Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Смот­ри­те па­че, не зак­рал­ся бы татс­кий по­мысл, что вы жи­ве­те луч­ше и вни­ма­тель­нее дру­гих; и оный так опа­сен, что, по ма­ко­во­му зер­ну ло­жась на серд­це, не уви­дишь, как воз­рас­тет до ис­по­ли­нс­ко­го фа­ри­сея и пре­даст со­вер­шен­ной гор­ды­не и да­лее. А пред Бо­гом луч­ше греш­ник с по­ка­я­ни­ем, не­же­ли пра­вед­ник с гор­дос­тию.

преп. Макарий

Вся­кий гор­дый при­лог и о се­бе мне­ние счи­тай не­ма­лым гре­хом, по­вер­гай се­бя пред Бо­гом, про­си про­ще­ния и по­мо­щи о из­бав­ле­нии от оно­го.

преп. Макарий

Ес­ли вы не бу­де­те под­вер­же­ны ис­ку­ше­ни­ям и, не поз­на­вая сво­их не­мо­щей, бу­де­те ток­мо ви­деть свои исп­рав­ле­ния и на них по­ла­гать на­деж­ду спа­се­ния, то мож­но впасть в край­ность вы­со­ко­у­мия и пре­лес­ти не­ис­цель­ной, ибо враг ког­да не мо­жет ко­го по­бе­дить страсть­ми и не­мо­ща­ми, то вла­га­ет во ум вы­со­ко­у­мие и мне­ние о се­бе, от ко­то­ро­го впа­да­ют в пре­лесть и в пом­ра­че­ние ума.

преп. Макарий

Пятая заповедь

Пятая заповедь о почитании родителей: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле» (Исх. 20, 12), — была дана Господом Моисею на горе Синай, где Господь начертал заповеди на двух каменных скрижалях.

Когда Моисей, после сорокадневного пребывания на горе, спустился со скрижалями в руках и увидел, что его народ, забыв об истинном Боге, отлил себе тельца из золота и поклоняется ему, то он в гневе разбил скрижали о скалу. После раскаяния всего народа Бог повелел Моисею вытесать две новые каменные скрижали и принести Ему для повторного написания Десяти заповедей.

Первые четыре заповеди говорят об отношениях человека к Богу. Шесть других — об отношениях человека к человеку. Грех непочтения к родителям есть великий грех. По законам Ветхого Завета, злословящий отца или мать, наказывался смертью.

Пятая заповедь — единственная, в которой Господь обещает человеку великую награду за исполнение этой заповеди уже в нынешней жизни — «да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле».

У известного церковного писателя и духовного чада преподобного оптинского старца Амвросия Евгения Николаевича Поселянина (1870–1931) был товарищ, который попросил у старца совета относительно почитания родителей.

Е. Н. Поселянин

Поселянин впоследствии записал свой разговор со старцем Амвросием, который вошел в составленное им жизнеописание старца.

«Один мой товарищ, не чувствовавший душевной близости к своим родителям и смущенной этим, попросил меня рассказать об этом старцу. Старец на это ответил мне: 

— Прочти пятую заповедь.

— Чти отца твоего и матерь твою, — стал я читать, удивленный, и говоря себе: «Он и без отца Амвросия знает эту заповедь, и ее-то неисполнением и тяготится!»

— Повтори еще, — сказал отец, когда я прочел заповедь.

— Чти отца твоего и матерь.

Прп. Амвросий

— Повтори первое слово.

— Чти.

— Так что же сказано?

— Что надо почитать. 

— Так вот, так и передай твоему приятелю. Если он почитает родителей, почтителен к ним. Заботится о них. 

— Он не может заботиться, — вставил я, — они очень богатые.

— Я не о том. А вот чтобы быть с ними, когда они этого захотят, не избегать их общества, почитать им иногда что-нибудь, слушаться их. Ведь они не требуют от него ничего невозможного?

— Да, но они люди разных миров. У них интересы разные. 

— Это ничего не показывает. Можно заниматься своими делами, не забывая родителей и не требуя, чтобы они интересовались непременно его интересами. Да он сам поймет, в чем состоит приказание «чтить». И если он это исполнит, он может быть покоен».