Собор Оптинских Старцев
Аудио-трансляция

Есть гре­хи смерт­ные и несмерт­ные; смерт­ный грех это та­кой грех, в ко­то­ром, ес­ли не по­ка­ешь­ся и в нем зас­та­нет смерть, то идешь в ад, но ес­ли ты в нем по­ка­ял­ся, то он тот­час же про­ща­ет­ся. Смерт­ным он на­зы­ва­ет­ся по­то­му, что от не­го ду­ша уми­ра­ет и ожить мо­жет толь­ко от по­ка­я­ния. Грех то же для ду­ши, что ра­на те­лес­ная для те­ла. Есть ра­ны, ко­то­рые мож­но вра­че­вать, ко­то­рые не при­но­сят те­лу смер­ти, а есть ра­ны смер­тель­ные. Так же и гре­хи. Смерт­ный грех уби­ва­ет ду­шу, де­ла­ет ее нес­по­соб­ной к ду­хов­но­му бла­же­н­ству. Ес­ли, нап­ри­мер, сле­по­го че­ло­ве­ка пос­та­вить на мес­то, с ко­то­ро­го отк­ры­ва­ет­ся чуд­ный вид, и спро­сить его: „Не прав­да ли, ка­кой чуд­ный вид, ка­кая кра­со­та", то он, ко­неч­но, от­ве­тил бы, что не чувству­ет этой кра­со­ты, так как у не­го нет глаз, нет зре­ния. То же са­мое мож­но ска­зать о нес­по­соб­нос­ти ду­ши, уби­той гре­хом, к веч­но­му бла­же­н­ству.

преп. Варсонофий

Суббота 26-ой седмицы по Пятидесятнице

Дорогие о Господе братья и сестры, мы сегодня на Божественной Литургии слышали евангельское повествование о том, как Господь наш и Спаситель Иисус Христос, совершая Свою проповедь, свое служение в Царстве Небесного встретил трех человек. И вот, все эти трое были совершенно различными людьми. И Господь каждому по их внутреннему строю дал соответствующее наставление.

Первый из этих людей, видимо воспламенившись сердцем, созерцая те чудеса, которые совершал наш Спаситель, то божественное слово слушая, которое Он говорил, действительно восхищая многих людей, восхищая от этой земной жизни. И вот он, воспламенившись сердцем, захотел последовать Христу и сказал Господу, что иду по Тебе, куда Ты идешь. Но ведь Господь предупреждал, что аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет (Мф. 16, 24). Сердцеведец Господь видев не только настроение, но и сердечное устроение вот этого человека, который,  по всей видимости, еще не был готов к такому самоотверженному евангельскому служению, Он его предупреждает, что и лисы имеют норы, и небесные птицы имеют гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где главы преклонити. Иными словами Господь ему указывает на то, что последовать за Христом в этом евангельском служении, это действительно надо быть подготовленным к крайним лишениям, с которыми это служение связано.

И вот, к Нему обращается другой человек. У него случилась беда — умер отец. Он, по всей видимости, хорошо знал Господа и желал всем сердцем Ему последовать. Но его сознание о необходимости отдать долг последний своему отцу, побудило его обратиться с просьбой, чтобы Он отпустил его сначала погребсти своего отца, исполнить свой долг. Но Господь, видя его вот это самоотверженное устроение, не позволяет ему исполнить, кажется, долг совести. Не позволяет. Он говорит ему такие слова: иди, возвещай Царство Божие; пускай мертвые погребают своих мертвецов. То есть без тебя это обойдется, а ты возвещай Царствие Божие. Ну, подумайте, братья и сестры, не любому же человеку можно сказать такие слова, Самим Господом сказанные: иди, возвещай Царство Божие. Видимо это был человек очень высокого духовного строя, вполне готовый к вот этому апостольскому служению.

А вот третий человек, который прежде чем последовать за Господом, его видимо тоже восхищало то, что делал Господь, какое Он говорил божественное слово, как Он исцелял больных, очищал прокаженных, изгонял бесов, мертвых воскрешал. Все это, конечно, его восхищало. Но у него не было, по всей видимости, ни нужного настроения, ни должного устроения в сердце. И Господь ему сказал, что никто, возложив руку на рало (то есть на плуг) и зря вспять, не управлен есть в Царствие Божие. Ведь недаром нам дано предупреждение: поминайте жену Лотову, которая, обратившись взглядом на Содом, который был заливаем по Божьему наказанию огнем и серой, посмотрела с сожалением на свое былое имущество. Видимо у них был благоустроенный дом, хороший сад. И вот это сожаление о житейских благах привело к такому наказанию страшному, что она превратилась в соляной столб. И вот этот человек третий, по всей видимости, не был совершенно готов и колебался, чтобы последовать за Господом, когда, конечно такое важное, но не столь важное дело, как погребсти отца, что он хотел сначала совершить.

И Господь Сердцеведец — это само по себе не плохо, видит сердечное устроение. Мы ведь недаром из Евангелия знаем, что один добрый благочестивый богатый юноша, тоже желающий спастись, он обратился с этим вопросом ко Господу, как спастись. И Господь ему повелел исполнить необходимые заповеди. Мы это из чтения знаем. Но сказал, что если хочешь быть совершенным, иди, раздай имение и следуй за Мной. То есть лишиться всего своего имущества. Почему? Потому что оно мешает духовной жизни вообще, тем более мешает следовать за Христом, взем свой крест. И вот поэтому, когда Господь Своих апостолов посылал на евангельскую проповедь и дал им силу изгонять бесов, исцелять недужных, очищать прокаженных, воскрешать мертвых, дал им такую благодать, Он им повелел ничего с собой не брать, запретил иметь какие-то деньги при себе, иметь суму, то есть в суме что-то лежащее, типа запасов хлеба, иметь запасную одежду. Почему? Потому что самоотвержение и отрешение необходимы для того, чтобы полностью возложить надежду на Бога, Который обязательно пропитает каждого Своего раба. И в этом Евангелии мы видим очень много поучений.

Видя себя, свое устроение, свою привязанность ко всему земному, к чему мы так прилежим в своей жизни, то, что мы хотим иметь обеспеченный быт, запас каких-то продуктов, денег и вещей. Вся вот эта наша приземленность, явно мешает нам последовать за Христом, ибо, где сокровище наше, там и сердце наше будет. А избавиться от этого «сокровища» мы сами не можем. И вот Господь в силе нам помочь. И в этом Он Сам засвидетельствовал, что когда апостолы в недоумении спросили насчет богатых, когда Господь сказал, что неудобно богатому спастись. Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши. Они спросили тогда: а кто же может тогда быть спасен? А Господь говорит: невозможно от человеков, вся возможна суть от Бога.

Мы из церковной истории знаем не десятки, не сотни, а тысячи и тысячи случаев, как спасал Господь людей. И вот эта пережитая страшная эпоха, когда были непостижимые нашему нынешнему пониманию гонения, лишения, условия, в которые люди попадали за веру, она свидетельствует о том, как Господь спасает. Когда одну из Дивеевских сестер везли к месту заключения, ей явился преподобный Серафим и сказал, что теперь для тебя начинается настоящее пострижение, хотя она давно уже была монахиней. Вот в этих словах, конечно, всем нам понятен смысл, что хотя многие стали монашествующими, посвятили себя Богу, но может ли человек, привязанный к земным удобствам. Ведь у каждого монаха есть келья, есть одежда, есть чем питаться. Все это обеспечено. Может ли человек по своей немощи идти за Христом, имея все это? Конечно, сам не может. Избавиться от всего этого удавалось лишь отдельным избранникам Божиим. Вот как, к примеру, сам преподобный Серафим, который в своей пустыньке жил, не беря в монастыре никакой пищи, и питаясь просто сныткой. Вот это, конечно, тот яркий пример последования за Христом, которое мы имеем в лице святых.

Но мы сами, как и большинство людей не в состоянии без особой помощи Божьей следовать этому примеру. И поэтому Господь всем нам помогает, устрояет Своим промыслом спасение каждого человека, верующего в Него. И как устрояет? Господь ясно объяснил этот способ: «многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие». И «егоже бо любит Господь,  наказует; биет же всякого сына, егоже приемлет». Вот этими скорбями, болезнями, другими всякого рода огорчениями, которые постигают каждого верующего, Господь отрывает от суеты этой временной жизни, отрывает от тяжести, от бремени, которое лежит на нашем сердце. Сейчас очень многие тяжело болеют. Ведь больному человеку все это становится ненужным. Он становится свободным от этого вредного губительного имения, которое отрывает сердце от неба. Он становится по слову апостола, умирающий особенно человек, не имеющего «зде пребывающего града, но грядущего взыскуем». Конечно, не очень-то похвально на последнем этапе жизни приходить в такое состояние.

Но мы ведь знаем из Евангелия утешительную историю, что и работники единодесятого часа получили плату равную с теми, кто работал весь день. И поэтому когда Господь, спасая нас, людей верующих в Него, посетит скорбями, болезнями, возведет на крест, на свою личную голгофу, мы должны быть безмерно благодарными нашему Спасителю за то, что Он нас любит и по Своей милости нас спасает. И конечно ни в коем случае не поддаваться ропоту, который непременно будет бороть в нашем эгоистичном себялюбивом сердце, и всегда иметь благодарное устроение и сознание благоразумного разбойника, достойно по делам нашим приемля. Ведь действительно, прожив всю свою жизнь в привязанности к миру сему, мы иного способа спасения и не имеем, как если Господь Своей десницей нас будет спасать.

И вот мы с вами сегодня, слушая Евангелие, сознавая свою немощь, всецело предадим себя в волю Божью, вооружимся мыслью, как апостол заповедует: «Христу пострадавшу за ны плотию, и вы в туже мысль вооружитеся; зане пострадавый плотию, преста от греха». Мы вооружимся в эту мысль, что многие скорби, страдания — это то спасительное врачевство, которое нас обязательно должно посетить и освободить от нашего страстного губительного для души естества, ибо, когда внешне человек тлеет, обаче внутренне обновляется по все дни. Будем на это настраиваться и заранее будем молить и благодарить Господа за то, что Он по Своей милости по молитвам Пречистой Владычице нашей Богородицы и всех святых нас спасает и ведет в Царствие Небесное. Аминь.

Иеромонах Нил (Парнас)