Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ви­ди­мых вра­гов у нас быть не долж­но, про­тив них од­но ору­жие: мо­лит­ва за них, ну а не­ви­ди­мых у нас всег­да бы­ло мно­го и бу­дет мно­го.

преп. Варсонофий

Па­ук ле­ни­вый си­дит на од­ном мес­те, вы­пус­тит ни­точ­ку и ждет,– как толь­ко по­па­дет­ся му­ха, сей­час и го­ло­ву ей до­лой, а му­ха-то жуж­жит... Так и враг всег­да про­тя­ги­ва­ет се­ти: как кто по­па­дет­ся, сей­час ему и го­ло­ву до­лой. Смот­ри, не будь му­хой, а то так­же за­жуж­жишь.

преп. Амвросий

Кто ус­пел за­жечь све­тиль­ник свой, тот и ли­ку­ет со Слад­чай­шим и Вож­де­лен­ней­шим сво­им Же­ни­хом в не­у­мол­ка­е­мом шу­ме празд­ну­ю­щих. А све­тиль­ник-то и есть мо­лит­ва. Серд­це — фи­тиль, мо­лит­ва — огонь, а ра­дость не­изг­ла­го­лан­ная в серд­це мо­лит­вен­ном — действие Ду­ха Свя­та­го или нас­лаж­де­ние в не­ве­ст­ни­ке с Не­бес­ным Же­ни­хом. По­то­му-то я вас и уве­ще­ваю и про­шу: не дре­ми­те, не гу­би­те вре­ме­ни в сме­хах да шут­ках, не­во­зв­ра­ти­мо­го вре­ме­ни; все эти вре­мен­ные уте­хи об­ра­тят­ся в уголь го­ря­щий, в омер­зи­тель­ное зло­во­ние, в не­вы­но­си­мую том­но­ту, а убе­жать бу­дет не­ку­да. И по­то­му Гос­подь ска­зал воз­люб­лен­ным Сво­им: Бди­те и мо­ли­те­ся, да не вни­де­те в на­пасть (Мф. 26, 41)...

преп. Анатолий

Ноги твои —
не на содомской уже
земле...

Спешка — это страшный, коварный и жестокий бич нашего времени. Обрывки слов, обрывки снов, обрывки новостей, обрывки рассеянных молитв… Мы спешим…

И мы часто сами себя уговариваем, убаюкиваем себя: «Сейчас время такое! Сейчас так живут все. Другой темп жизни. Иной ритм. Современная динамика!» И столько хороших планов мы пытаемся строить: «Вот наступит воскресение — и пойду в храм. Поисповедуюсь. Причащусь! И больного друга навещу. И „Авву Дорофея“ обязательно дочитаю» ...Но планы остаются планами, а реальная жизнь звонко хлопает по душе свою холодную безразличную пощёчину, и последнее духовное тепло улетучивается из сердца...

Как сказал один старец: «Мы живём, словно настоящего — нет! Мы как бы перекатываемся из прошлого в будущее». Действительно, мы часто живём прошлым: вспоминаем какие-то ушедшие события, встречи, случаи... И живём будущим: мечтаем, строим планы, наслаждаемся иллюзиями и т. д. А настоящее ускользает от нас! Мы не можем и не хотим почувствовать его реальность. В настоящем часто неинтересно, и мы им не дорожим. И так небрежно относясь к настоящему, мы, естественно, можем потерять будущее...

Будущее укоренено в настоящем. И Царствие Божие начинается в этой жизни. То есть, человеческая душа должна благодатно «прорасти» в Вечность. И ростки этого процесса должны появиться ещё здесь… Религиозный философ Иван Ильин замечательно говорит, что «в мире слагается и растёт живая ткань Царствия Божия. И человеческой душе необходимо войти в эту ткань живой нитью». И это, безусловно, очень трудно — стать настоящей, благодатной,  живой нитью Церкви Христовой!

Мир очаровывает человека всеми имеющимися в его арсенале средствами. Св. отцы говорят: «жизнь по заповедям Христовым — воистину есть настоящая Голгофа». Мир очаровывает человека, а у нас в душе должно произойти благодатное «разочарование» миром! То есть мы должны выпутаться из его чар, вырваться, совершить свой исход из мира страстей.

Нужно научиться бережно относиться к таинству нашей жизни. Бережно — не в смысле заботы о здоровье своего тела, проводя свободное время в бассейне или на тренажере, потому что от смерти всё равно не убежишь, даже «трусцой». Бережно — это значит, понимая, что сосуд нашей жизни находиться в руках Божественного Промысла. И этот сосуд, хрупкий и нежный, нам нужно донести до вечности!

Человеку должно стать скучно, тесно, неинтересно среди липких забот о материальном благополучии и успехе. И только из этой благодатной тесноты, из этой неудовлетворённости душа может вырваться на простор духовной жизни.

Но даже когда человек приходит к вере, когда он начинает стараться жить по Заповедям Христовым, он видит, что жизнь его — это падение за падением, это неустанное повторение греховных ошибок. Он видит, что душа его — это хитросплетенный клубок страстей...

Св. Григорий Богослов обращается к человеку, уверовавшему во Христа: «Убежав из Содома, спасшись от пепла сей жизни и от страшных угроз Божия огня — не озирайся на Содом! Иначе отвердеешь вдруг в камень и останешься памятником греха и ужасной смерти. Ноги твои — не на содомской уже земле! Не медли же и на соседских равнинах, близких к огню, но как можно скорее спасайся в гору, чтобы не настиг тебя огненный дождь!»

Христианин — это вечный беглец из Содома. Из Содома своих страстей, из Содома той мертвой атмосферы, которая живёт только земным, мыслит только по-земному и любит только берега Мертвого моря этой земной жизни.

Не к физическому бегству из городов в мифический «счастливый антигород» должны стремиться христиане, а к бегству во внутреннюю пустыню своего сердца.

«Царствие Божие внутрь вас есть»!

«Христианство — это не бегство с помощью неких магических приёмов и действий от некоего материального мира зла и лицемерия в якобы духовный мир безопасности и успеха».

«В мире скорбны будете…» Поэтому, каждый человек, вступивший на тесный Евангельский путь Спасения должен приготовить свою душу к скорби, к боли, к искушениям, к непониманию окружающих, к многоразличным страданиям… «правда в этом мире ступает ногами страданий».

Но всё равно, среди этого безумного бушующего океана боли земной жизни прикосновение к Вечности придаёт нам силы, дарует радость, внутренний мир… «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа».

Преп. Иустин Сербский говорит, что «путь Христов — это первый и единственный путь из смердящей бездны земли к вершинам благоухающего Неба. Первый и единственный — иного нет! Все остальные пути сворачиваются в кольцо безысходных ужасов». И мы, действительно, видим — человек, живущий без Бога, бежит, как безумный спринтер, по этому огненному кольцу безысходных земных ужасов. Если человек проводит свои дни в поиске развлечений, в пустых занятиях, в нерадении — он сам своими руками крадёт у себя Вечность… «В какую же бездну гордости, — восклицает блаженный Августин, — впадает человек, противящийся смиренному Богу!» И это касается, безусловно, всех нас!

И когда мы видим, насколько наше Отечество Россия погрязло в разврате, в преступности, в пьянстве, в наркомании, в безумной стихии поиска секундного земного счастья, когда мы видим, что и среди нас, верующих людей, нет, к сожалению, любви, смирения, кротости, терпения, — тех евангельских качеств, которые должны «осолять» этот мир, «преображать» его — то мы, конечно, должны задуматься над своей жизнью.

«Христианином гораздо труднее быть, чем казаться...»

...Братии одного монастыря пришёл помысл, что они превосходят в добродетели других, потому что больше упражняются в молитве. И когда они об этом спросили опытного старца, то он, помолившись, сказал: «Не говорите мне — сколько чёток вы протянули, и сколько молитв прочитали!… Скажите мне: в состоянии ли понять современного уставшего человека? В состоянии ли вы утешить озлобленного? Можете ли помочь человеку освободиться от дьявольских сетей, в которых он запутался? Можете ли вы обогреть человека любовью? В состоянии ли вы пожертвовать хоть чем-нибудь ради ближнего?»

Любить — это самое трудное! И если мы будем идти по пустыне нашей жизни с ненапоенными благодатью сердцами, то мы не найдём дороги. Мир сомнёт, скомкает, исковеркает нас. Старец Паисий замечательно говорит: «Хотим мы или не хотим — мы должны стать лучше!»

...Мир каждый день изрыгает своё страшное: «УА!» И он всегда выбирает Варавву. Мир всегда выбирает землю, плоть, прах, тлен.  Мир каждый день выбирает смерть...

Верующий же человек, христианин — это свидетель Вечной Жизни. Он — свидетель любви. И даже в самых скорбных обстоятельствах своего земного бытия он «не скорбит, якоже прочии не имущие упования», потому что всегда носит в своём сердце ответ на вопрос: «А что же такое — Жизнь Вечная?»

«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа».