Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Как ска­жешь: „Вси свя­тии, мо­ли­те Бо­га о мне!“ — так все свя­тые воск­лик­нут на не­бе: „Гос­по­ди, по­ми­луй!“ — и бу­дет те­бе при­об­ре­те­ние.

преп. Нектарий

По­мыс­лы сту­жа­ю­щие и бес­по­ко­я­щие име­ют мно­гое раз­ли­чие: при­лог, или при­ра­же­ние по­мыс­ла, не име­ет гре­ха, но есть ис­кус на­ше­го са­мов­лас­тия, к че­му оное прек­ло­ня­ет­ся – к ним ли, или к соп­ро­тив­ле­нию им, а ког­да бы­ва­ет сос­ло­же­ние и со­че­та­ние с оны­ми страсть­ми, счи­та­ет­ся гре­хом и под­ле­жит по­ка­я­нию. Не в си­лах бу­ду­чи са­ми про­ти­вить­ся оным, долж­но при­бе­гать к Бо­гу, по­вер­гать свою не­мощь и про­сить Его по­мо­щи, про­сить и Ма­терь Бо­жию о по­мо­щи на оные. Ког­да кто одо­ле­ва­ем бы­ва­ет по­мыс­ла­ми, то это знак, что пред­ва­ри­ла гор­дость, и по­то­му на­доб­но чрез оные бо­лее сми­рять­ся.

преп. Макарий

Что мрач­ные мыс­ли не­ред­ко бес­по­ко­ят вас, не сму­щай­тесь, ибо мрач­ные мыс­ли, как осен­ние об­ла­ка, од­ни за дру­ги­ми на­хо­дят и за­тем­ня­ют свет, но они и про­хо­дят, и не­бо ос­та­ет­ся чис­то и при­ят­но. Так и мыс­ли на­ши поб­ро­дят, поб­ро­дят по бе­ло­му све­ту, и ум уся­дет­ся на сво­ем мес­те, тог­да и ти­хо, и ве­се­ло бы­ва­ет на ду­ше. А уму на­ше­му от ски­та­ния се­мо и ова­мо мно­го спо­со­б­ству­ет крат­кая, но час­то пов­то­ря­е­мая мо­лит­ва Ии­су­со­ва, к ко­то­рой да­руй вам Гос­по­ди при­об­рес­ти на­вык, и тог­да яс­ные дни нас­та­нут для вас.

преп. Антоний

Смиряйся, и все дела твои пойдут

Всегда ты просишь, чтобы Господь даровал тебе смирение. Но ведь оно даром Господом не дается. Господь готов помогать человеку в приобретении смирения, как и во всем добром, но нужно, чтобы и сам человек заботился о себе. Сказано у святых отцев: «дай кровь и приими дух». Это значит: потрудись до пролития крови и получишь духовное дарование. А ты дарований духовных ищешь и просишь, а кровь тебе проливать жаль, т. е. все хочется тебе, чтобы тебя никто не трогал, не беспокоил. Да при спокойной жизни как же можно приобрести смирение? Ведь смирение состоит в том, когда человек видит себя худшим всех, не только людей, но и бессловесных животных, и даже самых духов злобы. И вот, когда люди тревожат тебя, ты видишь, что не терпишь сего и гневаешься на людей; то и поневоле будешь себя считать плохою.

Смиряйся, и все дела твои пойдутИли, например, осуждать будешь, подозревать других, опять поневоле будешь считать себя плохою. Если при этом будешь о плохоте своей и неисправности сожалеть, и укорять себя в неисправности, и искренно каяться в этом пред Богом и духовным отцом, то вот ты уже и на пути смирения.

Одно тут нам кажется нехорошо, что и больно, и беспокойно, и неприятно. Это правда, зато для души полезно. Да еще скажу тебе, что нам кажется, — и для души то бесполезно. Все это с тобой так и бывает, потому что ты не понимаешь духовной жизни. Ведь и Господь путь в Царствие Небесное назвал узким путем. — Если ты добиваешься того, чтобы царствовать со Христом Господом, то посмотри на Него, как Он поступал с окружающими Его врагами: Иудою, Анною, Каиафою, книжниками и фарисеями, требовавшими Его смерти. Кажется, Он никому не жаловался, что враги Его несправедливо поступают с Ним, а во всех ужасных скорбях, наносимых Ему врагами Его, Он видел единственно волю Отца Своего Небесного, которой и решился следовать и следовал до последнего Своего издыхания, несмотря на то, что орудиями исполнения воли Отца Его были самые пребеззаконные люди. Он видел, что они действовали слепо, в неведении, и потому не ненавидел их, а молился: Отче, отпусти им: не ведят бо что творят (Лк. 23, 34).

Смиряйся, и все дела твои пойдут.

Из писем прп. Амвросия Оптинского