Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Сми­рять се­бя все­ми си­ла­ми ста­рай­ся. И мысль, что те­бя не лю­бят, есть чис­то бе­со­вс­кая. К то­му ж мы обя­за­ны, что­бы всех лю­бить, но чтоб нас лю­би­ли, мы не сме­ем тре­бо­вать.

преп. Анатолий

Будь же хоть и греш­на, но сми­рен­на. И бу­дешь мир­на. А на сми­рен­ных-то Гос­подь и при­зи­ра­ет.

преп. Анатолий

Нам, ищу­щим спа­се­ния, при ис­пол­не­нии за­по­ве­дей Бо­жи­их са­мо­нуж­ней­шие есть сми­ре­ние, ко­то­рое прив­ле­ка­ет к нам Бо­жию бла­го­дать и ос­ве­ща­ет все на­ши действия, а без оно­го ни­ка­кие под­ви­ги и тру­ды не мо­гут нам дос­та­вить мно­го­же­лан­но­го ми­ра.

преп. Лев

Игорь Леонидович Волгин «Жена в России больше, чем жена. Достоевский и другие: к истории писательских браков»

8 июля 2023 года, в день памяти Петра и Февронии Муромских, святых покровителей брака, в оптинском лектории состоялось выступление писателя и историка, заслуженного профессора МГУ им. М. В. Ломоносова; доктора филологических наук, кандидата исторических наук, действительного члена РАЕН, профессора факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова и Литературного института им. А. М. Горького. Основателя и президента Фонда Достоевского, вице-президента Международного Общества Ф. М. Достоевского.

Свое выступление Игорь Леонидович начал с истории писательских браков. «Почему в России жена писателя больше, чем жена?» – задается он вопросом.

Рассмотрев историю браков Державина и Карамзина, исследователь приходит к выводу, что в то время жена еще не участвовали в творческом процессе.

Брак Пушкина вроде бы светский, но известно, что Вяземский называл Наталью Николаевну «госпожой современницей» и «госпожой издательницей» – ведь Пушкин издавал «Современник». После смерти поэта вдова пыталась вернуть права на его издание, но безуспешно.

Далее Волгин перечисляет «писательских жен»: Софья Андреевна Толстая, Надежда Яковлевна Мандельштам, Елена Сергеевна Булгакова, – и приходит к выводу, что их «функции» это помощь в переписывании произведений мужа и сохранение его архива после смерти.

Перейдя к Достоевскому, исследователь кратко рассказывает о его личной жизни, о которой известно мало. Ее страницы – это история «несчастного брака» с Марией Дмитриевной Исаевой, драматичный роман с Аполлинарией Сусловой и наконец, счастливая четырнадцатилетняя жизнь с Анной Григорьевной Достоевской.

По мнению Волгина, это был один из тех браков, который и породил традиции брака «писательского», когда супруга становилась ближайшим другом, помощницей и хранительницей посмертной памяти о нем.