Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Сми­ре­ние – это неч­то ве­ли­кое и бо­же­ст­вен­ное, а путь к не­му – счи­тать се­бя ни­же всех. Что это зна­чит, счи­тать се­бя ни­же всех? Не за­ме­чать чу­жих гре­хов. Смот­реть на свои гре­хи. Пос­то­ян­но мо­лить­ся.

преп. Никон

Сми­рять се­бя все­ми си­ла­ми ста­рай­ся. И мысль, что те­бя не лю­бят, есть чис­то бе­со­вс­кая. К то­му ж мы обя­за­ны, что­бы всех лю­бить, но чтоб нас лю­би­ли, мы не сме­ем тре­бо­вать.

преп. Анатолий

Будь же хоть и греш­на, но сми­рен­на. И бу­дешь мир­на. А на сми­рен­ных-то Гос­подь и при­зи­ра­ет.

преп. Анатолий

← все публикации

 

Экзегетические методы святителя Иоанна Златоуста на примере его Бесед на Послание святого апостола Павла к Ефесянам

Дипломная работа

Выпускник МДА СЗО 2011 г.
иером. Филарет (Бикусов)

Введение

Предмет исследования:

Экзегетические методы святителя Иоанна Златоуста.

Объект исследования:

Беседы святителя Иоанна Златоуста на Послание святого апостола Павла к Ефесянам.

Методы исследования:

1. Анализ святоотеческой, богословской, научной литературы.

2. Филологический анализ Бесед святителя Иоанна Златоуста на Послание святого апостола Павла к Ефесянам.

Новизна исследования:

Литературное наследие святителя оказало большое влияние на благочестие русского человека. «Русский народ, воспитавшийся на творениях святителя, ему [святителю Иоанну Златоусту] именно более, чем кому-либо другому, обязан самыми светлыми, самыми гуманными чертами своего национального благочестия»[1]. Поэтому для лучшего понимания истории русской святости изучение трудов святителя будет очень важным. Однако в современной науке до сих пор еще не предпринята попытка описать и проанализировать Беседы святителя Иоанна Златоуста на Послание апостола Павла к Ефесянам.

В основном работы об экзегетических методах святителя носят общий характер и не рассматривают в качестве примера какое-то одно Послание апостола Павла.

К тому же авторы акцентируют внимание читателя на том, что святитель Иоанн Златоуст использовал буквальный метод в своих толкованиях, который предшествовал нравственному назиданию. А то, что святитель не ограничивался буквальным методом толкования, а использовал и небуквальный (иносказательный, духовный), обычно забывается. Хотя В. Г-ский в своей статье «Святый Иоанн Златоуст как толкователь Священного Писания»[2] более других уделяет внимание духовному («аллегорическому», как он называет) методу толкования святителя.

Ст. Сольский в «Кратком очерке истории свящ. библиологии и экзегетики»[3] только кратко упоминает о Златоусте, в основном о том, что он занимает срединное положение между крайними антиохийцами и крайними александрийцами.

Большая работа Д. Леонардова «Учение святителя Иоанна Златоуста о богодухновенности Библии»[4] посвящена исследованию понимания святителем богодухновенности Священного Писания, степени влияния Святого Духа на святого автора Писания и присутствия в Писании характерных черт, свойственных святому писателю.

Интересна статья архиепископа Филарета (Гумилевского) о Златоусте[5]. Но о его экзегетических методах в ней говорится мало.

Протоиерей Георгий Флоровский уже более проникает в глубину экзегезы святителя Иоанна. Так, он говорит, что «в учениях о “типах”, то есть образах, и заключается существо экзегетических воззрений Златоуста»[6].

А. И. Сагарда, характеризуя Беседы святителя Иоанна[7], отмечает их простоту и ясность, использование святителем приема сравнения. Он также считает, что простота и ясность Бесед была навеяна желанием Иоанна Златоуста пробудить любовь паствы к изучению Священного Писания, не оттолкнуть их умы от спасительного учения сложностью толкований, а побудить к исполнению заповедей Спасителя.

Исследование К. Е. Скурата лаконично, и, к сожалению, не очень глубоко вводит в экзегезу святителя[8].

Статья Е. Казениной кратка и носит «ознакомительный характер»[9], однако достоинство ее в том, что, в отличие от большинства работ других авторов, в ней присутствует наименование такого экзегетического метода антиохийцев как θεωρία.

Обширная статья А. С. Балаховской «Иоанн Златоуст как экзегет»[10] представляет обзор основных принципов, опираясь на которые святитель Иоанн интерпретировал тексты Священного Писания. Описывая экзегетический метод θεωρία, А. С. Балаховская опирается во многом на диссертацию Nassif B. Theoria in St. John Chrysostom’s Exegesis[11].

Особенного внимания заслуживает диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия Олега Пирогова[12]. Он всесторонне исследует экзегетические методы Златоуста, делает это на примере Бесед святителя на Послание святого апостола Павла к Римлянам.

Из западных ученых следует упомянуть Chase F. H.[13] и Baur C.[14]. Но они определяют экзегезу Иоанна Златоуста почти исключительно как поиск буквального значения текста. Kelly J. N. D.[15] поддерживает этот взгляд. И несмотря на то, что он сознает наличие духовной экзегезы у святителя, не исследует ее[16].

M. Simonetti считает, что Златоуст придерживался только буквального толкования и что в погоне за нравственным назиданием паствы святитель не использовал духовное толкование, ограничиваясь буквальным. (Поэтому, по мнению M. Simonetti, святитель с бо́льшим интересом толковал Евангелие от Матфея, чем Евангелие от Иоанна.)[17]

Nassif B. в своей диссертации «Theoria in St. John Chrysostom’s Exegesis»[18] очень подробно исследует духовный метод θεωρία и выражает свое несогласие с теми, кто отрицает наличие духовного толкования у святителя. Однако, к сожалению, редко упоминает Беседы святителя Иоанна Златоуста на Послание святого апостола Павла к Ефесянам.

Цель исследования:

Определить экзегетические методы святителя Иоанна Златоуста в Беседах на Послание святого апостола Павла к Ефесянам. Показать актуальность этих методов для современных экзегетов. Привлечь современных экзегетов к опыту толкования святителя.

Задачи исследования:

1. Анализ экзегетических методов святителя Иоанна Златоуста в Беседах на Послание святого апостола Павла к Ефесянам.

2. Определение основных тем толкования святителем Иоанном Златоустом Послания святого апостола Павла к Ефесянам.

Подробнее...