Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ког­да кто пус­тос­ло­вит, тог­да он не мо­жет вни­ма­тель­но жить, пос­то­ян­но рассе­и­ва­ет­ся. От мол­ча­ния рож­да­ет­ся без­мол­вие, от без­мол­вия – мо­лит­ва, ибо как мо­жет мо­лить­ся тот, кто на­хо­дит­ся в рас­се­я­нии? Вни­май­те се­бе, вни­ма­тель­ная жизнь – цель мо­на­ше­ст­ва. Ска­за­но: „Внем­ли се­бе!"

преп. Варсонофий

До­ро­жи вре­ме­нем, оно не­во­зв­рат­но, вни­май бо­лее се­бе, да сос­то­ит в сем-то твой и под­виг.

преп. Лев

Тщес­ла­вие и гор­дость хо­тя од­ной зак­вас­ки и од­но­го свой­ства, но действие и приз­на­ки их раз­ные. Тщес­ла­вие ста­ра­ет­ся улов­лять пох­ва­лу лю­дей и для это­го час­то уни­жа­ет­ся и че­ло­ве­ко­у­год­ни­ча­ет, а гор­дость ды­шит пре­зо­р­ством и не­у­ва­же­ни­ем к дру­гим, хо­тя пох­ва­лы так же лю­бит.

преп. Амвросий

«Великий молитвенник и подвижник дерзновенный» К дню памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Справедливо говорят, что подвижники, единые в духе, всегда близки между собой, какое бы расстояние их не разделяло.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908) был современником многих оптинских старцев, которые почитали подвижника и были с ним в молитвенном общении.

Из жития преподобного Амвросия Оптинского известно, что в его келье можно было увидеть «портреты двух Филаретов, митрополитов Московского и Киевского, оба в скуфейках, висевшие над койкой старца; также портреты: троекуровского затворника Илариона, вышенского затворника епископа Феофана, протоиерея Феодора Александровича Голубинского, кронштадтского протоиерея отца Иоанна Ильича Сергеева, Оптинских старцев иеросхимонахов: Льва и Макария, архимандрита Моисея и брата его игумена Антония и еще многих других духовных замечательных лиц».

Старец Амвросий в некоторых случаях благословлял своих духовных чад обратиться за советом и благословением к отцу Иоанну.

В житии старца Амвросия можно найти свидетельство, что «нередко шамординские сестры, по благословению старца Амвросия, ездили в Кронштадт к отцу Иоанну. Узнавши, откуда они, отец протоиерей имел обыкновение говорить:

– А, это от старца Амвросия; о, великий старец! Земной поклон ему от меня».

Много свидетельств о взаимоотношении между оптинскими насельниками и отцом Иоанном можно найти в «Летописи Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни», которая в 2022 года была издана в издательстве монастыря.

2 июля 1900 года было отмечено, что «сегодня скитская братия обрадована получением приветствия от высокопочитаемого всей Россией иерея отца Иоанна Кронштадтского. <…> Все скитяне выражают общее желание, чтобы О. Иоанн Кронштадтский посетил Оптину пустынь» [1].

В начале 1901 года к отцу Иоанну ездил келейник старца Иосифа рясофорный послушник Иоанн (Медведев) «для испрошения св. благословения о. Иоанна Кронштадтского на постройку в скиту нового храма, в честь преп. Льва Катанскаго, ангела старца о. Льва, положившего начало старчеству в Оптиной пустыни, и преп. Иоанна Рыльского» [2].

Поездка продолжалась с 18 февраля по 1 марта 1901 года.

Отец Иоанн не только преподал благословение на постройку нового храма, но и передал свое желание посетить Иоанно-Предтеченский скит [3]. К сожалению, известный пастырь не смог исполнить своего желания.

Получив известие о кончине святого, вся оптинская братия скорбела и поминала отца Иоанна в молитвах. В «Летописи скита» 21 декабря 1908 года была сделана запись: «Сегодня получено известие о кончине великого молитвенника – пастыря Церкви Русской о. протоиерея Иоанна Ильича Сергиева (Кронштадтского). По сему случаю по окончании воскресной вечерни была совершена в скитском храме панихида по усопшем, которую служил о. скитоначальник с иеромонахами оо. Нектарием и Адрианом. В конце панихиды о. скитоначальник обратился к братии с кратким словом, в котором упомянул о почившем о. протоиерее, как великом труженике, молитвеннике и носителе духа любви христианской» [4].

22 декабря 1908 года отмечалось: «Сегодня, в третий день по кончине о. Иоанна Кронштадтского, в скиту была в 7 часов утра совершена панихида по нем. Служил о. скитоначальник соборне» [5].

В Оптиной пустыни всегда молитвенно чтили память отца Иоанна Кронштадтского, о чем можно найти многочисленные записи в «Летописи скита».

28 января 1909 года. Сего числа, в 40-й день по кончине о. протоиерея Иоанна Кронштадтского в скиту была отслужена о. скитоначальником с иеромонахом о. Нектарием заупокойная литургия и по оной панихида по усопшем молитвеннике земли русской. Пред панихидою о. скитоначальник произнес слово, посвященное памяти почившего. В монастыре накануне было отслужено заупокойное бдение, к которому ходили и скитяне. Заупокойные службы были совершены в церквах Империи по определению Св. Синода вследствие Высочайшего рескрипта митрополиту Санкт-Петербургскому по поводу кончины о. Иоанна, в каковом изображено между прочим: ныне вместе с возлюбленным народом нашим, утратив возлюбленного молитвенника нашего, мы проникаемся непременным желанием дать достойное выражение сей совместной скорби нашей с народом молитвенным поминовением почившего, ежегодно ознаменовывая им день кончины о. Иоанна, а в нынешнем году приурочив оное к сороковому дню оплакиваемого события» [6].

20 июня 1909 года. Сегодня в полугодовой день по кончине о. протоиерея Иоанна Кронштадтского по окончании заупокойной литургии, была совершена о. скитоначальником панихида по почившем соборне [7].

20 декабря 1910 года. Сегодня во исполнение определения Свят. Синода, о коем упомянуто в сей летописи под 28-м числом января 1909 г., совершена в скиту заупокойная литургия и по оной о. скитоначальником соборне панихида по о. Иоанне Сергиеве (Кронштадтском) по случаю 2-й годовщины со дня его кончины. После панихиды о. скитоначальником произнесено слово, посвященное усопшему [8].

20 декабря 1911 года. Память прот. Иоанна Кронштадтского. Утреня отправлялась в соборной келье по-церковному, затем была ранняя обедня и после оной – панихида [9].

Старец Варсонофий Оптинский говорил своим духовным чадам об отце Иоанне Кронштадтском: «Да, отец Иоанн был великий молитвенник, подвижник дерзновенный; он мог у Господа просить всего и замолить все, а я, грешный человек, не имею такого дерзновения».


[1] Летопись скита Оптиной пустыни: В 2 т. Козельск: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2022. Т. 2: 1900–1918. С. 24–25.

[2] Там же. С. 32.

[3] Там же. С. 33.

[4] Там же. С. 122.

[5] Там же. С. 122.

[6] Там же. С. 123–124.

[7] Там же. С. 129.

[8] Там же. С. 147.

[9] Там же. С. 164.

В.В. Каширина