Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Без сми­ре­ния нель­зя быть уче­ни­ком Хрис­то­вым. Без сми­ре­ния серд­це че­ло­ве­ка не при­мет, не ус­во­ит се­бе Хрис­то­ва уче­ния. Сми­ре­ние серд­ца вну­ша­ет че­ло­ве­ку быть по­кор­ным во­ле Бо­жи­ей, при­ни­мать по­кор­но все, что Гос­по­ду угод­но бу­дет пос­лать че­ло­ве­ку на жиз­нен­ном пу­ти его, по­ко­рять свой ум, свое рас­суж­де­ние, свои хо­те­ния в пос­лу­ша­ние Хрис­то­во.

преп. Никон

Сми­рись пе­ред Бо­гом. Сми­ряй­ся по си­ле и пред людь­ми. Не за­зи­рай ни­ко­го. А прошт­ра­фишь­ся – сей­час кай­ся: Гос­по­ди, прос­ти! Гос­по­ди, по­ми­луй! Гос­по­ди, по­мо­ги!

преп. Анатолий

Все ни­че­го, ес­ли уко­ря­ем се­бя и сми­ря­ем­ся. А вот мно­гие на не­бо ле­зут, под­ви­ги нак­ла­ды­ва­ют на се­бя, а сми­рять­ся не хо­тят. Сми­ряй­тесь, сми­ряй­тесь!

преп. Варсонофий

Школа монашеской жизни
К дню памяти преподобных Моисея и Антония Оптинских

26 декабря Святая Православная Церковь отмечает обретение мощей преподобных Моисея и Антония Оптинских.

Ныне родные по плоти и духу братья покоятся рядом в Казанском соборе Оптиной пустыни.

Школой монашеской жизни, по свидетельствам преподобных старцев, явилась для них жизнь в Рославльских лесах под руководством опытных наставников, носителей духовных традиций преподобного Паисия (Величковского).

Как поется в акафисте преподобному Моисею: «Безмолвия тишину возлюбил еси, отче Моисее, со пустыннолюбцами Рославльских лесов вселился еси, и неплодие души твоея в благоплодие претворил еси».

Преподобный Моисей прибыл к пустынникам в 1811 году по совету иеросхимонаха Московского Симонова монастыря Адриана, в схиме Алексея (Блинских).

В это время один из его братьев Иона, впоследствии игумен Исаия II, настоятель Саровской пустыни (1842–1858), подвизался в Саровской пустыни.

А другой брат Александр, будущий старец Антоний, жил в миру, храня благочестие и имея желание последовать примеру старших братьев. Александр, оставив мир, пришел к рославльским подвижникам в 1816 году.

О своем жительстве в Рославльских лесах старцы Моисей и Антоний вспоминали не раз. И тогда, по воспоминаниям современников, их лица озарялись тихим внутренним светом. Все беды и напасти, перенесенные в то время, казались отцу Моисею ничтожными по сравнению с настоятельскими заботами и скорбями. «Орлом в обновленной юности казался он тогда нам, – рассказывал очевидец, – так благодетельно действовало на него воспоминание о понесенных в пустыне подвигах самоотвержения и послушания...». «Живя в Рославльских лесах, бывало, встретишь человека, – рассказывал впоследствии о себе о. Антоний, – как Ангелу Божию ему обрадуешься; а ныне как ни хорошо мне, а того уже нет. Уже нет!» – прибавит старец и вздохнет.

Прп. Паисий (Величковский)

Летом пустынники собирали грибы, ягоды и усердствовали благодетелям, а от них получали хлеб, крупу, а иногда и бутылочку масла. Рыбу, как рассказывал о. Антоний, они дозволяли себе вкушать только в великие праздники.

Как вспоминал старец Моисей: «Под самою нашею келью протекала лесная речка Болдачевка, а в полутора верстах впадала в нее речка Фроловка. На берегу ее был колодезь, в речке этой важивалась и рыбка. Бывало, перегородим ею сежею и неретки ставим. Однажды, как помню, на праздник Богоявления, освятивши в речке воду, мы пропели тропарь св. Богоявления: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи», – и, вынув неретки, нашли в них шесть налимов, которые и приняли, как Божий дар на праздник».

Сухой хлеб для подвижников был сладок и вкусен, вкушали его с великой благодарностью к Господу, как дар Божий, и с такою бережностью, как антидорец. Когда же случался недостаток в еде, пустынники питались сухоядением, дорожа своим безмолвным и уединенным жительством.

Одежда пустынников, как и питание, была весьма скромной. Обычно они носили подрясник, на ногах – лапти собственного рукоделия, на голове – скуфейки или крестьянские шапки. В праздничные дни они одевали мантию из самого простого материала.

Как самый младший член отшельнической семьи, о. Антоний с искренней ревностью и произволением выполнял наиболее тяжелые послушания. Рубил дрова, был будильщиком, огородником, трапезником.

Несмотря на внешние лишения, пустынники духовно утешались внутренним безмолвием, которое позволяло глубже познать себя. Об этом в одном из ранних писем к брату писал о. Моисей: «Находясь в кругу предметов, занимающих зрение, вкус, слух и все чувства, не может уже быть столь сладко мысленное занятие в памяти Бога и поучении святого закона Его. Удалением же от мира, свободившись всех чувственных встреч, увлекающих ум и мысли, все духовное занятие становится живее, сладостнее, потому что ум, свободясь случаев к рассеянию, начинает собираться в себе, а чрез то и душа начинает чувствовать присутствие Божее, благоговейный к нему страх и любовь ощутительнее, и чувства внешнего человека внутреннему, то есть уму, становятся покорнее».

Прпп. Моисей и Антоний Оптинские

По воспоминаниям преподобного Моисея, «всю церковную службу мы правили каждодневно у себя в келье, начиная с двенадцати часов ночи, полунощницу и утреню; после утрени, через час, соборный акафист Божией Матери; после акафиста, часа через два, часы с изобразительными, и наконец, вечерню часов в пять вечера. В воскресные и праздничные дни приходили к службе ближайшие старцы: о. Досифей, о. Дорофей, а иногда кто-либо из других рославльских подвижников, живших в большем расстоянии от нас. Отправя вместе службу, пообедаем, что Бог послал, и разойдемся до следующего праздника».

О быте и занятиях пустынножителей преподобный Моисей вспоминал: «В свободное от молитвенных правил время занимались рукоделием. Кто какие имел: писали полууставом отеческие книги, занимались огородом, на котором, впрочем, по неблагоприятной почве, не родилось других овощей, кроме репы. Летом собирали грибы, ягоды и усердствовали благодетелям, а от них получали печеный хлеб, крупу, а иногда и бутылочку масла, для приправы пустынной трапезы. А когда случится недостаток, питались и сухоядением, дорожа всего более духовной свободой и безмолвием».

В уединении занимались составлением и переписыванием рукописей. Сохранилось несколько рукописных книг, переписанных о. Моисеем еще до пустынножительства.

В «Дневниковых записях», которые вел в Рославльских лесах прп. Моисей и которые частично сохранились в архиве, содержится свидетельство его постоянной духовной работы над собой. 16 ноября 1819 года он отмечал: «По духовном собеседовании с братом А. о пользе души усмотрел после в мысли своей за необходимо нужное помнить следующее. – Не начинать никогда говорить брату о пользе души о всяком исправлении. Также и выслушивать объяснения его, без обращения прежде ко Господу ума своего с требованием себе и брату вразумления его. – И говорить потом с воображением присутствия Божия».

Приобретя большую духовную опытность, и, по слову акафиста, став «Рославльских лесов небесными гражданами», преподобные Моисей и Антоний в 1821 году были призваны на новое место служение – в благословенную Оптину пустынь, которую прославили своими непрестанными трудами.

В.В. Каширина