Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Что нуж­но че­ло­ве­ку, что­бы на­у­чить­ся пу­тям Гос­под­ним? Нуж­но, что­бы че­ло­век был крот­ким, сми­рен­ным, и тог­да Гос­подь Сам на­у­чит, как ид­ти пу­тем Гос­под­ним.

преп. Никон

Сми­рись при по­мо­щи Бо­жи­ей, будь крот­ким, не имей зло­бы на ближ­них, уго­товь крот­кою, доб­рою жизнью свою ду­шу для восп­ри­я­тия Бо­же­ст­вен­но­го на­у­че­ния, и Гос­подь Сам на­у­чит пу­тям Сво­им.

преп. Никон

Зем­ной удел че­ло­ве­чес­кий – скорбь, труд, бо­лез­ни, под­виг, пе­ча­ли, не­до­у­ме­ния, тес­но­та, ли­ше­ние то­го или дру­го­го, ос­ко­рб­ле­ния, сму­ще­ния, восс­та­ние страс­тей, борь­ба с ни­ми, одо­ле­ние, или из­не­мо­же­ние, или без­на­де­жие и по­доб­ное сим. Не вот­ще ска­зал про­рок Да­вид: несть ми­ра в кос­тех мо­их от ли­ца грех мо­их (Пс. 37, 4).

преп. Амвросий

Из жития преподобного Иосифа Волоцкого и святителя Феодосия, архиепископа Черниговского

Преподобный Иосиф Волоцкий был учеником преподобного Пафнутия Боровского и провёл в Пафнутиево-Боровском монастыре около 18-ти лет. Быв назначен, после кончины преподобного, игуменом Боровского монастыря, Иосиф решил преобразовать монастырскую жизнь на началах строгого общежития, но встретил упорное нежелание братии изменить привычный отшельнический устав. Тогда он с семью единомышленниками отправился в Волоколамск и основал там новую обитель со строгим общежительным уставом. Основой устава было полное нестяжание, отсечение своей воли и непрестанный труд. У братии всё было общее: одежда, обувь, пища и прочее. Проповедуя во всём воздержание и умеренность, преподобный внешне ничем не отличался от других: простое, холодное рубище было постоянной его одеждой, лапти из древесных лык служили ему обувью. Он прежде всех являлся в церковь, читал и пел на клиросе, говорил поучения и последним выходил из церкви. В трудное для Русской Церкви время Господь воздвиг его как ревностного поборника Православия на борьбу с ересями и церковными несогласиями. Величайшим подвигом преподобного стало обличение ереси жидовствующих, пытавшихся отравить и исказить основы духовной жизни. Святой Иосиф создал первый свод русского православного богословия — книгу «Просветитель».

Взгляды сторонников преподобного Иосифа на значение монастырского имущества и участия Церкви в общественной жизни в условиях борьбы за централизацию власти Московского князя его противники старались опровергнуть в своих политических целях, недобросовестно использовав для этого учение преподобного Нила Сорского о «нестяжании» — отречении монаха от мирских дел и собственности. Это противопоставление породило ложный взгляд на враждебность направлений преподобных Иосифа и Нила. В действительности оба направления закономерно сосуществовали в русской монашеской традиции, дополняя друг друга. Как видно из «Устава» святого Иосифа, полное нестяжание, отказ от самих понятий «твоё-моё» был положен в его основу.

Сегодня мы также празднуем память святителя Феодосия, архиепископа Черниговского. Особое внимание в своей епархии святитель уделял подъёму и усилению иночества. Он покровительствовал черниговским духовным школам, приглашал в них из Киева учёных монахов, среди которых был святой Иоанн (Максимович), будущий митрополит Тобольский, сделавшийся впоследствии помощником и преемником святителя. Строгая справедливость в отношении к духовенству и пастве, глубокое сострадание, снисходительность и христианское миролюбие были отличительными чертами деятельности святителя Феодосия.

Преподобне отче Иосифе и святителю отче Феодосие, молите Бога о нас!