Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ста­рай­ся стя­жать во всем са­мо­у­ко­ре­ние и сми­ре­ние, то и вни­ма­ние бу­дешь иметь, и стра­жу за сво­и­ми сер­деч­ны­ми дви­же­ни­я­ми.

преп. Макарий

Заз­ре­ние се­бя и са­мо­у­ко­ре­ние во всем при­но­сит сми­ре­ние, а оное сох­ра­нит мир.

преп. Макарий

Как се­бя уко­рять? Очень прос­то. Со­весть сра­зу за­го­во­рит, сра­зу бу­дет об­ли­чать, а нам ос­та­ет­ся толь­ко сог­ла­сить­ся, что пло­хо сде­ла­ли, сми­рен­но об­ра­тить­ся к Бо­гу с мо­лит­вой о про­ще­нии. Хо­тя ми­ну­ту, хо­тя пол­ми­ну­ты, а на­до обя­за­тель­но уко­рить се­бя так. На­ше де­ло уко­рить се­бя, хо­тя бы и на очень ко­рот­кое вре­мя, а ос­таль­ное пре­дос­та­вим Бо­гу.

преп. Варсонофий

СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕКрещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Вот Господь приходит креститься на Иордан, приходит среди множества людей, приходит среди тех, кто пришли посмотреть, что же совершает Иоанн, великий пророк и Предтеча, на Иордане, кто-то осознано, большая часть из страха или любопытства. Но на Иордан шли почти все весьма и весьма многие в то время. И вот Господь, как Начальник жизни, совершитель всего в этой вселенной, прежде всего Бог смирения и послушания, приходит на Иордан, послушаясь Небесному Отцу.

Также как Он рождался в Вифлееме, также как Он взошел на Голгофский Жертвенник, так и ныне Он приходит на Иордан, чтобы совершить всякую правду, исполнить то, что заповедано Ему Небесным Отцом. В величайшем смирении приходит Господь, незнаемый ни кем, скрываемый этой толпой, как один из многих, словно ничего не значащий и равный со всеми. Но, тем не менее Иоанн именно для этого и пришел на Иордан, чтобы явить Его миру, чтобы мир познал Его, как Агнца Божия, о Котором и говорит святой Предтеча. Он говорит: Вот Агнец Божий (Ин. 1, 29).

Современный мир, современная цивилизация, в основном городская, уже не вполне понимает, кто же такие агнцы. Мало кто имел возможность видеть вживую эти кроткие создания, эти незлобивые, послушные и чистые существа. И, тем не менее, те существа, которые приносились в жертву Богу живому в Ветхом Завете, прообразуют ту единственную подлинную Жертву, которую пришел совершить Христос, принося на Голгофском жертвеннике в жертву Самого Себя. Именно, прежде всего на это указывает Иоанн Предтеча, говоря: вот Агнец Божий, вземлющий грехи мира. 

Кротость агнцев в их послушании, смирении и простоте. Господь вземлет грехи мира не только потому, что Он взошел на Голгофу, Он еще и принимает человеческое естество на Себя во всем его уже бесславии, в наследии Адама, отпавшего от Бога, в его грехопадении. Вземлет грехи мира по мысли святителя Николая Сербского и в том, что Он подчиняется всякому закону, и закону естества в человеческой плоти совершает все необходимое для простого человека, осознавая и ощущая все немощи человеческого естества, но исполняя все-таки закон Божий. Все то, что было предписано ветхозаветному Израилю, Он исполняет, показывая и нам в том пример.

И, конечно же, Он вземлет грех мира, как приносимую жертву и одновременно приносящую, как Первосвященник во век, принимающий на Себя все поношение человечества: всю горечь человеческого греха, все бесславие рода человеческого, угнетаемого дьяволом. Он совершает эту жертву, чтобы соделать нас Своими сынами. Он становится человеком, чтобы человека сделать богом по благодати. Он приобщается человеческого естества, чтобы человек приобщился божественной жизни.

И вот, Он приходит креститься. Иоанн, который свидетельствует о Нем, что Он есть Агнец Божий, вземлющий грехи мира, думает на мгновение, что он уже совершил то, что должен был сделать. Он указал на Него. И далее в страхе и трепете смиряется перед Создателем, отказываясь совершать крещение, признавая свое недостоинство. Но смиреннейший Бог уходит в глубину смирения, и Он смиряется пред Иоанном, говоря: «оставь, нам ныне надлежит исполнить всякую правду», потому что праведно было пред Богом послушать Его.

И Господь входит в струи Иордана, чтобы утвердить истинность Иоаннова крещения, его значимость, чтобы одновременно показать нам значимость нашего крещения, прообразуя уже то крещение, которое пришел Он совершить водою и Духом, и с тем, чтобы входя в эти воды, потопить ветхое человеческое естество. Он входит в воду, прообразуя, как потопом был смыт грех первого человечества. Он входит в Иорданские струи, как некогда был потоплен фараон в Чермном море, чтобы отложив ветхое, человек приобрел новое.

Но, как говорит святитель Василий Великий, невозможно начать новую жизнь, не оставив первой. Так и Господь желает, чтобы мы, приобщаясь Его великих благодеяний, Его благодатных даров, которые Он дарует нам, святой Своей Церкви, домостроительством нашего спасения, совершаемым перед нашими глазами, желает, чтобы и мы, обратившись от ветхого, отвратившись от него, обратились к новому. Господь, входя в струи Иордана, был засвидетельствован нисхождением Духа Святаго в виде голубя, потому что Иоанну Предтече выло предвозвещено, что Тот, на Кого увидишь сходящего Духа, как голубя, Тот есть истинный Мессия, Тот, Кто пришел крестить Духом Святым и огнем.

И более того, мы видим утверждение троичности Божества здесь, на Иордане, потому что не только Сын вошел в иорданские струи, и Дух Святый свидетельствовал о Нем, но и голос Отца Небесного, который изрекает с неба: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17).

Нам с вами крещением Спасителя дарована возможность обновления нашей с вами жизни. Господь, пребывающий в неприступном свете, входит в эту тварную вселенную, чтобы нас соделать общниками Его божественного света, нас ввести в эту область света из мрака, из тьмы неведения, из ужаса всех наших прегрешений, зол и страстей. Господь дает нам эту возможность как залог новой чистой святой праведной благодатной жизни. Но Господь дает нам эту возможность именно как наш свободный выбор, потому что Господь никогда не совершает насилие над человеком.

Однажды, при сотворении человека, при создании мира дан нам этот дар свободы, дар выбора. Он уважает его до конца даже когда человек в своем безумии, безрассудстве страстности своей употребляет его на зло. Господь лишь призывает его отвратиться от греха, но не творить насилие, потому что Он хочет, чтобы мы с вами стали Его сыновьями и дочерями, чтобы мы научились Его любить, приобщившись к Его любви, осознав ее, восчувствовав. Потому что Господь уже здесь в этих струях Иордана прообразует Себя как жертву живую. Он как агнец уже уготован к закланию, спустя три года, на Голгофе — ради спасения нашего с вами. И в этой жертвенности Он являет полноту Своей божественной любви, потому что не может быть совершенной жертвы без любви, как и подлинной любви без настоящей жертвенности.

И Он ожидает от нас с вами этих чувств, чтобы и мы разженные сердцем, Его любовью смогли в чем-то хотя бы пожертвовать, отказать себе, в чем-то понудить себя, чем-то пожертвовать ради Него, но, в конечном счете, и ради самих себя. Потому что в этом есть наша жизнь, жизнь подлинная, жизнь блаженная, жизнь бесконечная и присносущная.

Сегодня, словно бы приходя вместе с этой толпой на Иордан, увидим это умаление Божества, Его удивительное смирение и кротость, и послушание Своему Небесному Отцу. И ужаснувшись, умилившись сердцем, восшествуем за Ним в послушании нашему Богу, в смирении пред Ним, в отречении от своего греховного «я» ради нашего спасения, чтобы и нам стать общниками Его жизни, жизни вечной, которую Он дарует нам в преизбытке, лишь бы мы возжелали ее от сердца. Аминь.

 

Иеромонах Назарий (Рыпин)