Собор Оптинских Старцев
Аудио-трансляция

Па­да­яй и вос­та­яй, ка­яй­ся и сми­ря­яй­ся луч­ше не­па­да­ю­ще­го и не­ка­ю­ще­го­ся, и нес­ми­ря­ю­ще­го­ся; от бра­ней на­у­ча­ем­ся ис­ку­с­ству.

преп. Макарий

Неделя 17-я по Пятидесятнице, по Воздвижении Память Преподобного Илариона Оптинского

Сегодня мы, дорогие отцы, братья и сестры, празднуем память великого старца Оптинского, преподобного и богоносного старца Илариона. Прославляя этого великого угодника Божия, необходимо нам во всей полноте, насколько возможно, разобраться, что есть понятие «преподобный». Вот мы прославляем: Преподобный отче наш Иларионе, преподобные и богоносные старцы Оптинские, все преподобные отцы наши, молите Бога о нас. В чем преподобие?

Изначально с первых страниц Библии мы видим во второй главе, Господь, когда творил человека, произнес священные слова творческие: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1, 26). Вот удивительно, братья и сестры, здесь зафиксировано изначально, с первых строк буквально (вторая глава!), сказано о таинстве Пресвятой Троицы, о величии, о непостижимом величии Бога. Видите, точный перевод. Дано множественное число, которое относится к личности. Бог один, но Он говорит «сотворим». Троица, Триединый Бог. Сотворим по образу Нашему и по подобию Нашему. И действительно, тот образ, который мы носим, наша бессмертная душа она имеет действительно, что? Душа, дух и тело — трехсоставная. Если мы посмотрим на внешний мир, он также: везде наложена печать славы богословия. Везде триединство, тем более в человеческой природе.

В чем в нас заключен образ Божий? Образ Божий — это бессмертная наша душа, бессмертный наш ум, присно действующий, братья и сестры. Как Бог всегда действует, как Он о Себе говорит: Отец и ныне делает. То есть Бог всегда совершает действия только во благо.

Господь конечно не человеческими трудами трудится. Господь совершает таинства промысла Божия над этим миром для того чтобы дать по возможности каждому человеку, кто может услышать проповедь Божию, кто может услышать и пойти дорогой Божьей для спасения своей души.

Все люди, все народы земли — Его дети. К сожалению, видите, мало кто слышит, либо не то, что не слышат, а многие не желают слышать проповеди Божьей. Все действие промысла Божия заключается в том, чтобы ими же веси судьбами, всеми возможными средствами, которые только один Бог знает, чтобы помочь каждому из нас спасти свою бессмертную душу.

Образ Божий бессмертный, а душа богоподобная, она не стареет, всегда присно действующая, которая имеет разум, волю, чувства, священное сердце, глубину ума.

То есть нельзя путать, дорогие братья и сестры, а то так мы в суете своих дней, своей жизни, своего быта так и думаем, что ум и мозг это одно и то же; сердце тела и сердце души это одно и то же. Ни в коем случае. Это совершенно разные природы, которые соединены в человеке. То есть в биологическом теле у нас мозг, а в верхней части души у нас находится ум. И свойство и глубина ума это духовная область, которая называется сердце. Есть и в теле каждом сердце, которое качает кровь. То есть это разные объекты, но в одном организме. И глубина, как говорит пророк: сердце глубоко человека. То есть имеется в виду не физическая глубина, а тайна познания. То есть, как апостол Павел говорит, что никто не знает в Боге, только один Бог свою природу. И только человек знает, что внутри у него находится. Я имею в виду тайные помыслы, тайные желания и все, что он имеет, сам по себе человек. Это образ. А что такое подобие, братья и сестры? Сотворим человека по образу и по подобию нашему?

Подобие Бога в человеке это призыв Бога к каждому из нас, чтобы мы действовали, мыслили, как Он. Потому что если Он себя открыл, Он подтвердил на кресте, что Он является совершенной жертвенной любовью, совершенной правдой, истиной и милосердием. Просто невозможно все эти качества перечислить. Если мы эти качества не видим, мы не знаем, что это отражение Бога в нас.

Все, что отрицательное, это следствие грехопадения, дурного влияния окружающего мира, демонической природы, либо когда человек, к сожалению, увлекается страстями различными и помрачает свою природу.

Неспроста каждый день творческий завершается такими словами, Господь говорил такие слова: «Все добро зело», то есть все очень хорошо. И святитель Иоанн Златоуст толкует это место, что значит, что все очень хорошо, чтобы впредь на будущие времена Господь знает, что будут неблагодарные люди. И вот, чтобы они знали изначально, что все, что создал Бог, все безмерно, все очень хорошо.

Если мы сейчас видим болезнь и смерть, беззаконие, войны — этого Бог не творил. Это следствие грехопадения, следствие выбора наших прародителей Адама и Евы, дьявольская воля, неверного пути заблуждение, пути сатаны. То есть они выбрали зло. И это зло, видите к чему привело человечество: беззакония, безобразия, бесстыдство, море крови, океан, — вот, что нас окружает. Войны везде. Это следствие того, что люди выбирают зло, а не то, что Бог так мир создал. Бог — абсолютная правда и истина.

Завершая каждый творческий день, Господь говорит, что все добро зело. Тем более венец творения — человек, образ и подобие Бога. Наш призыв, чтобы мы разумно, свободно своей волей всегда себя направляли, а где-то и заставляли делать добро. Потому что мы говорим, нам открыто, мы знаем, что Бог благ абсолютно по Своей природе.

Но, что такое благо? Оно же не просто как камень какой-то лежит и ничего не делает? Благо — это непрерывное волеизъявление к добру.

Сам Бог по своей природе благ, и Он делает это добро. Он не просто Свят, как говорят: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф. А будучи святым, Он каждое мгновение делает только добро и нас призывает к этому совершенству. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», «Будьте святы, потому что Я свят» (Лев. 11, 44). Вот она святость. Святость не просто какой-то потенциал, а святость — каждое мгновение нужно делать насколько это возможно вокруг себя добро.

И человек становится в этом подобен Богу и даже самим богом, как об Антонии Великом сказано. Когда одному преподобному была открыта райская обитель, он увидел всех святых того времени третьего века нашей эры, но удивился, почему нет Антония Великого, и услышал голос с неба: Антоний там, где Бог. За его чистоту нрава и за безграничную любовь к Богу и к человеку вот Господь прославил.

Преподобие, братья и сестры, это не просто: ты убежал в лес и спрятался, как некоторые думают. Вот монахи — ты ушел в лес, спрятался, и в этом заключается путь богоугождения. Нет, братья и сестры. Путь богоугождения заключается, если ты пришел в лес молиться, человек молится в первую очередь за весь мир, а потом только за себя. Вот в чем смысл, в чем сила монашества.

Как преподобный старец Оптинский Варсонофий так премудро предлагает сравнение: внешне монашество похоже на сухую палку, но сухая палка держит весь виноградник народа, Церкви и человечества. Помните, эти опорные палки. Они, кажется, ничего из себя не представляют. Сухая древесина. А она-то — несущая тягловая сила. Вот что такое монашество. То есть, внешне мы, кажется, ни кому, ни какой пользы не приносим, но молитва и труд наш, который здесь заложен, он является примером для окружающего мира. Это изначально, с первых дней существования монашества, как первичный образ богоподобия.

Семья, дорогие братья и сестры, это  тоже образ святости и богоугождения. Ибо некоторые заблуждаются и думают, что путь преподобия это только для монахов. Он для всех. Господь всем дал. Семья — это целомудрие, семья — это святость. Это не просто хорошо или плохо. Семья — это не просто Закон Божий, а семья — это путь святости. Потому что если семья живет благочестиво, если супруги хранят любовь и верность друг другу, любовь к своим детям, сродникам, совершая друг другу добро и послушание, — вот это святость и есть.

Поверьте, святость, она очень неприметная, она очень тихая. Вот «Свете Тихий, святыя славы» — истинный Бог наш. Мы настолько в суете забываем о нем, а он же сквозь нас проходит. Вот такая тишина в святости. Она никогда не кричит, не визжит, она не требует славы, она не требует поклонения. Она всегда служит и помогает, трудится и терпит, прощает и молится, любит и кормит. Вот она, святость.

Чем больше добра и простоты в человеке, тем ближе к Богу. Не монашеские звания, не одежда спасает, а спасает сердечное расположение. «Благий человек от благаго сокровища сердца своего, — Господь говорит наш, — износит благое; и злый человек …» (Мф. 12, 35). Видите, не дай Бог, если сердце человека становится источником зла, большей беды быть не может. Конечно, покаяние возможно пока жив человек. Но в чем беда? То есть источником развития всей духовной природы является сердце.

Видите, Господь говорит: от сердца исходит помышления лукавые и злые. То есть берегите свое сердце, очищайте свое сердце покаянием, пока Господь дает время жизни этого века для того, чтобы мы исправились. Поэтому дорогие братья и сестры, образ и подобие в человеке, который заключен, как говорит апостол Павел в послании к Ефесянам, он так и пишет, как бы развивая это изначальное слово, которое Господь нам изложил в путь нашего спасения, что в правде преподобие и истина. То есть, что такое правда? Правда — это исполнение святых Христовых заповедей. А что такое преподобие и истина, то есть во всем нужно действовать, как Бог. Потому что Господь наш Иисус Христос говорит что? Что Он путь, истина и живот. Живот — это жизнь. Поэтому в правде и преподобии истина. Во всех действиях нужно уподобляться Христу.

Что еще во время творения было совершено удивительное божественное таинство, когда Господь создал человека? Такая строка есть в Библии: вдохнул в лице Адама дыхание жизни. Что это за дыхание? Это действие и сила Святаго Духа. И поэтому, видите, первые люди, почему они были наги и не стыдились? Почему они совсем другие были, другая природа? Они этого мяса не носили на себе. У них была духовная плоть, потому что они общались с Богом напрямую, и живы были. А Моисей уже говорит после грехопадения, уже спустя тысячелетия, открой, Господи мне Себя, и с меня этого достаточно. А Господь что ему говорит? В этом падшем, измененном состоянии не может человек видеть Меня и жив остаться. Вот Адам и Ева какую имели природу, и что сделало грехопадение с ними и с нами. То, что вдохнул Господь в лицо, это действие Святаго Духа. Это еще главная составляющая, что не просто нужно верить, не просто нужно жить, не просто исполнять святые Христовы заповеди, а нужно еще, как по учению преподобного Серафима Саровского, кстати, он это место так и толкует, что дыхание жизни это действие Святаго Духа.

И поэтому наша задача, цель христианской жизни (помните, беседа преподобного Серафима Саровского), в стяжании Святаго Духа. Не просто уподобляться во всем Богу в доброделании и в молитве, а самое главное, через молитву, покаяние и послушание совершенствовать свой образ Божий во имя Христа, чтобы стяжать уже здесь, братья и сестры. В этом мире стоит задача и обязанность стяжать благодать и силу действия Святаго Духа. Это уже вечная жизнь. Даже есть люди, которые находясь здесь телом, душой пребывают там. Это очень важно.

Действие Святаго Духа оно совершается, видите, через послушание Богу, Церкви и в семье. Посмотрите, как о Христе сказано: «послушлив был, даже до смерти». Это образ нам, чтобы мы, если так друг друга будем любить и слушаться друг друга до смерти, что бы тогда было, братья и сестры, дорогие.

А что делает сатана? Он всех перессорил, все друг друга ненавидят, не знают, как подставить, разорвать, обобрать, унизить, растоптать. Вот она сатанинская сила. А любовь Божия, сила Божия в чем заключается? В этой безмерной любви, всепрощении, помощи и молитве друг за друга. И по мере, как человек возрастает в покаянии и молитве, он получает постепенно вот эти начатки благодати. Это уже начало вечной жизни. Причем это начало вечной жизни не теоретическое, а настоящее действие, от которого человек лично начинает узнавать Бога. Это очень важно. Это следующая ступень жизни христианина, которая является залогом и началом вечной жизни уже здесь.

Поэтому дорогие братья и сестры, путь преподобия открыт всем и каждому. Будем молиться преподобным старцам Оптинским, всем русским святым, всем святым, от века Богу просиявшим и преподобному ныне чествуемому празднуемому великому старцу Илариону, чтобы Господь дал нам крепость сил, чтобы мы правильно разумели образ христианской жизни, совершая насколько возможно и посильно побольше добра вокруг себя, и молитвенного подвига. И тем самым будем иметь надежду на вечную жизнь. Аминь.

Архимандрит Владимир (Милованов)