Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Мыс­лен­ных вол­ков кро­ме по­мо­щи Хрис­то­вой из­ба­вить­ся не­мож­но — на отг­на­ние их пот­реб­но Его все­мо­гу­щей бла­го­да­ти, а не че­ло­ве­чес­кой сла­бой по­мо­щи. Для то­го нуж­но при­вер­гать­ся к сто­пам Ии­су­са с край­ним сми­ре­ни­ем, Его про­сить обо всем и на Не­го всю пе­чаль свою воз­вер­гать и сверх то­го мо­лить Бо­жию Ма­терь и про­чих угод­ни­ков с ис­тин­ным приз­на­ни­ем сво­их гре­хов, не­мо­щи в ис­прав­ле­нии се­бя.

прп. Моисей

Борь­ба с страсть­ми не­об­хо­ди­ма: ибо ть­ма и мгла страс­тей пом­ра­ча­ет ду­шев­ные на­ши очи, да­бы не ви­деть Солн­ца Прав­ды, Ии­су­са.

прп. Макарий

Под­ви­зай­тесь про­тив страс­тей. Брань не от­дыш­на, ужас­на и сви­ре­па с ни­ми и с не­ви­ди­мы­ми вра­га­ми. Сми­ре­ние же их по­беж­да­ет.

прп. Макарий

Игорь Леонидович Волгин «Жена в России больше, чем жена. Достоевский и другие: к истории писательских браков»

8 июля 2023 года, в день памяти Петра и Февронии Муромских, святых покровителей брака, в оптинском лектории состоялось выступление писателя и историка, заслуженного профессора МГУ им. М. В. Ломоносова; доктора филологических наук, кандидата исторических наук, действительного члена РАЕН, профессора факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова и Литературного института им. А. М. Горького. Основателя и президента Фонда Достоевского, вице-президента Международного Общества Ф. М. Достоевского.

Свое выступление Игорь Леонидович начал с истории писательских браков. «Почему в России жена писателя больше, чем жена?» – задается он вопросом.

Рассмотрев историю браков Державина и Карамзина, исследователь приходит к выводу, что в то время жена еще не участвовали в творческом процессе.

Брак Пушкина вроде бы светский, но известно, что Вяземский называл Наталью Николаевну «госпожой современницей» и «госпожой издательницей» – ведь Пушкин издавал «Современник». После смерти поэта вдова пыталась вернуть права на его издание, но безуспешно.

Далее Волгин перечисляет «писательских жен»: Софья Андреевна Толстая, Надежда Яковлевна Мандельштам, Елена Сергеевна Булгакова, – и приходит к выводу, что их «функции» это помощь в переписывании произведений мужа и сохранение его архива после смерти.

Перейдя к Достоевскому, исследователь кратко рассказывает о его личной жизни, о которой известно мало. Ее страницы – это история «несчастного брака» с Марией Дмитриевной Исаевой, драматичный роман с Аполлинарией Сусловой и наконец, счастливая четырнадцатилетняя жизнь с Анной Григорьевной Достоевской.

По мнению Волгина, это был один из тех браков, который и породил традиции брака «писательского», когда супруга становилась ближайшим другом, помощницей и хранительницей посмертной памяти о нем.