Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Сми­рен­ные лю­ди в ду­хе ни на ко­го и мыс­лен­но не до­са­ду­ют, но се­бя счи­та­ют во всем ви­нов­ны­ми и греш­ны­ми и ни на ко­го не роп­щут, но за все Бо­га бла­го­да­рят.

преп. Антоний

Че­ло­век сми­рен­ный жи­вет на зем­ле, как в Царстве Не­бес­ном, всег­да ве­сел, и спо­ко­ен, и всем до­во­лен.

преп. Антоний

Бог по­се­ща­ет Сво­ею ми­лос­тию толь­ко сми­рен­ных.

преп. Амвросий

Проповедь в Неделю 5-ю Великого поста. Преподобной Марии Египетской

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Вера твоя спасла себя, иди в мире. Ибо многое тебе прощается за то, что ты много возлюбила, – слышали мы сегодня в Евангельском чтении. И мы сегодня совершаем память Марии Египетской. Конечно, все мы знаем и житие, ибо несколько дней назад еще раз мы слышали подробно в день Марииного стояния, когда читался канон Андрея Критского. Но сегодня мы будем говорить не столько о Марии Египетской, а об одной проблеме, которая волнует каждого из нас и особенно родителей. Почему дети православных родителей, которые ходят с детства в храм, по достижении определенного возраста неожиданно перестают ходить в храм? И почему это происходит, и что нужно сделать, чтобы устранить эту причину? Потому что это проблема, которая беспокоит всех нас, ибо от детей зависит будущее нашей Церкви, от детей зависит будущее нашей страны: какие будут они, такой будет наша Церковь, такой будет наша страна.

Итак, Мария Египетская была блудница, говорит митрополит Антоний Сурожский, но блуд заключается не только в телесном грехе, в презрении своей телесности и личности другого человека. Блуд заключается в том, что человек заблуждается. Блуд, в широком смысле, который ему придает Священное Писание – это и идолопоклонническиая привязанность к видимому миру, материальным благам и страстям. Блуд заключается в том, чтобы отдать свое сердце не тому, что достойно любви, блуд заключается в том, что свою волю вместо того, чтобы направить к единому на потребу, к чистой святой любви к человеку и к людям, и к Богу, мы распыляем так, что она направлена архаично во все стороны, что она служит всем идолам, всем желаниям, всем порывам. «Разве не все мы заражены этой болезнью блуда, каждый из нас? Разве мы цельны сердцем, не разделены умом? Разве воля наша не колеблется?» – говорит митрополит Антоний. И продолжая его мысль, священник, отец Валерий Духанин из известного портала Экзегет, говорит: «В каком-то смысле святая Мария Египетская является покровительницей всех нас, кающихся развратников, тех блудников, которые решили восстать от своего духовного падения и прийти ко Господу». Эпоха, в которую мы с вами живем, очень сложная, говорит Святейший Патриарх, самое опасное, что сегодня происходит – это размывание границ между добром и злом. Церковь поставлена стражем, призвана возглашать Божию правду. Очень часто то, что говорит Церковь, не в полной мере принимается окружающим миром, а иногда и отторгается, именно потому, что Церковь говорит от Самого Бога, и это не принимается.

И вот, память Марии Египетской… 12 лет… Что такое 12 лет? Это 6-й или 7-й класс средней школы, это практически ребенок, девочка. Она покидает родительский дом, и предположительно это была православная семья. Почему? Потому что, если бы она не была православной, то ее бы не исповедали и не причастили в Иерусалимском храме перед тем, как она ушла на свой подвиг. То есть она была познакомлена с христианскими ценностями еще в детстве. И она уходит в Александрию, уходит – нигде не говорится, что она уходит от бедности, никто не говорит, что потому что какая-то другое причина, – она уходит потому, что ценности мира, в котором она живет, диктует ей совсем другие поступки. Она уходит в Александрию. И чтобы понять, мы обратимся к Евангельским словам. Что нам говорит Евангелие? Господь нам отвечает притчей о сеятеле, почему происходит отпадение. И одна из причин, как говорится, когда сеется в тернии, тернии заслоняют: как ценности этого мира заслоняют и вытесняют православные ценности, и человек подпадает под это дело.

Александрия утопала в роскоши и была городом свободных нравов, хотя уже был 5-й век православия. Это был один из величайших городов мира. В то время в мире всего, если сейчас в мире живет 8 миллиардов человек, во всем мире жило тогда 200 миллионов. В этом городе по историческим данным жило 300 свободных граждан, а телеканал «Спас» называет его вообще городом-миллионником. Это был настолько богатый город, что только театров в нем было 400 – это больше, чем в современной Москве, в которой живет около 13-ти миллионов человек; 4000 дворцов, 4000 бань, 12 000 только торговцев свежим маслом, 12 000 садовников и прочее, прочее, прочее. Насколько это был богатый город можно судить по жалованию генерал-губернатора, который получал ежегодно 40 фунтов золотом, то есть где-то 18 килограмм чистого золота или по современным российским ценам – 90 миллионов российских рублей. Город задыхался от богатства. И эти ценности, с которыми она столкнулась и не могла их понести, она приняла и посчитала то, что, к сожалению, происходит со многими из нас, что и в этом есть смысл жизни. И ступив на путь блуда, она делала это не за деньги, не по принуждению, а потому что посчитала, искренне считала, что в этом есть самый главный смысл жизни. И в доказательство этого приведу несколько примеров.

В греко-римском мире блудниц не только не презирали, но даже очень и очень почитали. Фрина, афинская блудница, после разорения Александром Великим каменных стен знаменитого города Фивы, предлагала за свой счет возобновить эти стены и устроить город лучше прежнего при условии, если на стенах будет написано «Александр разрушил, а Фрина блудница выстроила». Лаиса, коринфская блудница, была настолько богата и знаменита, что, по уверению некоторых, одно время «греческая земля лежала при ее дверях». Фаис, афинская блудница, была так красива и знаменита, и богата, что царь Птолемей I после Александра Великого не постыдился сделать ее своей женой, царицей. Родония из Фракии, египетская блудница, имела такое богатство, что, подражая славе египетских царей, сама для своего прославления воздвигла пирамиду, нисколько не худшую египетских пирамид. Вот с каким миром столкнулась Мария Египетская. И Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорит: «Но и сегодня существует во всем мире великое множество соблазнов и сил, которые, воздействуя на человека без всякого употребления физической силы, способны оторвать его от Бога и Церкви и помрачить его жизнь и способность свидетельствовать о Божией правде».

И когда у нее произошло изменение сознания, у Марии Египетской? Только тогда, когда она вошла в храм Божий в Иерусалиме, и Божественная сила за ее нечистоту не позволила ей войти в храм. И тут она поняла, что система ценностей, которой она придерживалась, ложна, и она ничто по сравнению с вечностью. И только тогда, когда она просила и ничто не помогало, единственной заступницей была Пресвятая Богородица, к Которой она обратилась и сказала: «Ну хотя бы Ты, хотя бы Ты за меня заступись, если Ты это сделаешь, я обещаю Тебе: больше никогда не вернусь к этому пути». Она причастилась, Бог ей позволил это сделать, поскольку, видимо, была православной, покаялась, и пошла на свой подвиг.

Итак, сегодня по официальным данным таких известных порталов как Православие.ру, Правмир, Экзегет и другие, по статистике священников, которые занимаются этим делом, 75% воцерковленных подростков перестают на определенном этапе ходить в храм, то есть трое из четырех. Это страшные цифры. И это происходит обычно в два пика: подростковый 14-15 лет и студенческий. И, как говорят, причина такого состоит в том, что уходит во многом заслуга школы фарисейства, которая была пройдена в детстве, но на самом деле не явилась приобщением к духовной жизни. Святитель Тихон Задонский сравнивал душу с зеркалом: куда она обращена – то в ней и отражается, с тем она и на Суд пойдет. Обращена она к Богу, к небу – отражается в ней Господь и все небесное. А если обращена к земле, то отражается в ней земная суета, земные грехи и страсти, одним словом, мир сей, во зле лежащий. То есть, чем больше мы вглядываемся в бездну, тем больше бездна вглядывается в нас. Общение с греховным миром, если человек от этого не отвергается, не проходит бесследно.

И, к сожалению, мы должны признать, это официальные данные, в том числе такого органа, как «Журнал Московской Патриархии» или МВД Российской Федерации, что те, кто регулярно исповедуется, причащается, соблюдает посты, праздники, читает Евангелие и вообще старается хоть как-то жить по заповедям, то есть, соблюдает минимальный уровень того, что требуется от воцерковленного человека, составляет 2-3% от населения Российской Федерации. Остальные живут как угодно. И поэтому Иларион (Троицкий), священномученик, говорит: «Вне Церкви невозможна христианская жизнь. Только в Церкви может жить, развиваться и спасаться человек». А святитель Филарет Московский говорит: «Кто не живет истинно по-христиански, тот находится в состоянии нравственного идолослужения». Вот с каким миром сталкиваются наши дети, входят в мир, в котором, иногда, не получая должного воспитания в семьях, в котором первое место мы занимаем в мире по абортам, о чем говорил постоянно Патриарх, и постоянно Патриарх призывает, чтобы мы с этим что-то делали. Мы первые места занимаем и по другим вопросам: 7 из 10 браков, зарегистрированные каждый год, распадаются, 30-40% детей живет в неполноценных семьях.

Почему это происходит? Что влияет на нас? Об этом предупреждал нас Иоанн Кронштадтский сто лет еще назад. Он говорил: «Удивительная болезнь явилась ныне, это – страсть к развлечениям. Никогда не было такой потребности к развлечениям, как ныне; это показатель того, что людям нечем стало жить, что они разучились жить серьезною жизнью, трудом на пользу нуждающихся и внутренней духовной жизнью. Пастыри должны от этих пагубных развлечений охранять наш народ, – говорит Иоанн Кронштадтский, – Пастыри должны быть на высоте своего призвания». Многое влияет на жизнь: и школа, и общество, и литература, и кино, и эстрада, музыка и так далее. Но больше всего влияет на нашу жизнь и особенно на детей – это интернет. Это та мерзость и та зараза, которая убивает просто наших детей. И об этом нужно говорить прямо. Даже те многие, так называемые, поп-идолы, запрещают своим детям слушать их творчество, чтобы они слушали только классику, и пользоваться интернетом не больше 30 минут в день. Мы не будем называть эти имена, Бог с ними. И вот, правозащитник, депутат государственной думы Яна Лантратова сообщает: Роскомнадзор только за прошлый год закрыл 500 тысяч групп с опасным контентом для детей (500 тысяч групп!), из которых 25 тысяч – детская порнография, 23 тысячи – детские суициды, тысячи групп – вовлечения в наркоманию, алкоголизм, азартные игры. И даже в тех играх, в которые играют наши дети, пропагандируется ЛГБТ, насилие, призывы прийти в школу и расстрелять своих одноклассников. И в это играют наши дети – страшный мир, с которым они сталкиваются.

Тогда возникает вопрос: а что делать? Запомните простую вещь. Если вы не воспитаете их в своей семье, то их воспитают другие люди, их воспитает другое общество. И часто, когда общаешься в Таинстве исповеди с молодыми людьми, спрашиваешь: «Есть ли у тебя угроза отпадения?» Он говорит (или она говорит): «Я не хочу быть белой вороной». Еще в советское время был такой фильм, исследование психологов: в детском саду воспитатель берет кастрюлю, в котором сладкая манная каша, но в одном углу, в котором знает только она, находится страшно горькая, соленая каша. И вот она дает ложки детям и говорит: «Таня, какая каша?» Она говорит: «Сладкая». – «Коля, какая каша?» – «Сладкая». – «Наташа, какая каша?» – «Сладкая». И потом последнему дает из горького раздела и говорит: «Витя, какая каша?» Он посмотрел на всех и говорит: «Сладкая». То есть эти ценности, если человек не научен исповедовать веру, – они его порабощают. И Амвросий Оптинский на эту тему говорит, причину нашего неверия видел в человекоугодии. Он указывал на известные слова Христа: Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? И преподобный Серафим Саровский говорил в одном из своих учений: «Cейчас в мире вся брань дьявола на христианский православный род вокруг двух вещей: вокруг молитвы и целомудрия». Потому что знает всеокаянный, что как только лишит людей молитвы и целомудрия, так они становятся врагами Бога и друзьями дьявола».

И поэтому запомните, родители, простую вещь, что нужно в два раза меньше тратить денег на них и в два раза больше уделять личного времени. Воспитание детей – это как птица в руке. Сильно сожмешь – задушишь, чрезмерно расслабишь – улетит. И Даниил Сысоев, убиенный наш с вами собрат, его отец недавно был поздравлен за его труды в Церкви, и, конечно, за воспитание своего сына большой церковной наградой, говорил: «Прежде чем учить детей молитве, научите их говорить папе с мамой спасибо, ибо если вы не научите почитать отца и матерь, никогда из них не вырастет нравственный человек. И мало знать истину, мало даже веровать в истину, надо любить ее. Любовь к истине понудит вас отвратиться от всего, что не истинно, ложно, в чем нет истины. Вера как знание сама по себе не является спасительной, если она не исходит из любви, не имеет основанием любовь».

И поэтому, дорогие братья и сестры, мы должны с вами помнить простую вещь, что в этой жизни мы должны, воспитывая своих детей, помнить о том, что главное – возродить в них любовь; если у них эта любовь сияет, то тогда можно оставить, они найдут путь к ней, к истине. И, как всегда, закончим наши слова тем, что говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, священноархимандрит нашей Оптиной пустыни: «Сегодня огромные усилия, вкупе с мудростью человеческой, направлены на то, чтобы оторвать людей от Бога. Но мы верим и знаем, что это никогда не произойдет. Кто-то соблазнится, кто-то пойдет по пути удовлетворения желаний плоти, отдаляющих человека от Бога, но очень многие скажут: „Нет, потому что я точно знаю – Бог меня слышит, и Царица Небесная помогает в моей жизни“». Поэтому никогда не будем отчаиваться, а понимая суть происходящего, еще больше направим свои усилия на то, чтобы детей наших также воспитать в истинной православной вере, воспитать у них любовь. И, слава Богу, в стране происходит позитивное изменение. Мы возвращаемся к нашим историческим традиционным ценностям. Но нам еще много и много надо в этом потрудиться. Да поможет нам Бог.

Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Иеромонах Серафим (Панич)