Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Кай­ся, сми­ряй­ся, сест­рам ус­ту­пай – что мож­но, и не осуж­дай дру­гих – все с не­мо­ща­ми.

преп. Амвросий

Соз­на­вая свою гре­хов­ность, снис­ки­вай­те сми­ре­ние, ко­то­рое силь­но хо­да­тай­ство­вать ко Гос­по­ду как о про­ще­нии гре­хов на­ших, так и о ут­ве­рж­де­нии впредь, к ис­пол­не­нию за­по­ве­дей Его.

преп. Макарий

Сми­рен­ные лю­ди в ду­хе ни на ко­го и мыс­лен­но не до­са­ду­ют, но се­бя счи­та­ют во всем ви­нов­ны­ми и греш­ны­ми и ни на ко­го не роп­щут, но за все Бо­га бла­го­да­рят.

преп. Антоний

Святой источник преподобного Пафнутия Боровского

На этом месте издавна существовал источник, освященный в честь преподобного Пафнутия Боровского. Нет сведений, что преподобный бывал в этих местах. Поэтому народное предание о том, что появление источника как-то связано с личностью преподобного Пафнутия, не достоверно. Над источником в 1830 г. построена деревянная часовня, с симметрично расположенными входами, покрытая железом, с колоннами, куполом на высоком барабане, главою и крестом. Внутри часовня была убрана образами. В 1851 г. часовня была разрушена весенним наводнением и в 1852 г. выстроена вновь. Об этом обстоятельстве сохранилось упоминание в «Летописи Скита» за 1852 г.: «Был крестный ход для освящения воды в часовне над колодцем св. Пафнутия, только что обновленной после разорения ее весенним наводнением».  Судя по сохранившемся фотографиям, часовня представляла собою редкий образец деревянного ампира.

Рядом с часовней была купальня. Как писал во второй половине  XIX века о. Леонид (Кавелин): «При колодце есть купальня. Больные, пользовавшиеся ею, как сказывают, получают облегчение, преимущественно в наружных накожных заболеваниях, простудной ломоте (ревматизме) и геморрое». Дважды в год на источник совершались монастырские крестные ходы – 1 мая (память преп. Пафнутия Боровского) и 14 сентября (Воздвижение Креста Господня).

В житии преподобного Оптинского старца Анатолия младшего, есть следующее повествование: «Школа послушания у Старца требовала терпения и отсечения своей воли. О плодах послушания Старцу его духовная дочь Анна Ивановна Шапошникова поведала такую историю: «Было это в октябре – холод страшный. Батюшка меня заставляет идти купаться в Пафнутьевский колодец. «Батюшка, да как же я пойду? Да мне от ваших слов только и то холодно становится. Как же я пойду в воду?» На другой день Батюшка опять посылает меня купаться, и я опять не решаюсь. На третий день вижу, что лицо у Батюшки совсем другое, суровое, он холоден со мною, и опять тот же вопрос о купании. Я испугалась и сейчас же согласилась: «Хорошо, Батюшка, я пойду». Тут же была моя знакомая дама, она попросила у Батюшки благословения и ей пойти искупаться со мною. «А не холодно тебе будет?» – сказал ей Батюшка. «Батюшка, да ведь она-то будет купаться, почему же мне-то холодно?» – «Ну, Бог благословит. Только смотри, не холодно ли тебе будет?» Пошли. Я надела на себя все теплое, и все-таки пока дошла, у меня нос совсем замерз. Пришли к колодцу... сошла в воду, и за молитвы Батюшки вода оказалась совсем теплая: я не только окунулась, но даже поплыла, и когда вышла, то не захотелось обтираться... Было совсем тепло. А дама едва окунет ноги в воду, как уже вся посинеет от холода, и я ее почти без чувств вытаскивала из воды. Так пыталась она несколько раз купаться и не могла. Когда я вернулась, Батюшка встретил меня сияющий и все благодарил за послушание».

После революции и закрытия монастыря, это место пришло в запустение, часовня была разрушена. Сохранились воспоминания, что среди верующих в советские годы хранилась память о святом источнике на этом месте. После возобновления монашеской жизни в Оптиной пустыни в конце 1980-х гг. источник был вновь освящен, над ним построена купальня. Возрождена традиция крестных ходов на источник в день памяти преп. Пафнутия Боровского 14 мая (1 мая по ст. ст.), с совершением малого освящения воды.

В настоящее время планируется восстановление часовни и купальни на источнике.