Собор Оптинских Старцев
Аудио-трансляция

Ста­рай­ся, да­бы со внеш­ним сми­рен­но­оде­я­ни­ем сог­ла­со­вать и внут­рен­нее сми­ре­ние. Счи­тай се­бя худ­шею и пос­лед­ней­шею всех, не ус­та­ми ток­мо го­во­ря, но в серд­це мысль вод­ру­жая; оно дос­та­вит те­бе спо­кой­ствие.

преп. Макарий

Память Святителя Филарета, митр. Московского Суббота 26-ой седмицы по Пятидесятнице

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы вспоминаем великого человека 19-го века, который своей жизнью осветил  весь этот 19-ый век, да не только тот 19-ый век. То есть насколько он востребован был бы сейчас, потому что то, чем занимался святитель Филарет Московский, оно актуально и в нынешнее время. То есть те вопросы, которые он поднимал в своей жизни, и решал их не  только для себя, не только в церковном, но и еще и в государственном плане. Это как бы пример для нас всех.

И вот, вся его жизнь это как бы пример для нас всех. На Руси как говорят: яблоко от яблоньки недалеко падает. И вся жизнь святителя Филарета и есть вот такое яблочко благотворное, которое упало недалеко от той яблони, на которой оно выросло. То есть он сам вырос в духовной среде. Его родители были духовного звания. И именно это воспитание, которое он получил в своей семье, родило такой необычайный плодотворный плод, которым воспользовалась не только Россия, но и весь земной шар. С детства он такую любовь стяжал к Богу и ко всем людям, что не может, как говориться, укрыться светильник внизу. Его Господь обязательно поставит на обозрение всему миру. Вот это самое и произошло со святителем Филаретом Московским. Родился он, вырос, семья воспитала его, дала ему вот этот стержень духовный.

Многие сейчас говорят: не хотим рожать детей, потому что нечем кормить, негде жить. А проглядывается совершенно другая причина, почему люди не хотят этого делать. Она не явная, но она настолько проглядывается. А причина эта очень страшная: мы не хотим рожать детей, потому что нам нечему их научить. Мы боимся этого, потому что, что мы умеем: прийти с работы, упасть на диван перед телевизором, мусор вынести, если жена попросит.

Нас из деревни загнали в города, у нас отняли физический труд на земле. Мы работаем целыми днями в погоне какой-то, в гонке, а самое главное уходит от нас. Мы не понимаем, зачем мы живем. В суете мы просто прозябаем. И вот это мы чувствуем. И когда встает вопрос: а дети? Ну, хорошо, до семи лет мы их кормим, поим, обуваем, одеваем. А после семи уже встает вопрос: а научить-то мы их чему-то можем? И выясняется, что нет. И вот этот страх, который сидит в нас, он не дает нам как раз этого сделать, заняться рождением и воспитанием детей. И вот поэтому наши матери бедные духом стали, что нельзя сказать о наших с вами бабушках и дедушках, которые были великого духа и рожали нас, и кормили, и поили, и не боялись ничего. И в 16 лет отправляли нас на завоевание мира, и никаких наследств нам не даровали, никаких нам сберкнижек не оставляли, а говорили: иди, сынок (или дочка), завоевывай мир, весь мир перед тобой. Как нас учили в Советском Союзе: весь мир перед вами, бери своими руками. И мы не боялись и брали этот мир.

И вот, мы все с вами стоим в этом храме живые, здоровые, целые и невредимые. Сколько у нас было за последние три десятка лет испытаний для нашей страны, но мы все их прошли. Но почему-то мы не захотели много родить в эти тридцать лет детей? Поэтому мы стоим здесь, к сожалению, только взрослые люди, а деток совсем мало, а не по пять, по десять детей у каждого, стоявших бы сейчас рядом с вами, если бы не имели вот этого страха нежелания нести материнский и родительский отеческий подвиг. Но никогда не поздно начать заново.

Сейчас у нас в стране такая большая катастрофа — нет людей нигде. В монастырях не хватает, в рядах священников не хватает, на заводах не хватает. Нигде не хватает людей. И вся надежда, к большому сожалению, на совсем молодых девушек, юношей, и на тех, кому за сорок, потому что упустили мы поколение. Вот сейчас я слышал, что в стране 10 миллионов инженеров надо. А где их взять? Нет их. Ну, давайте! Хоть когда-нибудь надо начинать менять все в другую сторону. И это зависит от нас с вами. Поэтому надо отбросить все эти страхи, взять на себя ответственность и решимость жить по воле Божьей и жить с ответственностью за свою жизнь, где мы живем, в какой стране мы живем и для чего мы живем.

Святитель Филарет Московский так прожил свою жизнь, что о нем еще будут говорить после нашего ухода многие и многие тысячелетия. Сколько земле хватит жить, столько о нем и будут говорить, потому что при своей жизни он столько сделал, что даже не верится, что это сделал один единственный человек. Еще даже когда он был молодым семинаристом, и начал говорить проповеди, про него митрополит Платон сказал так: я пишу по-человечески свои проповеди, а он пишет по-ангельски. И это молодой семинарист, который только пришел! Но откуда это ангельское написание проповедей и речей? От мамы с папой, которые дали ему это. Вот что самое главное для детей от нас требуется. Мы должны дать им духовный стержень, ради чего мы живем, ради чего человечество живет, ради чего он живет, этот ребенок.

Сейчас надо научить его с детства, что каждый его день, каждый его поступок — это его будущая жизнь. Что он скажет своим знакомым, что он скажет или с кафедры, или с поста министра обороны? Скажет, а я был непослушный, я был своевольник и так далее. Или он скажет: ну, жил, как жил, как научили меня мама с папой, честно и порядочно жил; вот стою сейчас перед вами честный и порядочный. А то бывает такое, что человек покупает себе документы. И такое я слышал, скрывают от духовника  и думает, что получит какое-то продвижение по службе. Даже такое бывает, даже православные так поступают, хотя мы знаем, что надо закончить образование. Нет, лучше купить. Ну, это как бы боль такая! Вот насколько человек живет без вранья, у него вся жизнь без вранья. А если он с детства начинает врать, то обязательно в течение своей жизни он будет проживать ее коряво и неправильно. И вот от нас с вами зависит, чтобы этого не было.

Когда святитель Филарет, будучи еще иеромонахом, поступил в Петербургскую академию, он уже там разработал (молодой иеромонах!) полный курс богословских и исторических наук, и первый начал читать лекции на русском языке. Он же принял участие в деле перевода Библии на русский язык для простого народа, чтобы народ приучался к чтению слова Божия дома. Не только в храме слышал чтение слова Божия, но и дома. И вот как раз на себя он взял перевод Евангелия от Иоанна. Им же были составлены и правила для перевода. И в 1819-ом году этот перевод четырех Евангелий на русский язык был напечатан нашей Церковью. А уже в мае 1823-го года был напечатан всем известный православный Катехизис кафолической восточно-греко-российской Церкви, им составленный. А это вообще бесценный труд, который на века прославил этого человека, потому что в нем он просто, четко до сердца доходящими словами показал всю истинность нашей православной веры. Он был очень еще молодой, когда его поставили на пост святителя Московской Епархии. И на этом посту он правил 50 лет. Почти полвека этот человек правил Московской Епархией. Насколько этот человек был талантливый. Он даже занимался тем, то пытался примирить старообрядческий раскол — эту боль нашей Церкви. Сколько сотен тысяч людей перешли, благодаря ему как раз. Он написал книгу «Беседы к глаголему старообрядцу». И благодаря этой книге из так называемого белокриницкого согласия люди воссоединились с православием.

Но не только он занимался церковными делами. Великий архипастырь вел так свою жизнь, что к нему прислушивались и императоры, и великие князья, и министры, и сенаторы, и губернаторы и генералы. И вообще ни одно большое политическое событие не оставляло его равнодушным. Многие изречения митрополита Филарета, сказанные в беседах с посетителями, поражают своей глубиной мудрости и силой слова. Один из собеседников разговаривал с ним о частых падениях и спрашивал, как быть — дух бодр, да плоть немощна? Не наоборот ли, отвечал святитель, плоть бодра, а дух немощен. Или он еще часто повторял, что христианство не есть юродство или невежество, но премудрость Божия. Благочестие не есть отрицание наук и знаний, но жизненное начало истинного знания. Какие слова: «жизненное начало  истинного знания». И как нас обманывают люди, которые говорят: вот действительно невежество, монахи невежественные люди, уходят в монастырь. Сколько раз я это слышал. То есть принято в миру среди просвещенных людей считать, что если человек верующий, то он или религиозный фанатик или невежественный человек. Хотя на самом деле он сам показывает, что он завидует тому, кто живет духовной жизнью. Поэтому не обижайтесь на слова такого человека, а просто помолитесь в своей душе: Господи, дай  ему разума и коснись Своей благодатью его сердца, чтобы он тоже захотел прикоснуться к нашей духовной жизни и к любви нашего Спасителя.

Святитель Филарет так говорил: на порицание лучше отвечать кротостью, нежели порицанием. Чистою водою надобно смывать грязь, а грязью грязи не отмоешь. Это к вопросу о том, как мы должны реагировать на всяческие выпадки и выходки в наш адрес. И известно еще такое изречение святителя: молитва друг за друга есть лучшее общение. И вот этими советами необходимо всем нам пользоваться в своей жизни.

Молитвами святителя митрополита Московского Филарета, Господи, спаси и сохрани нас грешных. Аминь.

 

Иеромонах Силуан (Межинский)