Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

За соз­на­ние ва­ше в не­ра­де­нии и ле­нос­ти о не­исп­рав­ле­нии пра­ви­ла да прос­тит вас Гос­подь, и аз не­дос­той­ный про­щаю, и со­ве­тую по­ла­гать на­ча­ло жить не по сво­ей во­ле, а по за­по­ве­дям Бо­жи­им и по со­ве­ту, к ко­му из­ве­ща­е­тесь ве­рою, а по сво­ей во­ле хо­тя и мно­го мним­ся се­я­ти, но жат­ва бы­ва­ет тщет­на, се­го из­бе­гай­те.

преп. Лев

Са­мо­чи­ние при­во­дит к тщес­ла­вию и окан­чи­ва­ет­ся ду­шев­ным вре­дом, а ког­да то же де­ло со­вер­ша­ет­ся с бла­гос­ло­ве­ни­ем, то ра­ди мо­литв бра­тии и нас­то­я­те­ля Гос­подь пок­ры­ва­ет пос­луш­ни­ка от все­го вред­но­го, и он по­лу­ча­ет ду­шев­ную поль­зу.

преп. Моисей

За­му­же­ст­во для жен­щи­ны есть слу­же­ние Пре­с­вя­той Тро­и­це – вот как ве­ли­ка для жен­щи­ны участь быть же­ной и ма­терью. 

преп. Нектарий

Неделя 27-я по Пятидесятнице Празднование иконе Божией Матери «Нечаянная Радость»

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы празднуем память иконы Божьей Матери Нечаянная Радость. По преданию некий беззаконный человек, идя на грешное дело, имел привычку молиться перед иконой Божьей Матери архангельским возгласом: Радуйся Благодатная, Господь с Тобою.

И вот однажды, когда он так по привычке помолился, у Богомладенца открылись раны на иконе, и истекла кровь. И этот человек в ужасе упал ниц и воскликнул: Госпожа, кто это сделал? И Та ответила ему, что ты и подобные тебе грешники снова и снова распинаете Сына Моего своими грехами. И человек этот упросил Божью Матерь, чтобы Она помолилась Богу и испросила у Него прощения его грехов.

И вот этот рассказ об этой нечаянной радости, когда человек жил обычным своим порядком, не чаял, не ожидал и вдруг удостоился встречи с Богом. И нечаянная радость, в общем, не даже в том, ему прощены грехи, а в том, что человек испытал опыт живого общения с Богом. В этом чудесном явлении Сам Господь снизошел до него и даровал ему утверждение веры. Ибо человек этот, по всей видимости, имел веру как некое суеверие, нечто, что было в его разуме, но что не определяло строй его жизни. В этом отношении он похож на многих из нас. Вера каким-то образом встроилась в нашу жизнь как обычай, как верование. Но по‑настоящему она не преобразила нашу жизнь, не стала ее основным содержанием и наполнением.

Вот этот человек обрел веру таким чудесным образом. И всегда вера обретается. Даже выражение «обрести веру» означает, что мы свою веру не конструируем, не приходим к ней в результате какого-то мысленного процесса. Мы всегда веру обретаем. Вера всегда от слы́шания (см. Рим. 10, 17). Мы слышим о вере, о Боге, и в нашем сердце затеплевает огонек этой веры, веры во Христа, веры в невидимый духовный мир, веры в то, что с этой жизнью, со смертью не кончается наш путь, а он будет иметь продолжение. И вера это самое главное сокровище, которое даруется нам Богом, ибо на путях веры только и возможно преображение нашей души. И каждый грех, который человек совершает, даже самые тяжкие из них, может быть оплакан и может быть какими-то добрыми делами в какой-то мере искуплен. Хотя конечно главное искупление совершил за нас Господь Иисус Христос, но все же мы можем оплакать свой грех. А вот без веры ничего невозможно изменить.

Без веры человек превращается просто в вещь, превращается не в причину самого себя, а в следствие того, что было с ним ранее. Человек, живущий без веры в порядке этой земной жизни, это человек, который всегда живет своим прошлым. Его будущее, о котором он мечтает и которое он планирует, на самом деле это тоже самое его прошлое только реконструированное. Это прошлое, которое в будущем должно восполнить то, что он не имел в прошлом. Человек не имел любви в ближних, в окружающих, вот он и стремится преуспеть, приобрести славу, завоевать уважение, почет от людей. Человек в прошлом испытывал недостаток, бедность. И вот своим упорством он старается приобрести богатство. То, что мы имеем в земном порядке своей жизни, мы имеем из прошлого, не от себя, а от родителей, от воспитания, от того круга общения, в котором мы выросли. Цвет наших волос, разрез глаз, наш рост, наше телосложение – не от нас, а от наших родителей. И все, что мы имеем, идет к нам из прошлого. Мы можем позволить себе выбирать, если имеем деньги, между марками автомобилей. Но мы не можем выбирать в том, чего желать, ибо наши желания опять-таки произрастают из опыта жизни и тех обстоятельств и событий, которые с нами были когда-то.

Человек без веры не способен освободиться от этого клубка причин, которые не зависят от него. Он просто следует тому, что было в его жизни, установлено не им. И только вера способна человека возвысить над его прошлым. Только вера способна его отменить. Как сказал апостол Павел: Во Христе нет ни иудея, ни эллина, ни раба, ни свободного, ни мужеского пола, ни женского, но всегда и во всем Иисус Христос (Гал. 3, 28). И вот эта отмена прошлого, отмена совершенного ранее она совершается благодаря вере, ибо только верующий человек по‑настоящему устремлен в будущее. Человек устремлен в будущее, потому что ищет Царствия Божия, Царства Небесного. А Царство Небесное, хотя оно находится внутри нас (см. Лук. 17, 21), одновременно находится и впереди, ибо в полноте она будет нам даровано после Божьего Суда над нами и над всем миром, который будет после окончания времен.

И человек, устремленный в будущее через это обетование в Царствие Божие, он живет не от прошлого, а от того, что ему обетовано, от того будущего мира, о котором Господь говорит: Се творю все новое, и новою землю и новое небо (Откр. 21, 5; 2Пет. 3, 13). И мы не знаем, что это будет. И сам апостол Павел, который был вознесен на третье небо, говорит, что нет слов в человеческом языке, чтобы описать то, что он видел (см. 2Кор. 12, 2-4). И человек устремляется в своей христианской жизни, если он правильно понимает свое христианское призвание к тому, что находится за пределами этого мира, к чему-то, что он не может описать, ибо Господь знает немощь человеческого языка и разума. Он не устремляет человека в нечто непонятное, невообразимое. Он Сам берет его за руку и говорит: Возьми крест свой и за Мной гряди (Мк. 10, 21). И христианство поэтому следование за Христом, ибо Христос является и нашим Проводником и нашим Спасителем. Именно Он нас влечет в это будущее. Это возможно только при наличии в нас веры. И вера – это драгоценное сокровище, которое имеет каждый христианин.

Вера – это то, что человек должен хранить и возделывать, как сказано было Адаму в Эдемском саду. И всякие нападки на Церковь, на христианское мировоззрение оно в действительности не может повредить Церкви, ибо Церковь стоит и имеет свое бытие, основанное в Самом Боге. И Христос – глава Церкви. И Сам Господь сказал однажды, что созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют её (Мф. 16, 18). Церковь может сократиться в своих размерах, может сократиться количество прихожан, словесных овец, но Церковь никогда не погибнет, никогда не исчезнет. И поэтому всякие нападки на Церковь по‑настоящему не могут принести ей вреда. Всякие нападки на Церковь в действительности направлены на то, чтобы уничтожить нашу с вами веру. И все мы должны хранить в своем сердце именно залог этой веры, хранить теплоту к Богу, любовь к Церкви и ее святым, всегда иметь мысль, чтобы мы не делали о том, что Бог и видит нас и зрит на нас, и зовет нас. И какой-то человек беззаконный, который вот в этом предании, в этом рассказе о иконе «Нечаянная радость» мог бы убежать от этого чуда, он мог бы промолчать, как промолчал Адам в Эдемском саду, когда совершив грех, они с Евой спрятались в кустах. Господь Сам был вынужден идти к Адаму и спрашивать его: Адам, где ты? И Адам отвечал Ему без покаяния, что увидел я, что наг, и потому спрятался в кустах.

И вот этот человек беззаконный из рассказа об иконе сам вступает с Богом в диалог. Он сам обращается к Божьей Матери, со страхом и ужасом восклицая: Госпожа, кто это совершил? И в самом этом вопросе уже заключен ответ. В самом вопросе чувствуется признание им своей вины, ибо и ужас он испытывал от того, что ощутил, что он, его жизнь имеет непосредственное отношение к этим ранам Христовым. И Божья Матерь подтвердила это его озарение, эту его мысль. И поэтому человек в этой жизни не просто обретает веру, он получает веру из рук Божьих. А его жизнь является ответом на этот дар. Все, что он делает в этой жизни, это ответ на Божье призывание, ибо Господь желает каждому спастись, в разум истинно прийти. И каждому человеку Господь дарует этот дар веры, каждому без исключения, где бы тот ни жил. А человек способен отвергнуть этот Божий дар. Он способен его отклонить. Он усилием своей воли способен не веровать. И потому неверие это всегда грех, как бы нам не говорили о другом, как бы нам не рассказывали о том, что вера это особая психологическая особенность, что вера это некое свойство натуры определенного рода слабых и чувствительных людей. Нет, вера это всегда добровольный выбор. Этот выбор – это ответ на Божий призыв к вере. Он всегда совершается в глубине сердца при содействии нашей воли. Поэтому неверие всегда останется грехом, ибо человек обретает волю добровольно и добровольно от нее отказывается.

Спаси всех Господь.

Аминь.

Иеромонах Димитрий (Волков)