Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Го­ре на­ше­му вре­ме­ни; ны­не тес­ный и при­с­корб­­ный путь, ве­ду­щий в жи­вот веч­ный, ос­тав­ля­ем, а ищем от­рад­но­го и спо­кой­но­го, но Ми­ло­сер­дый Гос­подь не­воль­но сво­дит с се­го пу­ти мно­гих и пос­тав­ля­ет на прис­ко­рб­ный. Не­воль­ны­ми скор­бя­ми или бо­лез­ня­ми приб­ли­жа­ем­ся ко Гос­по­ду, ибо они нас не­воль­но сми­ря­ют, а сми­ре­ние, ког­да оное стя­жем, и кро­ме дел мо­жет нас спас­ти, по сло­ву свя­то­го Иса­ака Си­ри­на.

преп. Макарий

Ког­да най­дет ханд­ра, не за­будь уко­рять се­бя, вспом­ни, сколь­ко ви­но­ва­та пред Гос­по­дом и пе­ред со­бою, и соз­най, что не­дос­той­на ни­че­го луч­ше­го, и тот­час по­чу­в­ству­ешь об­лег­че­ние.

преп. Амвросий

Ску­ка уны­нию вну­ка, а ле­ни дочь. Что­бы про­г­нать ее прочь, в де­ле пот­ру­дись, в мо­лит­ве не ле­нись, тог­да и ску­ка прой­дет, и усер­дие при­дет. А ес­ли к се­му тер­пе­ния и сми­ре­ния при­ба­вишь, то от мно­гих зол се­бя из­ба­вишь.

преп. Амвросий

Есть ли разница между духовником и старцем?

По уставам иноческого предания, при пострижении от Евангелия предают старицам, а не духовным отцам, кото­рым (то есть старицам) и должны новоначальные откры­вать свою совесть для получения советов и наставлений, как противостоять искушениям вражиим; но это не есть исповедь, а откровение; и в сем случае исполняется апо­стольское предание: Исповедайте убо друг другу согрешения ваша (Иак. 5, 16).

Таинство же исповеди совершенно дру­гое и не имеет к откровению никакого отношения; обязан­ности духовника совершенно другие, нежели отношения к старицам.

Припоминаем об одной синклитике[1], которую архиерей передал одной старице и вопросил ее, в каком на­ходится исправлении. Получил в ответ, что слишком до­бра к ней; тогда он предал ее другой старице, строжайшей, и по прошествии некоторого времени узнал от нее, что сия смягчила ее нравы, — не есть ли оное образ и нынешнего предания? Мать игуменья ваша поступает благоразумно и сообразно уставам иноческого предания, желая сестер за­благовременно приучить к очищению своей совести, до по­стрижения в монашество; а тем самым делает настоящий искус, по преданию святых отец, в иночестве просиявших.

Что же касается до того, что будто в келье без священ­ника нельзя молиться, то это более удивления достойно, нежели вероятия. Сколько видим святых жен, в пустыне жительствовавших, в посте просиявших; чем они занима­лись, как не молитвой в уединении?

Святая Мария Египет­ская в пустыне без пресвитера приносила свои молитвы и токмо в последний год жизни удостоилась узреть святого Зосиму и принять от него Святые Христовы Тайны. На счет же того, что без благословения старицы ничего не де­лать, это не только полезно, но и спасительно.

Из множе­ства примеров, имеющихся в патерике и писаниях святых отец, напоминаем о том ученике, который, будучи послан на послушание от старца в город, едва не впал в любодея­ние, но, воспомянув старца, невидимой силой был восхи­щен и очутился в келье своей.

Что относится до старцев, то в девичьих монастырях подразумевать должно о старицах. Не все старцы были священники, сие ясно видеть можно из жития преподобного Пафнутия Боровского, чудотворца (1 мая), ибо у него в монастыре из семисот братий не было ни одного священника, но все были под руководством старцев.

Итак, лучше сообразоваться с уставами иноческо­го жития и быть спокойными.

В Добротолюбии, в послании святого Кассиана к Леонтину игумену (IV части лист 157, на обороте), напечатано: «Авва Моисей рече: да не точию, яже творим, но и яже по­мышляем, открываем отцем; и да ни в чем же своему по­мыслу веруем, но и во всем словесем старец да последуем; и оно быти добро веруем, еже аще они искусят. Сие же де­лание не точию истинным рассуждением и правым путем инока невредима пребывати устрояет, но и от всех сетей диавольских без вреда того сохраняет».

Сия помянув вашей любви от многого малое и поручая вас покрову Божию и слову благодати Его, остаемся ваши недостойные богомольцы, многогрешный иеросхимонах Леонид и многогрешный иеромонах Макарий.

19 сентября 1840 года.


[1] Синклитика (церк-слав., из греч.) — близкая родственница высоко­поставленного византийского чиновника, члена правительства.

Из Жизнеописания оптинского старца иеросхимонаха Леонида (в схиме Льва)