Аудио-трансляция

Пред Бо­гом ка­ю­щий­ся греш­ник лю­без­нее, чем са­мом­ня­щий­ся пра­вед­ник. И по­то­му бе­ре­гись осуж­дать!

преп. Анатолий

Из жития преподобного Иосифа Волоцкого и святителя Феодосия, архиепископа Черниговского

Преподобный Иосиф Волоцкий был учеником преподобного Пафнутия Боровского и провёл в Пафнутиево-Боровском монастыре около 18-ти лет. Быв назначен, после кончины преподобного, игуменом Боровского монастыря, Иосиф решил преобразовать монастырскую жизнь на началах строгого общежития, но встретил упорное нежелание братии изменить привычный отшельнический устав. Тогда он с семью единомышленниками отправился в Волоколамск и основал там новую обитель со строгим общежительным уставом. Основой устава было полное нестяжание, отсечение своей воли и непрестанный труд. У братии всё было общее: одежда, обувь, пища и прочее. Проповедуя во всём воздержание и умеренность, преподобный внешне ничем не отличался от других: простое, холодное рубище было постоянной его одеждой, лапти из древесных лык служили ему обувью. Он прежде всех являлся в церковь, читал и пел на клиросе, говорил поучения и последним выходил из церкви. В трудное для Русской Церкви время Господь воздвиг его как ревностного поборника Православия на борьбу с ересями и церковными несогласиями. Величайшим подвигом преподобного стало обличение ереси жидовствующих, пытавшихся отравить и исказить основы духовной жизни. Святой Иосиф создал первый свод русского православного богословия — книгу «Просветитель».

Взгляды сторонников преподобного Иосифа на значение монастырского имущества и участия Церкви в общественной жизни в условиях борьбы за централизацию власти Московского князя его противники старались опровергнуть в своих политических целях, недобросовестно использовав для этого учение преподобного Нила Сорского о «нестяжании» — отречении монаха от мирских дел и собственности. Это противопоставление породило ложный взгляд на враждебность направлений преподобных Иосифа и Нила. В действительности оба направления закономерно сосуществовали в русской монашеской традиции, дополняя друг друга. Как видно из «Устава» святого Иосифа, полное нестяжание, отказ от самих понятий «твоё-моё» был положен в его основу.

Сегодня мы также празднуем память святителя Феодосия, архиепископа Черниговского. Особое внимание в своей епархии святитель уделял подъёму и усилению иночества. Он покровительствовал черниговским духовным школам, приглашал в них из Киева учёных монахов, среди которых был святой Иоанн (Максимович), будущий митрополит Тобольский, сделавшийся впоследствии помощником и преемником святителя. Строгая справедливость в отношении к духовенству и пастве, глубокое сострадание, снисходительность и христианское миролюбие были отличительными чертами деятельности святителя Феодосия.

Преподобне отче Иосифе и святителю отче Феодосие, молите Бога о нас!