Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Ког­да не име­ете вре­мя мно­го на мо­лит­ву, до­воль­ствуй­тесь тем, сколь­ко име­ете, а Бог при­мет ва­ше про­из­во­ле­ние; пом­ни­те, что мы­та­ре­во чувство бы­ва­ет при­ят­но Бо­гу в мо­лит­ве, и опа­сай­тесь да­вать це­ну сво­ей мо­лит­ве: это де­ло Бо­жие, а не на­ше.

прп. Макарий

Мо­лит­ва вещь та­кая, что, про­жив­ши в мо­нас­ты­ре нес­коль­ко лет, не ско­ро на­у­чишь­ся мо­лить­ся как сле­ду­ет, а те­перь по­ка мо­лись, как уме­ешь и как мо­жешь, толь­ко с мы­та­ре­вою мыслью.

прп. Амвросий

Про­шу вас за оби­дя­щих вас мо­лить­ся, го­во­ря: не­на­ви­дя­щих и оби­дя­щих нас ра­бов Тво­их (имя рек) прос­ти, Гос­по­ди Че­ло­ве­ко­люб­че, не ве­дят бо, что тво­рят, и сог­рей их серд­це на лю­бовь к нам, не­дос­той­ным.

прп. Антоний

Конференция в день 30-летней годовщины мученической кончины оптинских братий: иеромонаха Василия, иноков Ферапонта и Трофима

18 апреля 2023 года в Казанском храме монастыря Оптина пустынь состоялась встреча, посвященная тридцатилетию со дня мученической кончины оптинских братий: иеромонаха Василия, иноков Ферапонта и Трофима.

В этот день в Оптину приехали тысячи людей со всей России. Более полутора тысяч из них причастились на ранней и поздней литургиях, а во время панихиды, которая сегодня совершалась по Пасхальному чину, людское море заполнило монастырь. К 14.00, времени начала встречи, Казанский храм уже едва вмещал всех желающих.

Открывший встречу иеродиакон Нектарий, руководитель издательства Оптиной пустыни, рассказал о том, как за прошедшие тридцать лет убиенные братия стали почитаемыми и любимыми для тысяч людей, и что своим нынешним положением и известностью обитель обязана им не меньше, чем преподобным старцам.

Затем к присутствующим с приветственным словом обратился наместник монастыря, епископ Иосиф. Владыка рассказал о том, как в юности услышал об убийстве трех монахов и, приехав в Оптину, хотел остаться здесь навсегда, но промыслом Божиим начал свой монашеский путь в Пафнутьевом Боровском монастыре. «Кровь мучеников – семя Церкви», – привел он святоотеческие слова, отметив, что молитвы убиенных братий приводят людей не только в обитель, но и к вере.

Далее слово было предоставлено Олегу Жолобову, другу отца Василия, который выступал вместе с ним за команду МГУ по водному поло. Он рассказал о знакомстве с будущим иноком; о том, как тот менялся, придя к вере; как соблюдал Великий пост, не давая себе послаблений даже во время ответственных матчей. Как не расставался с нательным крестом, несмотря на открытое недовольство начальства, а во время командных соревнований прятал его под спортивную шапочку.

Следующим выступил Борис Костенко, однокурсник отца Василия, который сравнил монашескую аскезу со строгостью спортивного режима. Он рассказал, как приехав в Оптину на Пасху в 1993 году со съемочной группой, договорился с отцом Василием об интервью (которое так и не состоялось) и оказался последним, кто получил от него священническое благословение.

Затем слово было предоставлено сестре инока Трофима – Елене Поповой (в девичестве Татарниковой, младше на 17 лет – прим. ред.). Она поделилась воспоминаниями матери о детстве брата и рассказала о том, что родственники убиенного инока Трофима всегда чувствуют его молитвенную помощь. Знаменательным оказался и приснившийся ей сон, в котором брат укрыл ее своей мантией, обещая заботиться и оберегать ее так же, как в детстве.

В продолжении встречи отец Нектарий передал рассказ одного монаха, насельника из числа старшей оптинской братии, участвовавшего в облачении оптинских новомучеников перед погребением. Тот вспоминал, как увидев на ноге отца Трофима огромную мозоль, появившуюся при исполнении послушания звонаря, воскликнул: «Как он при этом еще мог ходить!»

Выступавший следом архимандрит Мелхиседек рассказал о первых годах возрождения монастыря. Отметил он и отличительные качества убиенных братий, вспомнил о любимых поговорках отца Трофима, через которые он прикровенно указывал человеку на его грех. Так, почувствовав, что от кого-то пахнет табаком, он говаривал: «А кто любит табачок – не Христов тот мужичок». Рассказывая об отце Василии, отец архимандрит привел случаи из жизни, вспоминая, как иеромонах Василий (Росляков) помогал ему крестить людей на источнике преподобного Пафнутия Боровского.

Игумен Филипп отметил, что в конце 80-х в монастырь приходили те, кто был готов на подвиг. Ведь никто не знал, что будет дальше, первые насельники возрожденных монастырей готовились ко всему, в том числе и к возможным новым гонениям. Он рассказал о постоянной жертвенной готовности помочь всем и каждому, присущей отцу Трофиму, о нежности и чуткости души инока Ферапонта, об удивительной простоте отца Василия.

Затем выступил диакон Алексий Акимов, рассказавший о чуде исцеления от тяжелой формы холодовой аллергии, о том, как стал инвалидом и не мог ни работать, ни выходить из дома. После исцеления, полученного на могиле оптинских новомучеников, отец Алексей может не только работать руками, которые раньше были безжизненными, но и несет служение диакона.

В заключение встречи слово вновь было предоставлено игумену Филиппу, который привел несколько чудес, происшедших по молитвам приснопоминаемых братий. Это и помощь с порвавшимся ремнем старых «Жигулей», и случай с сербскими паломниками, которым внезапно аннулировали визы и только по молитвам убиенных выпустили из страны. «И таких случаев чудесной помощи, – завершил свое выступление игумен Филипп, – невероятное множество. Поэтому нужно помнить, что, приходя поклониться гробам убиенных братий, мы приходим не к мертвому камню, но к живым помощникам и заступникам. Они у Бога, они живы, они слышат нас и молятся о нас, грешных».

Двухчасовая встреча прошла незаметно, присутствующие тепло и живо реагировали на каждое выступление. Надеемся, что сказанное оставило след в сердцах слушателей и каждый унес отсюда что-то полезное для своей души.