Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Что жизнь про­хо­дит не без го­ря,– что де­лать? Ибо не бы­ло на зем­ле ни од­но­го счаст­лив­ца, кто б про­жил весь свой век без пе­ча­ли и без слез, по­е­ли­ку жи­вем мы не в Царствии Не­бес­ном, а во юдо­ли пла­чев­ной. Но есть на­деж­да, что се­ю­щии сле­за­ми ра­дос­тию пож­нут. А по­се­му воз­вер­зи пе­чаль свою на Гос­по­да, и Той тя пре­пи­та­ет.

преп. Антоний

Ва­ше де­ло, в пос­тиг­шем вас вре­мен­но на­ка­за­нии, ус­мат­ри­вать бла­гость Бо­жию к вам и лю­бовь. Ибо Гос­подь Пре­ми­ло­сер­дый вре­мен­ны­ми скор­бя­ми хо­чет из­ба­вить вас от веч­ных ужас­ней­ших му­че­ний, о ко­то­рых по­ду­мать страш­но. А по­то­му взы­вай­те ко Гос­по­ду с пра­вед­ным Ио­вом: Бу­ди имя Гос­под­не бла­гос­ло­ве­но от­ны­не и до ве­ка! (ср.: Иов 1, 21).

преп. Иосиф

Тру­дись по со­вес­ти, мо­лись Бо­гу и про­си тер­пе­ния. Скор­би – доб­рый знак, по­ка­зы­ва­ют, что на тес­ном пу­ти сто­им. Сми­ряй­ся боль­ше и се­бя уко­ряй.

преп. Иосиф

Пасха рославльских подвижников

Свою монашескую жизнь преподобные Моисей и Антоний (Путиловы) начинали в Рославльских лесах, которые находятся на Смоленской земле. Именно здесь в начале XIX века поселились монахи, которые явились продолжателями духовного делания преподобного Паисия (Величковского).

Прп. Паисий Величковский

Как отмечал прот. Сергий Четвериков в книге «Молдавский старец Паисий Величковский: Его жизнь, учение и влияние на православное монашество»: «Под влиянием старца Паисия Величковского в православном иночестве воспиталось много замечательных подвижников, всецело усвоивших заветы старца. Постоянною молитвою, неослабным вниманием к себе, самоиспытанием, внутреннею борьбою с помыслами, откровением помыслов, послушанием и смирением, внимательным изучением святоотеческих книг и соблюдением евангельских заповедей они достигали высокой степени духовной жизни и приобретали большое влияние не только на свою братию, монашествующих, но и на мирян».

Не раз маститые старцы Моисей и Антоний вспоминали годы, проведенные в уединении в Рославльских лесах. «Живя в Рославльских лесах, бывало, встретишь человека, — рассказывал впоследствии о себе о. Антоний, — как Ангелу Божию ему обрадуешься; а ныне как ни хорошо мне, а того уже нет. Уже нет!» — прибавит старец Антоний и вздохнет.

Летом пустынники собирали грибы, ягоды и усердствовали благодетелям, а от них получали хлеб, крупу, а иногда и бутылочку масла. Рыбу, как рассказывал о. Антоний, они дозволяли себе вкушать только в великие праздники.

Прп. Моисей Оптинский

Как вспоминал старец Моисей: «Под самой нашей кельей протекала лесная речка Болдачевка, а в полутора верстах впадала в нее речка Фроловка. На берегу ее был колодезь, в речке этой важивалась и рыбка. Бывало, перегородим ею сежею и неретки ставим. Однажды, как помню, на праздник Богоявления, освятивши в речке воду, мы пропели тропарь св. Богоявления: “Во Иордане крещающуся Тебе, Господи”, — и, вынув неретки, нашли в них шесть налимов, которые и приняли, как Божий дар на праздник».

Сухой хлеб для подвижников был сладок и вкусен, вкушали его с великой благодарностью к Господу, как дар Божий, и с такою бережностью, как антидор. Когда же случался недостаток в еде, пустынники питались сухоядением, дорожа своим безмолвным и уединенным жительством.

Прп. Антоний Оптинский

Естественная скудость в питании увеличивалась и добровольным воздержанием и умеренностью в пище. В своем дневнике о. Антоний однажды записал: «Пивши горячую воду, почувствовал себя весьма много схожим с горькою пьяницею. О, дабы избавил меня Господь от употребления сея...»

Однако основным занятием подвижников были не телесные труды, а молитвенное предстояние Богу. «Всю церковную службу мы правили каждодневно у себя в келье, начиная в двенадцать часов ночи, полунощницу и утреню; после утрени, через час, соборный акафист Божией Матери; после акафиста, часа через два, часы с изобразительными, и наконец, вечерню часов в пять вечера. В воскресные и праздничные дни приходили к службе ближайшие старцы: о. Досифей, о. Дорофей, а иногда кто-либо из других рославльских пустынников, живших на большем расстоянии от нас. Отправя вместе службу, пообедаем, что Бог послал, и разойдемся до следующего праздника.

На Пасху же и на Рождество и в другие нарочитые праздники, приходил из ближайшего села Лугов (верстах в 7) старец священник и приобщал нас запасными дарами, дабы и мы не были лишены сего духовного утешения».

Все испытания пустынножители принимали, как от руки Божией, переносили их с истинным смирением и благодушием, без ропота и смущения. И по неизреченному милосердию Божию, подвижники получали чудесную помощь, духовное подкрепление, которое принимали с благодарным и умиленным сердцем.

Однажды, как вспоминал старец Антоний, скудость их трапезы распространилась до того, что в торжественный праздник Пасхи у них практически нечего было подать на стол. Но пустынники не упали духом. Отпели утреню; с иконами обошли крестным ходом вокруг кельи, воспевая радостное: «Христос Воскресе», — утешаясь и радуясь душою о Господе. Когда же пришел час трапезы, то о. Моисей благословил в похлебку из репы влить маслица из лампадки. Такое благодушное перенесение скорбей не было посрамлено: на другой день от соседнего помещика к ним прибыла провизия.