Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Луч­ше про­чи­тать не все мо­лит­вен­ное пра­ви­ло, по не­дос­тат­ку вре­ме­ни, но со вни­ма­ни­ем. Страш­ные сло­ва ска­за­ны в Свя­щен­ном Пи­са­нии: Прок­лят всяк тво­ряй де­ло Гос­под­не с неб­ре­же­ни­ем (Иер. 48, 10).

преп. Никон

Не вся­кий мо­жет час­то ста­но­вить­ся на мо­лит­ву в те­че­ние дня. Но по­нуж­дать се­бя на мо­лит­ву, хо­тя мыс­лен­ную, ес­ли при лю­дях, вся­ко­му воз­мож­но. Воз­мож­но на­чи­нать и окан­чи­вать вся­кое де­ло и за­ня­тие воз­но­ше­ни­ем ума к Бо­гу. Не­по­лез­но хо­лод­ное от­но­ше­ние к де­лу мо­лит­вы. „От­мо­лил­ся, вы­чи­тал, что по­ло­же­но, и сво­бо­ден. От­был по­вин­ность свою". Та­кая мо­лит­ва не да­ет бла­гих пло­дов.

преп. Никон

Сла­бый мо­лит­ся, что­бы его не кле­ве­та­ли, а му­же­ст­вен­ный мо­лит­ся, что­бы Бог по­мог ему дру­гих не кле­ве­тать ни сло­вес­но, ни мыс­лен­но.

преп. Амвросий

Суббота 10-ой седмицы по Пятидесятнице 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие о Господе братья и сестры мы сегодня на Божественной Литургии слышали такое коротенькое евангельское чтение о том, как к апостолам, ученикам Господа Спасителя нашего Иисуса Христа подошли сборщики податей и спросили, даст ли Учитель нам подать, кинсон (Мф. 17, 24-27). Вот апостол Петр с этим вопросом подошел к Господу. А Господь его спросил: а вот как ты думаешь, должны ли давать подать сыны или чужие? Тот ответил: чужие, — что совершенно точно по логике. Но Господь сказал, что тогда сыны свободны; но чтобы их не соблазнить, иди поймай рыбу, достань оттуда нужную деньгу, которую туда вложит Бог, и отдай.

Мы сейчас не будем разбирать вот это историческое значение, почему и как давались подати, а рассмотрим духовный смысл вот этого божественного научения, которое нам сегодня дано. Во-первых, Господь предостерегает учеников, чтобы дать даже малый соблазн вот этим сборщикам податей. В Евангелии в другом месте мы читаем, что Господь строго предупреждает, что горе человеку тому, им же соблазн приходит. Лучше будет ему, если на его шею повесить мельничный жернов и утопить в пучине (Мф. 18, 7). Вот насколько Господь повелевает нам беречься соблазнов. Здесь соблазн конечно не очень большой, потому что очень часто бывает, что кто-то подати по каким-то причинам не подавал. Но это надо как-то объяснять, доказывать. Объяснений таких найти трудно.

Но суть даже не в этом. Вот мы должны понять тот Дух, который был в Господе. Ну, какой это Дух, конечно понятно – Дух Святой, Дух Божий. Вот когда Господь шел с апостолами мимо одной самарянской веси, села, где их не приняли, апостолы Иаков и Иоанн сказали Ему: Господи, давай ниспошлем с неба огонь, чтобы это село было сожжено, как пророк Илия сжигал (см. Лук. 9. 52-54). А Господь что им ответил? «Не вести, какого вы Духа» (ст. 55). И вот этот Дух, Дух Святой, Дух Мирен, о стяжании которого всем говорил Серафим Саровский: «Радость моя, стяжи Дух Мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи», этот Дух всегда выражался и проявлялся во всех словах Спасителя. Конечно, это и так понятно, иначе и быть не может, потому что Иисус Христос – Бог, в Нем ничего, кроме благодатного и премудрого не было, ничего ни страстного, ни немощного, только это благодатное. Это и так понятно. Но мы сейчас на этом заостряем внимание для того, чтобы быть последователями Христу, Его учениками, и брать с Него пример с Его помощью и по Его благодати, но брать пример воли. Хотя сами мы сделать ничего не можем, если Господь нам не поможет. Но осознанное стремление исполнять волю Божию, следовать за Спасителем привлечет к нам Божью благодать.

И вот мы сейчас должны более глубоко понять это решение Господа. Господь просто и мирно отвечал. Как бы мы поступили в таких случаях, если бы к нам обратился кто-то с просьбой, с каким-то требованием, которое мы по закону исполнять не обязаны? Мы бы с возмущением ответили: ты не имеешь право от меня это требовать. Тут ситуация была еще более сложная. У них даже денег-то не было, чтобы подать. И можно было даже не так сказать, что вы не имеете право, а просто сказать: мы бы дали, но просто денег нет, нет ни копейки. Но Господь этот вопрос решает божественно. Тут дело не в самом чуде, что поймали рыбу и нашли нужную сумму денег. Совершенно не в этом главное, а в том, что Господь поступает по их воле, чтобы с миром сделать прошение этих сборщиков податей. Вот они попросили, а Господь мирно берет и дает им эти деньги.

Вот мы об этом в нашей повседневной жизни должны помнить и всегда брать пример. Это любая ситуация дома, на работе, да где угодно. К нам обращаются с просьбой начальник или кто-то дома из семьи: сделай то-то и то-то. Мы не должны же отвечать начальнику, что это же не справедливо, вот другой свободен, так почему же ты к нему не подходишь. А я устал, я загруженный. Ну, можно было бы и так ответить, но кротко в мирном духе, если бы для этого Господь дал нам мирный дух. Но Евангелие-то заповедует другое. Оно как говорит: кто тебя просит по силе идти с ним поприще, иди с ним два (Мф. 5, 41). То есть, если начальник говорит: сделай то-то и то-то, пусть несправедливо и тяжело, но надо не только это сделать, а сделав, сказать начальнику: а не надо ли что-нибудь еще помочь. Вот подумайте, какой будет внутренний результат, если мы с Божьей помощью так поступим, какой будет внутренний результат. Мы ощутим огромную благодать, прибыток благодати. Мы же это знаем по опыту, что когда. А если мы начальнику скажем «нет», что мы ощутим? Мы ощутим потерю благодати мирного духа, и на душе у нас останется смущение.

Ведь мы паки-паки всегда должны помнить цель нашей жизни. Она одна единственная – быть в Боге, быть в благодати, быть в мирном духе. И ни какая там человеческая справедливость или несправедливость она не должна влиять на наши решения, потому что это не важно. Ну, попросили что-то нас, ну дали что-то такое, что несправедливо требуют. Ну что, эти деньги, какие мы отдали, мы что, туда возьмем в будущую жизнь. Вот будем не давать, и на день смерти нашей окаянной души в кошельке окажется большая сумма денег. Ну и куда мы в ад с собой с бесами потащим, когда бесы душу потащат? А когда человек ради Бога, чтобы быть в Боге всегда в исполнении Его святых заповедей послушает, задаст то мирное состояние души сохранить, вот этот мир – это Сам Бог, «и бысть в мире место его» (Пс. 75, 3). В душевном мире Божие место его. Бог так действует и присутствует, созидая мир. Это состояние – Бог, и он будет с душой. И такая душа после смерти не пойдет в ад, а пойдет с ангелами на небо, чтобы вечно наслаждаться с Богом.

Вот почему главная цель нашей жизни эта. Или заставили нас сделать что-то несправедливо в семье или на работе дополнительное, конечно мирно совершенно внутренне благодушно не всегда получится, если несправедливо. То есть будем делать, скрепя сердце, как говорится. Но если все равно будем делать, хотя и с неудовольствием внутренним, но ради Господа, мы получим даже двоякую пользу. Во-первых, мы сохраним мир, не потеряем его, исполним Божью заповедь. Во-вторых, мы еще в добавок познаем свою немощь и действительно скажем: воистину, я никуда не годен. Вот делаю, что Господь повелел, а на душе у меня недовольство. Вот какое у меня сердце. И конечно, пойдя на исповедь очередную, мы об этом обязательно скажем, что да вот, сказали мне сделать то, что по человеческой справедливости неправильно, но согласился, а что было делать. И сделали это дело с неудовольствием, чтобы Господь через таинство исповеди уврачевал это.

Но говоря о врачевании, это очень важный момент. Вот у нас как получается. Очень многих людей, ну, наверное большую часть из-за непонимания смущает, как же так вот изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год и еще даже дольше повторяются одни и те же грехи. Как же так? Этот вопрос многих смущает. А смущение прибавляют еще некоторые батюшки. Может они искренни, но просты, не разбираются глубоко. Они говорят: что вы не каетесь, говорите одно и то же все время, надо вам как следует раскаяться. Но это от простоты. Этим не надо смущаться. Конечно, как следует каяться надо, так мы и каемся. Дело здесь в другом. Вот эти наши страсти, которые мы исповедуем каждый раз, страсти наши – это болезнь. Неужели такое возможно, чтобы мы сходили на одну исповедь, поисповедовались: рассеянная молитва, пустословие, чревоугодие, раздражение, и вот все эти болезни одной исповедью были исцелены. Возможно такое? Теоретически конечно возможно, потому что Богу все возможно. Но практически никогда такого не будет. Почему? Сейчас мы полностью все объяснять не будем. Скажем просто кратко. Человеку совершенно не то, что не полезно, а очень пагубно, убийственно сразу избавиться от всех страстей и стать хорошеньким. Почему? Потому что если стать хорошеньким, то это будет постоянная гордыня, причем такая гордыня, что хочешь или не хочешь, а будешь всех презирать и считать себя святыми. Поэтому надо не хорошим стать, не исправиться.

Меня это очень раздражает на исповеди, когда человек говорит, что обещаю, хочу исправиться. Но это слова неразумные. Они правильные, но человек не понимает смысла этих слов. «От Господа стопы человека исправляются» (Пс. 36, 23). То есть не мы должны исправиться. А когда благодать Божия вселяется в человека, вот тогда она и совершает в нас своею силою, конечно с нашей воли, но своею силою в нас духовное действие. Вот как сказано в Священном Писании: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23). Вот мы все именно к этому же стремимся, чтобы эти качества приобрести, исправиться. Что это такое плод духовный? Это что, мы стали хорошенькими что ли? Поэтому все у нас так получилось? Нет. Это действие духа в человеке. Это действие божественной силы в человеке. Вот как апостол Павел говорит: «Хваляйся же, о Господе да хвалится» (2Кор. 10, 17). Как хвалится? «Вся могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4, 13). То есть все могу, могу быть кротким, добрым, мирным, милостивым. Все я могу, но не сам, а в укрепляющем меня Иисусе Христе. И в другом послании он добавляет: «в Нем же труждаюся и подвизаюся по действу Его действуемою во мне силою» (Кол. 1, 29). Совершенно прямым и простым текстом сказано, что я труждаюсь во Христе Его силою, которая во мне действует.

Ну почему нельзя один раз прийти на исповедь, все это понять, и все, чтобы сила начала действовать? Потому что умом мы этот духовный закон мгновенно понимаем, а вот сердце наше это быстро не поймет. Оно сформировано в гордыне. И поэтому если Бог начнет так в нас действовать, из ума это быстро улетучится, а в сердце возношение будет постоянное – я вот такой святой, потому что сердце гордое, и оно еще не может не присваивать действие в себе силы Божьей. Не может наше сердце. Но мы можем задать вопрос, а почему Бог, Он же Всемогущий, не может эту гордыню из нас мигом убрать, и чтобы сердце наше стало смиренным и все это поняло. А причина здесь такая. Мы здесь на земле для того, чтобы утвердиться волей во смирении, утвердиться волей, чего не сделали Адам и Ева в раю. Мы здесь на земле должны сделать, утвердиться волей во смирении. И вот поэтому эта гордыня «я, я, я» у нас в сердце оставляется практически на всю жизнь, чтобы мы всю жизнь с ней боролись. То есть она лезет из сердца, эта гордыня, а мы боремся, не соглашаемся, ходим на исповедь, говорим о проявлении гордыни, что вот у нас возношение. Этим самым мы утверждаемся во смирении. И еще по одной причине этот процесс очищения нашего растягивается на многие, многие годы. Хотя причина та же самая, но тут другая сторона дела. Эта сторона такова, что в процессе этой нашей духовной борьбы, в постоянной исповеди, в постоянном причастии, молитве, Богослужениях, после которых мы чувствуем благодатный прибыток, особенно после исповеди ясно чувствуем. Мы не теоретическим умом, а опытно сердцем уже начинаем чувствовать, как действует Божья благодать.

Одно дело теоретически, хоть я на 10 часов лекцию прочитаю. Люди устанут, уйдут, и через некоторое время все это забудется. Не быстро, но забудется. А другое дело, когда это постоянно во внутреннем ощущении совершается. И уже как бы само сердце чувствует не раздражимость. Само сердце говорит: это Божья благодать сохранила от раздражения. Но для этого требуются годы. Поэтому отец Варсанофий Оптинский в своих беседах (есть такая книжка «Келейные записки») говорит, что даже в тогдашней в Оптиной требовалось при всей напряженности тогдашней оптинской жизни при старцах великих, при совете с ними требовалось 25 лет, чтобы в основном избавиться от мучащих страстей. Только для этого. А до совершенства вообще далеко. Вот почему духовная жизнь растянута так надолго. А если бы она не была растянута, что нам вообще здесь на земле и делать-то тогда, если уже подготовились. Вот почему наша жизнь так долго, чтобы успели подготовиться, смириться пред Господом, узнать благодать, узнать Бога, выбрать все это осознано в смирении, утвердиться в этом.

И вот конечно нельзя в двух словах описать всю духовную жизнь. Но мы должны читать. И из всех книг, которые очень необходимы, должны быть настольными, самая для современного человека она высокоинтеллектуальная, дающая точные понятия, это книжка игумена Никона Воробьева. У нас она продается и называется «Как жить сегодня». Но есть разные редакции. Вот ее надо читать, читать и читать, пока не почувствует человек, что все эти мысли уже свои. Это будет просто огромнейший прибыток духовной жизни, если эту книжку изучить. И еще одно. Вот некоторые люди не совсем понимают, что наше главное оружие это исповедь. Исповедоваться необходимо мирскому человеку хотя бы раз в неделю. Чаще не получится. Потому что эта тяжесть, которая накопилась за неделю, если ее не исповедовать, пусть там ничего не было страшного, убийственного, но были какие-то повседневности – раздражительность, осуждение, ропот и так далее, то она на следующей неделе не будет восприниматься как тяжесть. Это усвоится. Душа почернеет, и уже человек становится другим. Он не сможет такой духовной свежести иметь, если еженедельно не исповедуется.

Поэтому каждый день надо записать, составить конспект, отметить, что у нас за день было. И в выходной день сходить в храм и четко, кратко в нескольких словах каждый грех объяснить. И прибыток будет огромнейший. И гордыни от исповеди никакой в сердце не возникает. Это проверено уже тысячами людей. То есть можно ходить, а гордиться не получится. Это очень важно. А всем остальным мы гордимся, к сожалению, и тщеславимся.

Вот будем молить Господа, Божью Матерь, великих преподобных премудрых Оптинских старцев, чтобы они своими молитвами всех нас укрепили в духовной жизни, дали мудрость и искусство, чтобы наши малые силы тратились туда, куда следует. Ко смирению в первую очередь. И смирившись, тогда мы получим благодать, которая возведет нас на небо в вечное блаженство.

Аминь.

Иеромонах Нил (Парнас)