен и сладостен, как умиляет и утешает душу, еще не утратившую вкус к духовному! “Ныне вся исполнишася света, небо, и земля, и преисподняя, да празднует убо мир, видимый же весь и невидимый”. Да, великие ныне дни. В эти дни радуются и в миру, но не по-духовному. Один радуется, что получил деньги, другой – чины и ордена, третий – по другим причинам. Некоторые радуются, что пост прошел и наступило разрешение на все. Это, пожалуй, законная радость, если только в пище не полагать главного счастья.
Но во святых обителях радость бывает о Воскресшем Иисусе. Не оставляйте посещать святые обители, особенно в праздники, когда и меня не будет. Здесь теплится духовная жизнь, согревающая душу человека».
На русский язык первый тропарь третьей песни пасхального канона переводится следующим образом: «Ныне все наполнилось (благодатным) светом: Небо, земля и подземный (загробный) мир; пусть все творение празднует воскресение Христово, в котором оно получило крепкую поддержку».
Пусть радость о Воскресшем Спасителе, осеняя всю землю, придет и в сердце каждого христианина.