Аудио-трансляция

Ес­ли вы хо­ти­те най­ти уте­ше­ние в скор­бях, об­ра­щай­те не­мед­лен­но серд­це ва­ше ко Гос­по­ду, Еди­но­му Уте­ши­те­лю, ис­пы­ты­вай­те се­бя, по сло­ву Бо­жию, т.е. кай­тесь, исп­рав­ляй­те се­бя, ве­руй­те и серд­цем и ду­шею во Ии­су­са Хрис­та и при­бе­гай­те к Не­му, как к Еди­но­му Спа­си­те­лю ва­ше­му. Чем бо­лее вы бу­де­те мо­лить­ся Бо­гу в скор­бях, тем ско­рее ощу­ти­те чувство слад­ко­го уте­ше­ния.

преп. Антоний

Что жизнь про­хо­дит не без го­ря,– что де­лать? Ибо не бы­ло на зем­ле ни од­но­го счаст­лив­ца, кто б про­жил весь свой век без пе­ча­ли и без слез, по­е­ли­ку жи­вем мы не в Царствии Не­бес­ном, а во юдо­ли пла­чев­ной. Но есть на­деж­да, что се­ю­щии сле­за­ми ра­дос­тию пож­нут. А по­се­му воз­вер­зи пе­чаль свою на Гос­по­да, и Той тя пре­пи­та­ет.

преп. Антоний

Ва­ше де­ло, в пос­тиг­шем вас вре­мен­но на­ка­за­нии, ус­мат­ри­вать бла­гость Бо­жию к вам и лю­бовь. Ибо Гос­подь Пре­ми­ло­сер­дый вре­мен­ны­ми скор­бя­ми хо­чет из­ба­вить вас от веч­ных ужас­ней­ших му­че­ний, о ко­то­рых по­ду­мать страш­но. А по­то­му взы­вай­те ко Гос­по­ду с пра­вед­ным Ио­вом: Бу­ди имя Гос­под­не бла­гос­ло­ве­но от­ны­не и до ве­ка! (ср.: Иов 1, 21).

преп. Иосиф

Райские селения монаха Феодула

Современный мир призывает людей, по словам звонких слоганов, брать от жизни все; заряжая мозги, — получать райское наслаждение, а съев шоколадный батончик, быть в полном порядке. У многих вся жизнь проходит напоказ, при свете софитов и громкой неумолкающей музыки. А между тем, Бог любит тишину и посещает только «кроткого и смиренного сердцем».

Преподобноисповедник Никон

В 1908 году в «Дневнике» послушник Николай Беляев (впоследствии — преподобноисповедник Никон) записал следующий рассказ своего духовного старца преподобного Варсонофия Оптинского.

«Живет на кухне монах, совсем простой, может быть, даже неграмотный. Никто о нем ничего не знает. Даже о. архимандрит не знал, чего он достиг душой. Ну, а мне как духовному отцу известно все. Он постоянно молчал и проходил Иисусову молитву. Все видели, что четки постоянно при нем и всегда в движении, но никто не предполагал, что делается у него внутри. Устную молитву он до того усвоил, что начал уже подходить к внутренней. Редко мне приходилось с ним беседовать, но когда это случалось, то это доставляло мне великое утешение.

Прп. Варсонофий Оптинский

Заболел он и лег в больницу, а я, когда на первой неделе исповедовал братию монастырскую в больнице, зашел к нему поговорить. Спрашиваю, не хочет ли он чего.

— Нет, Батюшка, ничего. — Потом я его опять спросил, не хочет ли он чего.

— Ничего… Да вот разве, Батюшка, кисленького чего-нибудь.

— Хорошо, — говорю я.

На следующий день принес ему два яблока да два апельсина. И как он был рад! Как мало нужно для монаха! Не то что в миру, там дадут миллион — мало, давай другой, — все хотят забрать. А здесь такой пустяк, и сколько доставляет радости. Потом я его как-то спросил:

— Как тебе?

— Да скучно здесь, Батюшка, жить.

— А где же весело? — спрашиваю я.

— Вот там, указывая на небо, — сказал он.

— Да, там весело, если только примут. А ты готов?

— То-то и дело, что не готов. Я грешник, хуже всех.

На следующий день прихожу и спрашиваю:

— Не надо ли тебе чего?

— Нет, Батюшка, ничего. Единого желаю: разрешитися, и со Христом быти(Флп. 1, 23). Помолитесь обо мне, Батюшка. Далекий, незнаемый путь предлежит мне.

Благословите, Батюшка, идти.

— Бог благословит, иди. Когда будешь предстоять Престолу Господню, помяни меня, своего духовного отца.

— Хорошо, помяну, аще буду.

— Ну, уж конечно, если будешь.

Сегодня прибегает послушник и говорит, что о. Феодул скончался. Я верую, что пошел он в райские селения. Вот как здесь умирают и как в миру…»  

Краткая справка

Феодул, в миру Марус Филипп Иванович (11.10.1872 — 04.03.1908), монах. Из крестьян Прилукского уезда Полтавской губернии. Поступил в монастырь 22 апреля 1900 г. Определен в число послушников 18 сентября 1903 г. Пострижен в рясофор в 1903 г. Пострижен в монашество еп. Трифоном (Туркестановым) в Оптиной пустыни 15 октября 1906 г. Проходил послушание в братской кухне, на кухне для рабочих. Погребен, вероятно, с северной стороны Введенского собора.