Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Что луч­ше – ред­ко или час­то при­об­щать­ся Свя­тых Хрис­то­вых Та­ин, ска­зать труд­но. Зак­хей с ра­достью при­нял в свой дом до­ро­го­го Гос­тя, Гос­по­да, и хо­ро­шо пос­ту­пил. А сот­ник, по сми­ре­нию, со­з­на­вая свое не­дос­то­и­н­ство, не ре­шил­ся при­нять и то­же хо­ро­шо пос­ту­пил. Пос­туп­ки их хо­тя и про­ти­во­по­лож­ные, но по по­буж­де­нию – оди­на­ко­вые. И яви­лись они пред Гос­по­дом рав­но дос­той­ны­ми. Суть в том, что­бы дос­той­но при­го­тов­лять се­бя к ве­ли­ко­му Та­ин­ству.

преп. Никон

Де­ло на­ше­го спа­се­ния за­ви­сит и от на­ше­го про­из­во­ле­ния, и от Бо­жи­ей по­мо­щи и со­дей­ствия. Но пос­лед­нее не пос­ле­ду­ет, ес­ли не пред­ва­рит пер­вое.

преп. Амвросий

Ве­ра не в том толь­ко сос­то­ит, что­бы ве­ро­вать, что есть Бог, но и во всеп­ре­муд­рый Его Про­мысл, уп­рав­ля­ю­щий тва­ря­ми Сво­и­ми и все на поль­зу ус­т­ро­я­ю­щий; вре­ме­на и ле­та по­ло­же­ны суть в Его влас­ти (Де­ян. 1, 7), и каж­до­му из нас пре­дел жиз­ни оп­ре­де­лил преж­де бы­тия на­ше­го, и что без во­ли Его ни пти­ца не па­дет, ни влас гла­вы на­шей не по­гиб­нет! (Мф. 10, 29; Лк. 21, 18).

преп. Макарий

Проповедь в день памяти вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие о Господе братья и сестры, поздравляем всех с большим праздником. Сегодня мы совершаем память трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. За 2000-летнюю историю Церкви было множество архиереев, которые прославлены в лике святых. И за 2000 лет только трое получили наименование вселенских учителей – вот эти три человека, память которых мы сегодня празднуем.

Эти люди были во многом схожи: происходили из знатных семьей, они были очень талантливы сами по природе, получили блестящее образование. Люди были просто блестящего ума. Они были очень мужественны, потому что несли одновременно подвиги исповедничества, потому что время их святительства пришлось на распространение разных ересей. Еретики были очень агрессивны, например, Григория Богослова за богослужением чуть не убили: побив камнями епископа, сослужащего ему, убили, он еле живой остался – его успели вытащить из храма. Вот этот весь подвиг святительства в то время требовал огромного мужества. Они, помимо этого, сами лично вели очень самоотреченную жизнь: постились, молились и жили достаточно, но более чем сказать, скромно в своем личном обиходе. Но главное не в этом. Главное то, что это были люди единого духа, единым духом они были движимы. И единственной, если можно так сказать, темой их жизни, единственным то, куда были направлены все их мысли, все их чувства и все их таланты, – это был Триединый Бог и воплотившееся Слово – Иисус Христос. Все таланты свои они направили к Нему, всю свою жизнь посвятили Ему.

Они тщательнейшим образом изучали волю Божию, которая открыта в Священном Писании, то, к чему многие, особенно в наше время, относятся очень легкомысленно, практически его не читают и не знают – всю свою жизнь они его читали. Вот эти талантливейшие люди пришли к таким выводам. Святитель Григорий Богослов сказал: единственная мудрость, которую познал я, это то, что в жизни своей надо бояться Бога. Единственная мудрость, которую он сказал, – это бояться Бога. Святитель Иоанн Златоуст сказал, что все тщетно, все знания тщетны, они все впустую, если человек не знает Божественное Откровение.

Давайте, братья и сестры, посмотрим немножко на свою жизнь. Все, стоящие здесь, как минимум окончили кто девять, кто одиннадцать классов школы. То есть это 9-11 лет учебы. Потом еще 5 лет университета или института, или 3 года получения какой-то специальности. Плюс еще, устраиваясь на работу, мы тоже что-то изучали. В перерывах между этим мы тоже интересуемся много политикой, разными новостями, искусством. И вот, представьте, что единственное то, что мы точно и достоверно знаем о себе – это то, что мы все умрем. И вот, представ на Страшный суд, самый главный вопрос, обращенный к нам, будет следующим – это будет тот вопрос, который Господь задал апостолу Петру. Он ему сказал: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?» – это самый главный будет вопрос. Очень горько будет понять в тот момент жизни, когда уже подводится самый итог, когда уже предстоит экзамен, – понять, что, прожив 30-40 лет, даже 20 лет, кто-то 50-60-70-80… Представьте, какая горесть будет осознание того, что ты прожил десятки лет и ты даже не понял цель и смысл твоего бытия. Ты даже не понял! А самое страшное, если ты понял и ничего не сделал для того, чтобы цель и смысл исполнить. Ты стоишь перед Богом, пред тобой Царствие Небесное, а войти туда могут те, кто старался в своей жизни исполнить две самые важные заповеди, о чем всё Евангелие, все Апостольские послания и все труды святых отцов: возлюби Бога и возлюби ближнего.

Мы, когда в своей жизни пытаемся эти две заповеди исполнить, перед нами раскрывается такая прекраснейшая картина, о которой сказал священномученик Петр Дамаскин. Он сказал, что правильный плод духовный жизни – это то, когда человек видит свои грехи, как песок морской. Вот такая прекрасная картина: живешь, получаешь образование, считаешь, что ты умный, может быть, талантливый, кто-то считает, может быть, что он красивый. Начиная служить Богу, видишь, что, ну просто нет ни одного места, которого не коснулся грех, вся душа – она исковеркана. Мы начинаем что-то пробовать делать, совершать какие-то дела любви, добродетели, но это как инвалид со сломанными руками – он даже ничего не может поднять, никакой тяжести. И что же делать? Вот, известный подвижник XX века, игумен Никон Воробьев, очень много книг его продается, и прям на самой обложке такие замечательные слова, особенно для всех современников нынешнего века. Он сказал: «Нам оставлено покаяние». Нам оставлено только покаяние.

Святой преподобный Макарий Великий – один из, так скажем, начальников всего православного монашества, человек высочайшей духовной жизни, его называли «земным богом» – он перечисляет те благодатные состояния, которые он переживал, он перечисляет ту высоту, в которую призван каждый человек, а потом подытоживает следующим. Он говорит: «Тебе бы стяжать хотя бы (то есть обрести) хотя бы плачь о том, что ты ничего не имеешь». Хотя бы плачь, сожаление и сокрушение о том, что ты ничего не имеешь. Только одно это является величайшим для человека приобретением. Поэтому хорошо бы было, чтобы девизом нашей жизни были слова игумена Никона: «Нам оставлено покаяние».

Жизнь каждого христианина, она покаянная тогда, когда он понуждает себя на все добрые дела. Только понуждая себя на все добрые дела и понуждая к той заповеди, о которой сказал Господь, что будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный, – только при этом напряжении сил возможно покаяние. Иначе человек себя не увидит. Так что, дорогие братья сестры, молитвами величайших святителей Василия, Григория и Иоанна Златоустого, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помоги всем нам. Аминь.

Иеромонах Филофей (Магеррамов)