Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Не вдруг лезь­те на не­бо, но сми­рен­но пос­ту­пай­те, а то ху­же всех гре­хов, ког­да гор­дость и мне­ние об­ла­да­ют ва­ми.

преп. Макарий

Про­щенья про­сить труд­но то­му, кто горд. Ди­а­вол то­же не уме­ет и не лю­бит про­сить про­щенья.

преп. Анатолий

Ес­ли силь­но про­яв­ля­ют­ся гнев, ро­пот, то это вер­ный приз­нак ду­ши гор­дой. Сми­рись, уко­ри се­бя, и си­лен Гос­подь по­дать ру­ку по­мо­щи и уте­шить.

преп. Анатолий

Суббота 3-ей седмицы по Пасхе Память Св. Великомученика Георгия Победоносца

Христос воскресе! Воистину воскресе! Дорогие о Господе братья и сестры, мы сегодня за Божественной Литургией слышали евангельское чтение. Это чтение таким вот удивительным образом совпало. Это и чтение празднуемому ныне нашему святому Георгию Победоносцу, и оно же — это третья суббота по Пасхе. То есть сегодня в этом чтении как бы объединился и дневной смысл, и смысл празднования святому. И что мы сегодня слышали в этом Евангелии, которое читалось?

Господь нам в этом чтении преподает очень глубокий духовный урок. Он говорит, что мир вас возненавидит. Но Меня, говорит Господь, он прежде вас возненавидел, и что Я избрал вас от мира. Я избрал вас от мира (Ин. 15, 17), — вот эти слова, обращенные к апостолам, безусловно, касаются всех верующих во Христа. Господь всех нас, верующих, избрал от мира. И сего ради нас должен ненавидеть мир. В этих словах заключается повеление Божие, чтобы мы не были миром. Если мы избраны от мира, мы не должны жить той жизнью, которой живет мир, о котором говорится, что мир во зле лежит.

Что означают слова Господа: «Я избрал вас от мира»? По какому принципу, или по какому критерию Господь избирает человека от мира? Это мы с вами избираем себе своих друзей или кого-либо еще по человеческим признакам — способностям или по другим каким. Господь избирает по божественному предведению. Об этом совершенно ясно говорит апостол: ихже бо предуведе, сих и предустави … ихже призва, сих и оправда; а ихже оправда, сих и прослави (Рим. 8, 29). Возможно, вот эти слова, произнесенные по церковно-славянскому, не всем вполне понятны. Скажем на русском языке. О ком Господь предуведил, то есть предузнал по Своему божественному предведению, как они воспримут ниспосылаемую им благодать, вот таковых, которые не отвергнут, но примут Божью благодать, вот Господь и избрал. То есть избрание Божие зависит от нашей с вами воли. И многие люди, к сожалению, наверное, большинство, они не принимают божественную благодать, нас освящающую и спасающую.

Мы слышали в деяниях апостольских, которое читалось на этой неделе, такие слова, которые святой первомученик и архидиакон Стефан сказал Синедриону, что вы присно противитесь Святому Духу. То есть вы всегда сопротивляетесь Святому Духу. Эти страшные слова, к сожалению, касаются очень многих, даже тех, которые, как и вот эти фарисеи, иудеи, члены Синедриона называют себя верующими, истинно верующими, даже лучше других. А фактически они являются богопротивниками. Что означает не противится Святому Духу? Ну, вот если мы вспомним житие Георгия Победоносца, вчера кратко его читали на Всенощном бдении, мы воспомянем вот такой случай из его жизни, когда он решил перед безбожником гонителем Диоклетианом исповедовать Христову веру, что он делает сначала. Он раздает все имение нищим. Почему? Чтобы это имение не связывало его свободы, потому что, «где сокровище ваше, — говорит Господь, — там и сердце ваше будет». А куда вот это сокровище земное, которым обладал вот этот славный воевода Георгий Победоносец, куда оно переместилось, будучи роздано нищим? Ясно, что для него это уже было небесное сокровище. Но решиться на такой шаг, конечно, не всякий человек может. И мы опять же подтверждение этим словам находим в святом Евангелии.

Когда Господь призвал благочестивого юношу следовать за ним, а ведь Господь такие для нас очень важные и страшные слова сказал: «иже не приимет креста своего, и в след Мене грядет, несть Мене достоин». И вот этот юноша, хотя он соблюдал основные заповеди ветхозаветные, однако же, он отошел, скорбя, потому что не мог расстаться с большим имением, которым он обладал. И он не имел духовной свободы. А кто дает духовную свободу, чтобы решиться вот на такие поступки? В нашей духовной жизни мы очень часто делаем неправильные выводы и от того расстраиваемся из-за того, из-за чего не нужно, что мы того не можем, этого не можем. И как будто человек вообще сам что-то может, когда Господь ясно сказал, что без Мене не можете творити ничесоже. И что же дает нам такую свободу поступать самоотверженно и следовать за Христом, взем свой крест? Апостол ясно говорит: идеже дух Господень, ту свобода. Ну а где же святой великомученик Георгий почерпал этот дух Господень? Здесь речь идет о целом жизненном процессе, который Господь ясно выразил в таких вот словах: «иже не собирает со Мною, расточает». Что расточает? Расточает благодать Святаго Духа, если он не собирает, расточает то, что по слову Серафима Саровского является целью всей нашей христианской жизни, и который нам усердно говорит, умоляет нас, чтобы мы не теряли время впустую и постоянно всегда торговали тем товаром, который дает больше прибыли.

О какой прибыли идет речь? Сообразно этой беседы вопроса этого и не возникает. Прибыли благодати. Каким образом мы можем осознавать и тем более собирать, стяжевать божественную благодать? Это достигается одним лишь только путем — послушанием благодати, которую ясно ощущает каждый из истинно верующих членов Церкви. К сожалению, очень многие люди, хотя внешне они даже подходят под все признаки членов Церкви — исповедуются, причащаются, молятся, соблюдают посты, однако бывает и такое, что они чужды Церкви, чужды благодати. Конечно большинство не таковых, но случается и такое. И такие печальные примеры мы знаем. Особенно часто это было в советское время, да и сейчас тоже бывает. К примеру, когда приезжают благочестивые паломники, придут пораньше, по незнанию сядут на какие-то скамейки. А придет какая-то старожилка монастыря или монахиня и скажет: это мое место; типа убирайся. Конечно, это о чем свидетельствует? О том, что здесь что-то не так. Конечно, это не означает, что это совершивший такое человек совершенно отчужден от благодати. Вполне возможно, что если он ощутит, что у него смущение после вот этого дела — прогнать со своего, так называемого места кого-то, и он поймет и возможно сделает какие-то выводы. Но этого мы не знаем. Мы видим только внешнее. А бывает и такое, что человек считает это справедливым. В таком случае (мы об этом не будем судить) наверное, этот человек заслуживает беспокойства и сострадания, потому что всегда мы должны чувствовать, какой плод не для кого-то даже внешних, а внутренний плод сказанных тех или иных нами слов.

Всегда бывает, это не то, чтобы от случая к случаю, это бывает целый день, когда мы должны и ощущаем, кто к этому внимателен, что нужно направлять свою волю к тому, чтобы быть с Богом. Как ее направлять? Сам человек это сделать не сумеет. Но Священное Писание прямо нам указывает, что способы уразумения своего действования ежедневного ежечасного всегда могут быть нам известны от Бога, как ясно говорит царь и пророк Давид: «Дух Твой благий наставит мя на землю праву», на ту самую землю, на то самое Царство Небесное, которое действием божественной благодати совершается в нашем сердце, и для чего мы здесь на земле проходим это свое поприще. Но говорить о тонких моментах духовной жизни, это не всем будет понятно.

Но наиболее яркие моменты нам понятны всегда. Мы понимаем, что надо всем все прощать, что надо быть снисходительным ко всем нашим окружающим: домашним, сотрудникам по работе, всегда им сочувствовать, всегда уступать, хотя было бы даже и физически тяжело. Сдерживать свой язык, когда душа кипит: «смятохся и не глаголах» сказано. И вот всегда надо следовать, чтобы внутри нас не терялся мир. Мир, бывает, теряется чисто от внешних обстоятельств. Поступают с нами не справедливо, или какую Господь скорбь нам пошлет, а у нас в душе малодушие и смятение. Но это не значит, что мы уже все потеряли. Совершенно нет. Мы в этих внутренних даже состояниях все равно должны направлять свою волю покорности воле Божьей, послушанию благодати. Ну, оскорбили нас — мы не отвечаем; сделали несправедливо — покоряемся по слову Евангелия — это нам Господь повелел; малодушие проявили, ну, стараемся молиться Богу об укреплении. Но самое-самое главное, мы должны пользоваться основным, а может быть даже единственным по слову святителя Игнатия Брянчанинова оружием духовной жизни. Это к частому прибеганию к исповеди своих грехов, которое у мирского человека обязательно, кроме каких-то экстремальных обстоятельств должна быть еженедельная. А здесь в монастыре еще со времен Оптинских старцев было установлено ежедневное откровение всех своих нарушений перед своим старцем. И вот если мы не будем этим оружием пользоваться, никогда наши проблемы не решатся. Бывает часто на исповеди, человек задает вопрос: как мне быт? А я спрашиваю у такового: как часто вы исповедуетесь? И он говорит, что раз в месяц или реже. Ну, конечно же все понятно. Надо начать мирскому человеку исповедоваться хотя бы еженедельно, а потом уже задавать вопросы, как быть.

Вот давайте, дорогие о Господе братья и сестры, постараемся, вооружившись примером святаго великомученика и Победоносца Георгия, не отступать от искания того, ради чего нас призвал Христос, и следовать путем крестным за Христом. И тогда вместе с Ним, вместе с Георгием Победоносцем, Матерью Божьей, всеми святыми достигнем вечного нескончаемого всеблаженного Царства. Аминь. Христос воскресе! Воистину воскресе!

Иеромонах Нил (Парнас)